Огненная вода из-под крана

Цитата из блога: «Сидели недавно с друзьями. Хорошо так сидели, душевно. «За здоровье» поднимали не часто, мешали не много, но на второй день после мероприятия было так, как должно было быть на первый. Про первый вообще молчу – выпал из жизни. Закономерно (день эдак на третий) возник вопрос: какой же «овсяной печенькой» траванулся весь честной народ? Особенно, если учесть, что куплена она была не в дворовой «наливайке», а в нормальном маркете. С акцизом, этикеткой и прочими полагающимися для контроля бумажками…».
Действительно, с «самопалом», «бормотухой», «шмурдяком» и всеми остальными прелестями теневого алкорынка хоть раз в жизни, но сталкивался каждый. Вовсе не обязательно достигнув (а скорее, обязательно не достигнув) требуемого двадцатиоднолетия. Алкоголь – это практически беспроигрышное направление бизнеса в Украине, где народ традиционно склонен пить много, долго и самоотверженно. Причем в силу объективной финансовой несостоятельности большинство в виде «культурно-дегустационного развлечения» выбирает алкоголь в нижнем и ниже среднего ценовом сегменте. Где, как правило, и натыкается на фальсификат.

Праздники этому только способствуют. После новогодне-рождественско-староновогодней елки (поистине самый длинный алкомарафон во всем мире) МВД в регионах уже собирает урожай. Приведу всего два примера. В начале января в Одесской области доблестная милиция накрыла подпольщиков с 620 готовыми к реализации бутылками коньяка, сотней бутылок водки и «заготовками» из 230 л спирта и множества пустых бутылок. А по всей Луганской области только за первую декаду первого месяца года из незаконного оборота было изъято около 15 тыс. бутылок водки с признаками фальсификации, 32 тыс. л спирта, а также почти 15 тыс. «акцизок».

На этом фоне результаты исследования Госпотребстандарта выглядят, как данные с другой планеты. Официально процент неликвида в прошлом году по всему алкогольному рынку у нас составил лишь 15%. То есть – меньше пятой части всей реализуемой по стране водки, вина, коньяка и ликеров. Правда, экспертиза не предусматривала лабораторных проверок (видимо, качество специалисты определяли на вкус). Да и вообще, по закону владельцев предприятий необходимо предупреждать о грядущей ревизии за 10 дней. Удивительно, что сотрудникам ведомства вообще удалось найти хоть что-то бракованное или поддельное.

К тому же само понятие какого-либо фальсификата (и алкогольного в том числе) у госчиновников и простых граждан резко отличается. «С точки зрения государства, фальсификатом считается продукция, изготовленная без соответствующих документов или с уклонением от уплаты всех налогов и сборов, – поясняет руководитель отдела тестирований Научно-исследовательского центра независимых потребительских экспертиз «ТЕСТ» Нина Кильдий. – А вот для потребителя фальсификатом станет любой продукт, который является некачественным или небезопасным для употребления из-за подмены сырья либо добавления непредусмотренных ингредиентов».

Оставим выяснение правовых и денежных отношений с производителем державе. Для нас гораздо важнее потребительский аспект. А народ волнуют, по сути, всего два практических вопроса. Первый – на каком алкоголе есть больший риск «спалиться», и второй – где именно можно «попасть» на алкогольный «самопал».

«Красненьким» по «беленькой»

В вопросе «что безопаснее покупать» мнения игроков рынка алкогольной продукции разделяются аккурат по той линии, по которой проходит «большой водораздел» между light- и hard-дринками. Например, директор Ассоциации «Виноградари и виноделы Украины» Сергей Петренко утверждает, что на рынке винодельческой продукции откровенного фальсификата нет. А в подтверждение своих слов приводит результаты упомянутого выше исследования Госпотребстандарта.

«Ведомство забраковало около 30% вин, отобранных из мест розничной торговли. Но показательны причины брака. Больше половины претензий высказывалось к импортным винам из-за несоответствия маркировки украинскому законодательству. Вторая часть замечаний касалась того, что акцизная марка не держалась на бутылке. И третья часть забракованной продукции была снята с реализации вследствие неправильного хранения в торговой сети. Что же касается фальсифицированных вин, то таких в Украине обнаружено не было», – говорит эксперт.

Есть, однако, нюанс. Наряду с таким кризисным изыском молочной отрасли, как сырный продукт, в наших магазинах «расплодился» бюджетный вариант для благородного застолья под названием «винный напиток». К нему у специалистов по качеству гораздо больше претензий: в лучшем случае, винный напиток содержит не более 20% натурального вина, а все остальное – в разделе «и другие ингредиенты». Тем не менее, и этот побочный продукт виноделия не является фальсификатом, настаивает Сергей Петренко. По его словам, все напитки такого рода произведены в соответствии с утвержденными в стране технологическими инструкциями.

Чуть объективнее в своих оценках водочники: по оценкам Ассоциации «Укрводка», теневая составляющая на рынке «беленькой» увеличилась в прошлом году до 30% (с 18% в 2007-м). Правда, директор Ассоциации Иван Жолнер тут же отмечает: «Нелегальная водка представлена, как правило, в самом дешевом сегменте и разливается в дешевую бутылку. А ведущие украинские бренды завоевали доверие не только отечественного потребителя, но широко известны во всем мире. Поэтому крупные производители дорожат своей репутацией и прилагают максимум усилий, разрабатывая и внедряя все новые элементы дополнительной защиты продукции, что делает их подделку невыгодной».

Вроде все верно, однако экономическая логика подсказывает обратное. Как правило, подделывается самый ходовой продукт – то есть, тот, который производят упомянутые экспертом «ведущие украинские бренды». Его и толкнуть можно подороже, хотя окупаемая стоимость «паленки» при этом останется неизменной – 8-10 грн. бутылка (именно по такой цене сбывал на местных рынках смесь воды со спиртом «самогонщик» из Черкасс, которого правоохранители «замели» перед самым Новым годом)…

Вопрос «кому верить» заставляет обратиться к незаинтересованной стороне. И здесь результат более чем интересный. «Как бы ни странно это звучало, на сегодняшний день в сегменте алкогольной продукции проблем не много, – делится наблюдениями Нина Кильдий. – Меньше всего претензий к водке. В ходе экспертиз у разных марок наблюдались небольшие различия во вкусе, но сомнения в том, что продукт сделан из пищевого спирта, как и в сортности самого спирта, никогда не возникало. Результаты тестирования коньяков тоже положительные: все образцы были сделаны именно из коньячного спирта, без дополнительных примесей. Замечания возникли только к одному образцу: ТМ «Гринвич» не выдержала продукт указанные на этикетке 5 лет. Это серьезное нарушение для потребителя, поскольку стоимость коньяка напрямую зависит от срока его выдержки. Однако опасности для здоровья такой продукт представлять не может».

По словам госпожи Кильдий, больше всего замечаний в ходе исследований возникало по винодельческой продукции. В красных винах интересно было искать красители, в сухих или полусухих – чистую сахарозу. Иногда встречались вина, изготовленные с нарушением технологической схемы, разработанной и утвержденной для данного наименования вина: например, за сортовые выдавались вина купажные, а за марочные – ординарные. Впрочем, отравиться таким вином объективно нельзя. Это просто не совсем то, что хотел купить потребитель.

Из полутораста «секретов родины»

Очень важный момент: для своих экспертиз сотрудники «ТЕСТа» отбирают продукцию в крупной линейной рознице. То есть исключительно в точках реализации с окончанием «маркет». И это вполне объяснимо. В вопросе «где безопаснее покупать» игроки рынка единодушны, как партийный аппарат на съезде.

«Самый большой риск приобрести некачественную, нелегально изготовленную продукцию – это покупка «с рук», на рынках, в киосках, небольших сельских магазинах. В сетях фальсификат встречается гораздо реже, так как там ведется четкий документооборот, необходимы все документы и накладные, подтверждающие качество и происхождение товара», – убежден Иван Жолнер. С ним согласен и Сергей Петренко, который сам когда-то «попался» на покупке закарпатского «домашнего вина». По его словам, 99% таких продаж – это явный фальсификат, который к настоящему продукту не имеет никакого отношения.

Действительно, «продвинуть» крупную партию загадочной смеси из этилового и метилового спирта, изопропилового эфира, сивушных масел и всевозможных альдегидов (способу приготовления позавидовал бы сам Менделеев) в крупный гипермаркет достаточно непросто. Вряд ли туда попадет и суррогат коньяка из водки, подкрашенной настойкой чая, сваренного со жженым сахаром. А также табуретовка, кишмишевка, сливянка или любой другой из полутораста самогонов, рецепты которых Остап Бендер находчиво продавал американцам.

Однако парадокс: именно сотрудник одного из супермаркетов по большому секрету поведал о том, как отличить на практике фальсификат водки от оригинального заводского разлива. Сделать это достаточно просто: нужно всего лишь поставить бутылку на лист белой бумаги и прокрутить. Оставшийся на бумаге черный след означает, что бутылка была «на ленте» официального производителя. Отсутствие этого следа, соответственно, значит, что в бутылке – подпольно разлитая «паленка». Правда, доступен данный способ не всем: на полках «черная метка» натурпродукта банально стирается…

Этот же супермаркетовский Холмс рассказал интересность о пиве: иногда для придания горечи в него могут добавить пикриновую кислоту, весьма чужеродную для человеческого организма. Выявить «разбодяженную» партию тоже несложно: в содержимом одной из бутылок надо в течение 10 минут прокипятить кусочек белой шерстяной материи, который затем хорошо прополоскать. Если ткань окрасилась в желтый цвет, пить пиво настоятельно не рекомендуется.

Получается, продажей «паленого» алкотовара грешат даже торговые сети. Особенно это касается супермаркетов «бюджетного» формата, для которых на первом плане стоит так называемая «социальная» цена. При этом менеджерам вовсе не обязательно проводить закупки в гаражах на Троещине: реальность такова, что подделки разливают не только в кустарных условиях. Часто дельцы арендуют помещения прямо на заводе, изготавливающем легальную продукцию, и под его вывеской в третью смену начинают «гнать» фальсификат. Например, в 2008 году на подобной подделке попался один из крупнейших и самых «раскрученных» винных заводов Москвы – «Олимп-империал»: тогда РУБОП возбудило уголовное дело по факту производства на нем поддельного шампанского.

Правда, Нина Кильдий утверждает, что в таких подделках откровенных суррогатов, как правило, не применяют. И технический спирт, вызывающий слепоту и летальный исход даже при кратковременном употреблении, здесь вряд ли встречается. Но фальшивка все равно остается фальшивкой. Хоть даже и будет называться красивым словом контрафакт.

Проверка на фальшивость

Не спорю, все написанное выше отбивает охоту где бы то ни было покупать какой-либо алкоголь. Лучше смастерить себе небольшой самогонный аппаратик и в ручном режиме для личных потребностей гнать «первак» из проверенных ингредиентов. Лучше, но сложнее. А проще включить элементарную внимательность и придерживаться несложных правил.

Во-первых, стоит знать, что любой потребитель имеет право потребовать в магазине сертификат качества на продукцию, которая в этом магазине реализуется. Так что если любимое вами «Шато Марго» 1932 года вызывает сомнения – есть резон обратиться к менеджеру за соответствующим документом. Во-вторых, не следует хватать первую попавшуюся бутылку и убегать, спасаясь от навязчивых консультантов. Облюбованный напиток нужно, как минимум осмотреть на наличие характерных признаков качества.

Их несколько. Все внешние «опознавательные знаки» (этикетка, контрэтикетка, колпачок, сама тара) должны соответствовать одному производителю. Кроме того, на горлышках бутылок (на стекле) должны быть выбиты серийный номер и дата разлива. Эти данные должны соответствовать сроку годности продукта, названию предприятия-изготовителя, вплоть до указания его местонахождения. На самом стекле бутылки должна быть нанесена лазерная маркировка в виде точечных цифр и букв черного цвета. Если они легко стираются от прикосновения «наслюнявленного» пальца и на руках остается темный след – значит, вас пытаются обмануть.

Как показывает практика, такого небольшого «обследования» чаще всего хватает, чтобы не определять степень фальсификата наутро – по похмелью. Все-таки пить лучше «за здоровье» а не против него.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам