Птичку жалко: амнистия для айболитов

Еще Задорнов говорил о том, что славяне – это нация победителей. Они с успехом делают то, до чего не додумался никто другой: сначала создают себе проблему, а потом геройски ее преодолевают. К счастью ли, к сожалению, но под эту характеристику подпадает как украинский народ, так и украинская власть. Одним из последних доказательств тому стал январский запрет на применение кетамина. Нормотворческая инициатива, поднявшая на уши всю общественность, как и следовало ожидать, на днях была переписана. Но вот закрыта ли тема – неизвестно.
«Завязка» сюжета известна многим, поэтому повторю только самое основное. Аккурат посреди новогодних праздников, 5-го января текущего года Кабмин с легкой подачи Госкомитета Украины по вопросам контроля за наркотиками издает постановление №4, которым вносит изменения в национальный перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (составляющих).

Сначала документ ажиотажа не вызывает: в праздничном угаре даже отпетые наркоманы вряд ли заметили, что легкодоступный тарен теперь признан наркотиком наряду с гашишем, кокаином, корнем мандрагоры и прочими вкусняшками для «расширения подсознания». Однако по необъяснимым причинам в «обновление» черного списка попадают такие препараты как кетамин и амитриптилин, которые во всем цивилизованном мире наркотиком не являются. Так, например, их нет ни в списках Единой конвенции про наркотические средства, ни в содержании Конвенции про психотропные вещества, ни в таблицах Конвенции про борьбу против незаконного оборота наркотиков и психотропов.

Чем руководствовался «наркоконтрольный» Госкомитет при составлении списка кандидатов на вылет из легального оборота – неизвестно. То ли кого-то смутила угроза распространения наркомании среди домашних животных (напомню, кетамин используется в ветеринарии для проведения общей анестезии животных при проведении хирургических операций), то ли чиновники на новогодних каникулах обсмотрелись голливудских психологических драм (амитриптилин является препаратом из группы антидепрессантов). Разбираться было некогда, а дочитываться – некому, посему уже 12-го января распоряжение правительства вступило в силу, став причиной для настоящего коллапса.

Буквально за пять рабочих дней препараты, которые ранее использовались в ежедневной практике, стали наркотиком. Собачки, котики и депрессирующие украинцы, соответственно, – наркоманами. А аптеки и ветлечебницы – драгдиллерами в прямом смысле слова и с полным грузом ответственности, поскольку за нарушение нормы (то бишь, за оборот указанных препаратов) фармацевтами и врачам приписывалась уголовная ответственность и лишения свободы до 12 лет.

Буквально за пять рабочих дней препараты, которые ранее использовались в ежедневной практике, стали наркотиком. Собачки, котики и депрессирующие украинцы, соответственно, – наркоманами.
 

Причем характерно, что никакого полагающегося по здравому смыслу «широкого розголосу» (или хотя бы банального обсуждения в экспертных кругах) накануне принятия законодательного новшества сделано не было. Почему характерно – скажу позже. Пока же процитирую представителя гражданского движения за изменения в наркополитике Тараса Ратушного, который утверждает, что большинство врачей узнали об этом только тогда, когда непосредственно начались проверки и облавы со стороны правоохранительных органов: «Целая сфера, огромное количество специалистов, которые в страшном сне не могли представить, что когда-то будут вовлечены в борьбу с распространением запрещенных препаратов, в один прекрасный день неожиданно обнаружили, что работают с особо опасным наркотиком», – негодует общественный активист.

И понеслось. Если по поводу амитриптилина возмущение отобразилось только на специализированных фармацевтических форумах в сентенциях пары десятков больных (а депрессия – это сложное клиническое заболевание не только по мнению американских психологов), то кетамин по количеству упоминаний в СМИ, по-моему, «переплюнул» вездесущую рекламу «Мезима».

Гугл запестрел ссылками: «Ветеринары отказываются делать операции», «Врачи не хотят мучить животных», «Ветлечебницы признали наркоскладами» и все в таком же духе. Даже околохудожественная писательница Ирена Карпа умудрилась пропиариться под этот шумок, организовав под стенами Кабмина протестную акцию из разряда «птичку жалко». Суть проблемы от этого, впрочем, не изменилась: объективно жалко было не столько животных, сколько самих ветеринарных врачей.

«Не пойму, из-за чего возникла такая шумиха, – удивляется заместитель председателя Госкомитета Украины по вопросам контроля за наркотиками Игорь Коновалов. – Никто кетамин не запрещал. Его просто перевели в перечень препаратов, для применения которых на практике необходима дополнительная лицензия. Почему это сделали, тоже известно: перевод кетамина в перечень наркотических веществ с ограниченным оборотом во всех странах мира был инициирован Комиссией по наркотическим средствам еще в 2006-2007 годах. Украина это сделала. Тем не менее, в 2008 году в ветеринарной практике было зарегистрировано два аналога кетамина, которые до нынешнего года благополучно использовались врачами. Как результат, за два года органы СБУ изъяли из незаконного оборота 97 тыс. доз препаратов, содержащих данное вещество, а сотрудники МВД только за прошлый год «вскрыли» 32 канала выхода кетамина в теневую реализацию».

Однако именно в лицензировании и «порылась» лишенная анестезии собака: ни времени, ни возможности, ни средств у ветеринаров на получение «клубной карты драгдиллера» не было.

Однако именно в лицензировании и «порылась» лишенная анестезии собака: ни времени, ни возможности, ни средств у ветеринаров на получение «клубной карты драгдиллера» не было. Первая и главная загвоздка – статус: лицензию на деятельность, связанную с оборотом наркотических, психотропных веществ и прокурсоров, выдают только юридическим лицам. А по данным Госветфитослужбы, из 2367 субъектов хозяйствования, легально осуществляющих ветпрактику на территории Украины, больше половины (1311) – это физические лица. Время вкупе с условиями тоже сыграли немаловажную роль: даже клиники в больших городах (не говоря уже о сельских ветеринарных пунктах) вряд ли смогли бы в угоду требованиям МВД за пару дней оборудовать сейфы и решетки на окнах, а после «отбашлять» другим инстанциям за срочность выдачи лицензии.

Впрочем, вся эта катавасия конструктивно сошла на нет: буквально на днях Кабмин отреагировал на критику ветеринаров и многократное пережевывание темы в медийном пространстве. Во второй день марта действие постановления №4 относительно кетамина было отсрочено на три месяца для юридических организаций и на пол года – для физических лиц. Для последних, кстати, уже подготовлен законопроект, дающий им право получать необходимые лицензии наравне с юрлицами.

По мнению Николая Азарова, времени уладить проблемы для практикующих ветеринаров достаточно. Более того, премьер-министр Украины публично дал разрешительным органам указание выдавать соответствующие решения на протяжении суток. Надо отметить, на это Госкомитет по вопросам контроля за наркотиками отреагировал сразу: в тот же день на сайте ведомства было объявлено, что «в режиме максимального содействия юридические лица, которые предоставляют услуги в сфере ветеринарной медицины, могут получить лицензию продолжительностью действия на 5 лет, подав в комитет необходимые документы». Плата за получение вожделенного документа смешная – всего 941 грн. А в самом комитете утверждают: было бы желание, а чем сможем – поможем.

Так что сейчас в органах законодательной и исполнительной власти царит кетаминовая идиллия. Знаете, из разряда шуток о том, как добро побеждает зло: сверху дали «добро», внизу зло выругались и пошли исполнять.
 

Так что сейчас в органах законодательной и исполнительной власти царит кетаминовая идиллия. Знаете, из разряда шуток о том, как добро побеждает зло: сверху дали «добро», внизу зло выругались и пошли исполнять. Сколько продлится «согласье» – неизвестно, поэтому ветеринарам могу посоветовать одно: спешите, количество акционного товара ограничено. Ибо наши чиновники – как шкодливые котята, и кабминовской «анестезии», очевидно, надолго не хватит.

А вот правительству, по моему скромному мнению, стоит задуматься не торопясь. Ведь проблема на самом деле лежит гораздо глубже. Не секрет, что наркотики являются прибыльным бизнесом не только в виде торговли «кокосом» в кругах золотой молодежи или распространения «дури» среди старшеклассников. Наркотические и психотропные вещества, используемые в медицине, могут принести немалый и вполне безопасный доход, если правильно пролоббировать ограничения на их использование и «корректно» прописать пул лиц, приближенных к этой кормушке.

Ситуация с кетамином – лишь наглядная иллюстрация того, что происходит повсеместно, утверждает Тарас Ратушный. И приводит в пример проект нового постановления Кабмина – относительно утверждения объема квот на производство, хранение, ввоз и вывоз с территории Украины наркотических средств и психотропных веществ: «В этих квотах фигурирует такое вещество как морфин, которое Украина закупает в других странах для изготовления препаратов, необходимых для наших онкобольных, – рассказывает он. – Несмотря на то, что количество раковых заболеваний в нашей стране растет ежемесячно, морфина на текущий год запланировано закупить в два раза меньше. Почему – вопрос непосредственно к специалистам и чиновникам»…

Вот такая вот информация к размышлению. Урегулирование проблемы с кетамином и ветеринарами – это, конечно, хорошо. И усиление борьбы с нелегальным наркотрафиком из аптечных пунктов и ветлечебниц тоже приветствуется. Но даже самый «зеленый» интерн знает: для полного выздоровления надо устранять не симптомы, а возбудитель болезни. А таких возбудителей в наших политико-экономических кругах еще ой как много.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам