Прощай, оружие!

По сообщению Стокгольмского международного института исследований мира (SIPRI), Украина покинула первую десятку экспортеров оружия, опустившись на 12 место. Эта новость совпала с другой, известной только узкому кругу специалистов: в эти дни запланирован визит в Киев иракских представителей для разрешения конфликта вокруг бракованных БТР и укомплектованных устаревшими деталями самолетов. Если контракт сорвется, более сильные конкуренты продолжат вытеснять нас с мирового оружейного рынка…
Интересно, что по официальным данным, объем экспорта вооружений и спецуслуг госкомпании «Укрспецэкспорт» (ныне реформированной в «Укроборонпром») и ее дочерних предприятий в 2010 году составил $956,7 млн., что на 19,66% больше в сравнении с 2009 годом. Тем не менее, в абсолютных цифрах Украина позиции сдает. По мнению экспертов, это происходит потому, что другие страны стали производить и поставлять оружия больше, а мы остались на том же уровне.

Совершенно очевидно, что в условиях отсутствия на планете полномасштабной войны (гражданские конфликты в арабских странах, военные операции против наркокартелей в Латинской Америке и перманентная напряженность в Ираке и Афганистане не в счет) спрос на орудия убийства снизился, и конкуренция между производителями возросла.

В докладе SIPRI говорится, что рейтинг крупнейших в мире импортеров оружия возглавила Индия, которая опасается войны с Пакистаном. Согласно данным исследования, за последние пять лет на Индию пришлось 9% мировых поставок оружия. 82% от всего объема, закупленного Нью-Дели, дала Россия, которая конкурирует с Францией, Швецией и США.

За Индией следует Китай, который покупает оружие про запас, потому что денег много, а также для изучения технологий. За ним Южная Корея, опасающаяся войны с Северной. И Пакистан, который вооружается потому, что вооружается Индия. Больше всего их интересовала авиация и системы для ВМФ.

Если же смотреть в целом не по странам, а по регионам, то мировым лидером по импорту оружия (43%) остался Азиатско-Тихоокеанский регион. Второе место заняла Европа (21%), третье – страны Ближнего Востока (17%). Активнее всего среди последних покупали ОАЭ, Израиль, Египет и Алжир. На долю государств Северной и Южной Америки пришлось всего 12%.

Крупнейшим экспортером по версии SIPRI были и есть Соединенные Штаты Америки – 30% мирового рынка вооружений. 44% поставок из этой страны были произведены в Азию и Океанию, 28% – на Ближний Восток, 19% – в Европу. Второе место пока занимает Россия. Однако, несмотря на то, что в развитие ВПК там вкладываются огромные интеллектуальные и денежные ресурсы, задача догнать и обогнать Америку дается ей со все большим трудом.

Сильно бьют по России победы американцев на рынке полулегальных поставок оружия. По мнению специалистов, арест Виктора Бута нанес многомиллионный удар по производителям оружия в СНГ. Пока Бут сидит в американской тюрьме, его покупатели вынужденно обратятся к конкурентам россиянина. И почти нет сомнений, что этими людьми будут представители оружейного бизнеса США.

Что касается Украины, то, по неофициальным данным, 49% продаж приходятся на страны Азии, 23% – в страны СНГ (Грузия и Азербайджан), 18% – в страны Африки, 5% – в Америку и также 5% – в Европу. В 2011 году прогнозируют рост экспорта на уровне 10%. А портфель заказов «Укрспецэкспорта» и его дочерних компаний по состоянию на начало 2011 года оценивается свыше $1 млрд.

Впрочем, портфель заказов или, другими словами, контракты – это еще не гарантия состоявшихся поставок. На продажах советских модификаций стрелкового вооружения, выпущенного на тех же советских станках и чуточку модернизированного, в чем Украина, несомненно, преуспела, долго не протянешь.

С тех пор, как китайцы запустили пиратские копии наших автоматов и пулеметов по гораздо более низким ценам, украинский экспорт выигрывает за счет того, что у китайцев качество хуже. Но рано или поздно эти шустрые ребята доведут свои «игрушки» до ума. И тогда нам останется либо и дальше сдавать позиции, либо предлагать эксклюзивные, качественные и, главное, современные модели.

Не случайно главной надеждой специалистов были долгосрочные соглашения о поставках оружия в Индию и Ирак, где мы должны были бы показать всю мощь украинских оружейных технологий. И вот тут ждала засада…

Внешне, бесспорно, симпатичные и современные харьковские БТР при проверке оказались, мягко говоря, несовершенными. Иракцы их просто не приняли.

Как рассказал в конце прошлого года газете «Сегодня» генконструктор КБ им. Морозова Михаил Борисюк, «нас подвели пушкари из Каменец-Подольского» (Завод точной механики). В их 30-милиметровой пушке ЗТМ-1 оказались дефекты. К несчастью, неполадки выявили не на этапе испытаний украинской стороной, а уже когда заказ принимали иракцы.

Позорное зрелище сообща наблюдали представители Минобороны Ирака и украинские «бронетранспортеростроители»: 30-миллиметровые пушки допускали регулярные осечки и задержки. Такое впечатление, что их делали подпольщики времен ВОВ для вражеской армии. В итоге бракованные орудия сняли и отправили на доработку, до конца января они должны были вернуться в Харьков, для «более тщательного испытания».

Веселенькая ситуация сложилась и с моторами: еще летом прошлого года их производитель – завод имени Малышева – срывал сроки изготовления двигателей для БТРов, да еще и запросил $60 тыс., что дороже, чем у немцев.

Виновных нашли быстро. В начале февраля гендиректор украинского госконцерна "Укроборонпром" Дмитрий Саламатин распорядился об увольнении Михаила Борисюка с должности генерального конструктора Конструкторского бюро имени Морозова за срыв иракского контракта.

Однако Герой Украины Борисюк «послал» своего шефа Саламатина подальше, заявив, что глава концерна не может его уволить, поскольку конструктор был назначен на должность министром промышленной политики по контракту.

Весь этот разбор полетов и поиск виновного не улучшил имидж Украины в данной скандальной ситуации. Во-первых, не стоит забывать, что деньги на оплату контракта дают американцы. То есть – наши потенциальные конкуренты на рынке вооружения. И они с большим удовольствием наблюдают, как мы «обделались» на первых испытаниях.

Во-вторых, сам по себе объем контракта (420 БТР-4Е, включая 270 единиц в базовой версии, 80 – командирских, 30 – управления, 30 – медицинской эвакуации и 10 – ремонтно-эвакуационных) – это половина всех заказов на 2011 год. Общая стоимость поставки оценивается в $458 млн.

Но даже не это главное. БТРы – только часть «иракского пакета», главная составляющая которого САМОЛЕТЫ. В рамках того же проекта киевский завод Антонова должен поставить 6 легких транспортных АН 32Б, тренажеров, осуществить ремонт авиатехники, подготовку летного и технического состава. И тут уже суммы совершенно другие – покруче.

Конфуз с БТРами автоматически делает предвзятым отношение иракцев к авиации. Если украинские пушки не стреляют, то логично предположить, что самолеты не летают. И пока, увы, из Багдада приходят только печальные новости. По некоторым данным, иракская сторона отказалась от приемки Ан-32Б, поскольку в конструкции были обнаружены комплектующие, «изготовленные до 2009 года».

Наши оправдываются, что проблема возникла, поскольку компания «Прогресс» подписала договор о поставке Ан-32Б с ГП «Антонов» до заключения официального контракта с Ираком. По этой причине в него не вошел пункт о сборке самолетов из комплектующих не старше 2009 года, предусмотренный соглашением с иракской стороной.

Но кого это, извините на слове, дрючит? Если просили собирать самолет из новых деталей, а не из тех, что сняли со старых самолетов, то и собирайте. Или мы думали, что американцы за свои деньги не проверят каждый болт в нашем летательном аппарате? Зря так думали…

А пока в иракском контракте идет работа над ошибками, в прессу просочились слухи о проблемах с «индийской сделкой». Журнал «Фокус» опубликовал докладную записку на имя премьер-министра, поданную в начале февраля, о том, что под угрозой находится выполнение контракта по модернизации, капитальному ремонту и продлению ресурса 10 самолетов АН-32 для Индии. Цитирую:

«Существующий конфликт между ГП «Антонов» и ГП «410 завод Гражданской авиации» приведет к невыполнению договоренностей. Оба предприятия обвиняют друг друга в невыполнении обязательств и множественных недостатках… Одной из объективных причин… является неудовлетворительное состояние самолетов Заказчика, – отмечается в документе. – После принятия самолетов в ремонт выяснилось, что 90% воздушных винтов исчерпали ресурс и подлежат списанию. Но, вопреки гарантийным обязательствам, завод намерен передать винты заказчику без установления какого-либо ресурса, что является категорически недопустимым… Кроме того, серьезные проблемы могут возникнуть при закупке авиаоборудования, которое будет устанавливаться на отремонтированные самолеты… Кроме того, стоит отметить неудовлетворительное качество ремонтных работ, произведенных заводом. Официально зафиксировано и передано для устранения более 100 дефектов на первом самолете, переданном заводом на испытания».

Также в записке речь идет о еще нескольких контрактах. Например, в отношении 12 поставленных в Таиланд БТР-3Е могут возникнуть рекламации относительно прицелов, комплекса управления огнем и силовой установки. В этом же документе сообщается о рисках контракта по разработке и постройке малых десантных кораблей класса «Зубр» для Китая. Проблемы с выполнением этого контракта носят административный и законодательный характер. Причем некоторые из этих трудностей выглядят весьма странно. Например, исполнителям заказа – ОАО «Завод «Фиолент» и «ИВП Энергия» необходимо приобрести имущество Минобороны (газотурбогенераторы и радиодоплеровские лаги РДЛ-3 – устройства измерения скорости пройденного расстояния) по минимальной цене – цене содержащихся в них металлов, для чего необходимо соответствующие решения Кабмина.

Кто и почему слил эту информацию в прессу – вопрос десятый. Вполне возможно, что это элементы интриги между разными сегментами украинского рынка вооружений. Однако в целом от этого не легче. Наоборот.

Мировой рынок вооружений – сложная система международных военно-экономических связей. Экспорт военной техники, как правило, сильно привязывает страны-импортеры к поставщикам. Покупатели оружия оказываются заинтересованными в сервисном обслуживании, поставках запасных частей и боеприпасов, модернизации приобретенных ранее образцов и т.д. Между поставщиками и покупателями обычно заключаются сделки на длительный период. А кто захочет иметь дело со страной, где оружейные фирмы постоянно грызутся, поставляют друг друга и обвиняют одна другую в бракоделии?!

К тому же с 2008 года общий объем закупаемого в мире оружия падает. По некоторым данным, глобальный рынок сократился на 6% и продолжает ужиматься дальше. К тому моменту, когда китайцы научатся делать ВСЕ, он упадет еще раза в два. Выживут – сильнейшие.

Украине в этом плане даже теоретически трудно тягаться с такими монстрами американской военной индустрии, как Lockheed Martin, MacDoneld & Douglas, Nor-tгор-Grumman, Boeing, United Technologies, General Dynamics, Litton Industries и др. Не сможем мы переплюнуть и British Aerospace (Великобритания), La-gardere Group Matre (Франция) и Daimler Benz (Германия).

Жить за счет продажи стрелкового оружия арабским странам тоже не выйдет: как видим, у ливийской и прочей оппозиций – новое американское вооружение. Этот рынок также постепенно отходит не нам. Специалисты говорят, что рано или поздно количество покупателей сузится критически. А экспорт, обеспеченный спросом только нескольких постоянных клиентов, нестабилен. Единственное, что нам остается, – брать ценой и репутацией. Но ни с тем, ни с другим пока не складывается.

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам