Сенат одобрил

Со значительным перевесом американские сенаторы проголосовали поздно вечером в четверг за ратификацию Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ), подписанного в апреле этого года президентами России и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой. Чтобы добиться поддержки республиканцев, комитет Керри, а затем и Сенат целиком одобрили две ключевые поправки. Россия готова вслед за США провести голосование по СНВ в обеих палатах Федерального собрания. Генеральный секретарь Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен уже поприветствовал ратификацию…
В поддержку ратификации высказался 71 член верхней палаты Конгресса (именно она уполномочена на ратификацию международных соглашений Соединенных Штатов). Против проголосовали только 26 сенаторов. Глава сенатского комитета по иностранным делам, бывший кандидат в президенты США Джим Керри не ошибся в своих прогнозах. Накануне, когда верхняя палата решила завершить прения по договору, он говорил о 70 сенаторах, готовых поддержать ратификацию.

Для прохождения документа администрации Обамы требовалось собрать не только голоса всех 58 сенаторов-демократов, но и как минимум девяти республиканцев. Последним аргументом стал приход в зал заседаний вице-президента Джозефа Байдена, который де-юре возглавляет Сенат, но редко пользуется своим правом вести заседания, и госсекретаря Хиллари Клинтон, наблюдавшей за голосованием с гостевой трибуны.

Ратификация состоялась после семи дней дебатов. Первые шесть дней республиканцы буквально заваливали палату поправками как к самому договору – они пытались внести изменения в его преамбулу, что автоматически возвращало бы его на стол переговоров с Россией, – так и к сопроводительным документам. В итоге Керри и его главному союзнику в стане республиканцев, старшему представителю партии в том же комитете Ричарду Лугару удалось добиться закрытия дебатов, но и в среду обсуждение заняло почти шесть часов.

Республиканская оппозиция использовала прежний набор аргументов, указывая, что договор никоим образом не говорит о российском потенциале тактического ядерного оружия и к тому же трактуется в Москве как ограничивающий право США на создание национальной ПРО (Россия добилась включения в преамбулу положения о взаимоувязке наступательных и оборонительных потенциалов).

Резче всего против ратификации выступали второй человек в сенатской иерархии республиканцев Джон Кайл, техасец Джон Корнин и бывший кандидат в президенты Джон Маккейн, который использовал трибуну для резких высказываний в отношении России. Многие сенаторы называли Москву «ненадежным партнером», полагая, что договор выгоден исключительно российской стороне.

Парируя, демократы указывали, что в поддержку ратификации выступило все политическое и военное руководство США, а также все оставшиеся в живых шесть госсекретарей прошлых республиканских администраций с присоединившимся к ним Джорджем Бушем-старшим. Флоридский демократ Билл Нельсон также вспомнил, как во времена его детства обе партии вставали за спиной американского президента, когда дело касалось вопросов национальной безопасности, призвав своих коллег «подняться над партийными интересами».

Чтобы добиться поддержки республиканцев, комитет Керри, а затем и Сенат целиком одобрили две ключевые поправки к сопроводительной резолюции – по ПРО и по модернизации американских ядерных арсеналов. Первая поправка, авторами которой стали Маккейн, Боб Коркер, голосовавший за ратификацию, и независимый сенатор Джозеф Либерман, поддерживающий демократов, закрепляет обещание Обамы развивать системы ПРО, защищающие США и их союзников. Вторая – подготовленная Кайлом – ловит на слове Белый дом, обещавший и дальше модернизировать американский ядерный арсенал и ядерные лаборатории.

Комментируя итоги голосования, Керри, ранее взывавший позаботиться «о человеческой жизни на этой планете», отметил, что сенаторы своим голосованием «послали сигнал Ирану и Северной Корее, что международное сообщество остается единым в своем желании ограничить ядерные амбиции стран, которые действуют, выходя за рамки закона».

На благоприятные сигналы из Вашингтона отреагировали и в российском парламенте. Источник в Госдуме объявил, что в случае ратификации ДСНВ Сенатом в среду аналогичный вопрос может быть вынесен на обсуждение нижней палаты российского парламента в ближайшие два дня (последнее пленарное заседание осенней сессии – в пятницу). «Если СНВ пройдет успешную процедуру в Конгрессе США, нет никаких препятствий для вынесения его на обсуждение 24 декабря – в последний день осенней сессии палаты», – заявил источник. Однако подтверждения этой информации нет: председатель комитета по международным делам Константин Косачев покинул Думу, отключив мобильный телефон, что источники в парламенте интерпретировали как нежелание комментировать любой возможный итог голосования в Сенате.

В теории думцы были готовы ратифицировать договор и после праздников. «Мы спешить не будем, – заверял «Газету.Ru» на прошлой неделе член комитета по международным делам «единоросс» Александр Клюкин. – Если Сенат проголосует за ратификацию ДСНВ до Нового года, наш комитет соберется сразу же после январских праздников».

Ратификация ДСНВ Москвой была сопряжена не только с календарными трудностями: после того, как сенаторы-республиканцы стали обставлять международное соглашение не устраивающими российскую сторону дополнениями, Косачев объявил, что вопрос следует вернуть в комитеты. Летом оба профильных комитета – по международным делам и по обороне – уже одобрили ратификацию. В четверг о повторном рассмотрении на уровне комитетов уже никто не говорил.

В свою очередь пресс-секретарь Дмитрия Медведева сообщила, что Россия готова вслед за США провести голосование по СНВ в обеих палатах Федерального собрания. По словам Натальи Тимаковой, новость о ратификации Сенатом США договора о сокращении наступательных вооружений президент России Дмитрий Медведев «воспринял с удовлетворением».

Напомним, что накануне в ходе визита в Индию Медведев, коснувшись отношений России с США и НАТО, призвал Альянс подумать о совместной системе ПРО, а в случае отказа пригрозил ростом ядерного потенциала. Как отметил Медведев, Москва к созданию системы противоракетной обороны в Европе относится прагматично. По словам президента, если Российская Федерация будет иметь определенное место в создании объединенной системы, состоящей из двух частей – НАТО и российской, – для Москвы такой вариант наиболее предпочтителен.

Как предупредил российский лидер, если за время переговоров по этой проблеме, которые могут продлиться около 5-7 лет, Россия не найдет себе места в этой системе, российским и американским политикам придется принимать очень неприятные решения. «Чем сильнее ПРО, тем сложнее сохранить паритет по ядерным средствам, и тот, кто развивает ПРО в одностороннем порядке, должен понимать, что в этом случае другая сторона, не принимающая в этом участия, будет наращивать ударный ядерный потенциал», – пояснил президент РФ.

Как отметил Медведев, договор об СНВ не решает проблемы полного разоружения, задача сторон на ближайшее будущее – уменьшить риск применения оружия массового уничтожения. Как подчеркнул президент, для полного разоружения необходимо согласие других стран, имеющих ядерное оружие.

Однако прежде чем приступить к голосованию по документу, Москва собирается внимательно изучить те поправки, которые были внесены в него. «За последние дни и недели текст резолюции претерпел, как мы понимаем, определенную эволюцию в сравнении с первоначальным проектом. Так что и нам, и Федеральному Собранию РФ еще понадобится какое-то время для изучения окончательного текста американских ратификационных документов», – заявил глава МИД России Сергей Лавров.

Генеральный секретарь Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен уже приветствовал ратификацию Сенатом США нового договора об СНВ, который, по его мнению, «внесет значительный вклад в евроатлантическую безопасность». «Я приветствую ратификацию Сенатом США нового договора по СНВ между Соединенными Штатами и Российской Федерацией, который внесет значительный вклад в евроатлантическую безопасность. Предусмотренное сокращение стратегического ядерного оружия США и России подготовит почву для продвижения инициатив по контролю над обычным и ядерным вооружением, что еще больше укрепит безопасность в евроатлантическом пространстве и за его пределами», – цитирует агентство РИА Новости заявление Расмуссена.

Генсек также отметил, что на лиссабонском саммите НАТО в ноябре все лидеры Альянса выразили единодушную поддержку ратификации договора по СНВ. Расмуссен напомнил, что в Лиссабоне страны НАТО договорились развивать возможности территориальной системы противоракетной обороны и «запустили фундаментально новый этап в отношениях между НАТО и Россией, включая сотрудничество по ПРО». «Страны НАТО и Россия согласились, что мы не представляем угрозы друг для друга, а, наоборот, стремимся к стратегическому партнерству. Новый договор по СНВ создаст возможности для еще большего сотрудничества и укрепит международную безопасность», – подчеркнул генсек НАТО.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам