Сага о ЖКХ-2: прибыль на убытках

Главное Контрольно-ревизионное управление Украины начало проверку ЖЭКов в Киеве. Вместе с ним на объекты вышли прокурорские работники. О выявленных нарушениях прокуратура и КРУ должны проинформировать Кабмин до 20 мая. Судя по результатам аналогичного рейда в Макеевке, «улов» обещает быть богатым. Как функционирует «коммунальная мафия»? Чем наполняются тарифы? И почему так выгодно быть руководителем убыточного предприятия? Об этом мы поговорим сегодня…
КРУ не первый раз проверяет жилищно-эксплуатационный сектор. И всякий раз находит что-то интересное. Последняя проверка в Макеевке, как рассказал руководитель ГлавКРУ Петр Андреев в недавнем интервью одному влиятельному еженедельнику, выявила, что жители этого города потребляют только 40% воды из оплаченных 100%. Еще 60% теряется в дырявых трубах, несовершенной и неремонтируемой системе коммуникаций и т.п. Точнее, по документам – 60% теряются. А сколько на самом деле уходит в землю – никто скрупулезно не подсчитывал. Плюс-минус десятки тысяч гривен стали для коммунальных чиновников обычной погрешностью при расчетах. Причем, как продемонстрировали другие проверки, «ошибается» ЖЭКовская элита преимущественно в свою пользу.

В этом плане чрезвычайно забавные результаты дала еще одна проверка КРУ, только не центрального, а областного уровня. Она стоит того, чтобы рассказать о ней поподробнее.

В феврале 2011 года Контрольно-ревизионное управление в Николаевской области по обращению прокуратуры одного из районов города провело проверку «соблюдения законности при предоставлении жилищно-коммунальных услуг населению» несколькими ООО с одинаковым названием «Намыв». Был там «Намыв 1», 2,3,4 т и.д. Всего штук семь.

У всех ООО оказались одинаковые учредители и один и тот же человек – директор. Аналогичная ситуация с бухгалтерами и замдиректора. Причем все эти начальствующие персонажи оказались людьми неслучайными. Один учредитель – супруга начальника городского управления координационной работы с ОСМД и перспективного развития ЖКХ департамента ЖКХ, которое определяет победителя конкурса на право обслуживать жилой фонд. Второй – бывший начальник жилищно-коммунального предприятия, на базе которого, после реорганизации, возникли семь «Намывов». На поверку оказавшиеся «отмывами». А директор этих семи ООО – дочка бывшего начальника Департамента ЖКХ.

У всех ООО оказались одинаковые учредители и один и тот же человек – директор. Аналогичная ситуация с бухгалтерами и замдиректора. Причем все эти начальствующие персонажи оказались людьми неслучайными

Как установлено проверкой, из квартплаты, поступившей от жителей района, на реальное содержание домов (техобслуживание лифтов, вывоз ТБО, телефон, свет и отопление в помещениях ЖЭУ и т.д.) было потрачено чуть больше трети. На приобретение необходимых материалов – не более 9%. 26,5% суммы или 2,1 млн. грн. ушло на зарплату сотрудников. Львиную долю этой суммы съели не смешные оклады дворников, электриков и слесарей, а заработная плата директора, заместителей и бухгалтера. Причем помноженная на семь, ибо эти дочери, жены и прочие родственники коммунальных начальников усердно начисляли себе и получали зарплату на каждом из предприятий. Так, по основному месту работы зарплата директора составляла 3,7 тыс. грн. В остальных шести ЖЭУ по 750 грн. в каждом. В сумме вышло 8185 грн. Плюс – столько же премии.

Кроме того, предприятия не платили и НДС. Между тем, жители оплачивали услуги по тарифам, в которые был включен и налог на добавленную стоимость! То есть люди платили больше, а предприятия отчисляли в бюджет меньше, разницу, соответственно, оставляли себе.

Сейчас над этим прецедентом работает Николаевская прокуратура. Директора «о семи предприятий» обязали перечислить в бюджет более 72 тыс. грн. задолженности по НДС, еще 18 тыс.64 грн. – штраф за неуплату налогов.

Горожан это не особо радует, ибо они понимают: все эти штрафы и расходы также лягут на их плечи. Точнее, на их карман. Начальники-то не уволены. Круговая порука осталась. Придумают, как «отбить» изъятые в пользу государства средства.

Этот пример – локален, но очень красноречив. В николаевской истории, как в зеркале, отразилась обычная схема перекосов нашего коммунального менеджмента. Когда на низовом уровне дворники работают за копейки, а на верхнем – начальство выгребает большую часть того, что заплатили граждане. В результате и подъезды – кошмарные, и дворы – плохо метеные, и дворники – полуголодные, а руководство коммунальных «лавочек» ездит на дорогих иномарках и отдыхает в пятизвездочных отелях за границей.

В результате и подъезды – кошмарные, и дворы – плохо метеные, и дворники – полуголодные, а руководство коммунальных «лавочек» ездит на дорогих иномарках и отдыхает в пятизвездочных отелях за границей

И если в Николаеве «коммунальная бригада» действовала слишком грубо, явно засвечивая свои финансово-родственные связи, то в других населенных пунктах действуют те же самые схемы, но плотно закамуфлированные. Не подкопаешься! Вместо жен и дочек на фирмах по обслуживанию домов сидят как бы совершенно чужие люди; не одно и то же лицо получает зарплату в семи разных местах, а семь разных зиц-председателей. И налоги платят (якобы). И деньги воруют хитрее. Не подкопаешься. А суть одна: прибыль на убытках убивает коммунальных сектор, расшатывает его и так устаревшую донельзя техническую базу, приводит к авариям и бюджетным затратам на их ликвидацию. И все так завинчено-закручено… Сам черт ногу сломит.

Совместная проверка прокуратуры и КРУ в Киеве, которая, как сказал Петр Андреев, проходит по просьбе столичных властей, как раз направлена на разгребание «авгиевых конюшен» тарифного злоупотребления.

Ревизоры должны найти подтверждение фактов необоснованного повышения тарифов, включения в их перечень услуг, которые в реальности не оказываются, а также случаев нецелевого использования полученных от населения средств за услуги ЖКХ.

Нынешний руководитель Киева Александр Попов обратился с просьбой о проведении аудита, так как было установлено, что 60% стоимости тарифов на ЖКХ составляют так называемые «накладные расходы жилищно-эксплуатационных служб без оказания услуг». Что кроется за этой формулировкой, должно проясниться к концу мая.

В прессе высказывается мнение, что больше всего проблем может возникнуть у частных ЖЭКов, которых в городе насчитывается порядка 500. Тарифы на их услуги гораздо выше расценок коммунальных предприятий, поэтому этот вид бизнеса стал очень привлекательным для застройщиков, которые навязывают покупателям квартир договоры с собственными обслуживающими структурами. И почти никто из них не подавал расчеты своих тарифов на согласование в мэрию.

Тарифы на их услуги гораздо выше расценок коммунальных предприятий, поэтому этот вид бизнеса стал очень привлекательным для застройщиков, которые навязывают покупателям квартир договоры с собственными структурами

Также Петр Андреев пожаловался на то, что его сотрудников не допустили на «Киевэнерго» и «Киевводоканал». Но выразил уверенность, что после воспитательной работы с начальниками этих структур ревизия будет проведена однозначно.

То, что государственные (контрольные пакеты акций этих предприятий находятся в государственной и коммунальной собственности) компании не пускают на свою территорию проверяющих КРУ, демонстрирует ту степень безнаказанности, которую коммунальное начальство ощутило в последние годы.

Ведь и раньше КРУ, когда с боем, когда просто так прорывалось на «коммунальные монопольки». И оказывалось, что в тарифы за тепло жителям Ужгорода, к примеру, были заложены званые обеды и ужины их начальников, фиктивные ремонты теплотрасс и «представительские расходы» на «изучение полезного опыта за границей». Поэтому у жителей города какое-то время были самые высокие цены на отопление – вдвое выше, чем в Киеве.

А история, когда одесская энергопоставляющая компания вместо того, чтобы купить новое оборудование для теплосетей, ибо старое уже разваливалось, потратила 43 млн. грн. на приобретение ценных бумаг. Потом эти ЦБ можно было с успехом применять в туалете, экономя казенные средства на туалетную бумагу.

Наконец, один из последних примеров: как сообщили севастопольские масс-медиа, согласно контракту, заключенному от имени Севастопольского горсовета с директором хронически убыточного коммунального предприятия «Севтеплоэнерго» Владимиром Хибученко, зарплата последнего составляет 26 000 грн. Это на 10 тыс. грн. больше, чем зарплата народного депутата Украины. Нормально?!

При этом плата за тепло в южном городе исчисляется несколькими сотнями гривен (!). В судах рассматриваются массовые иски севастопольцев о завышенных тарифах на коммунальные услуги, так как высокооплачиваемый руководящий персонал даже не потрудился доказать их обоснованность.

Это еще один типичный пример «бизнеса на убытках» – национальной азартной игры, в которую чересчур заигрался коммунальный менеджмент

Это еще один типичный пример «бизнеса на убытках» – национальной азартной игры, в которую чересчур заигрался коммунальный менеджмент. И тут уже признаки совсем не детского сговора. Начальники с зарплатами в 20-30 тыс. грн. получают на свои убыточные предприятия государственные дотации. Те, кто эти дотации выписывают (МинрегионстройЖКХ), упорно не замечают, что у бедных убыточных предприятий непомерно высокие затраты. Просто слепота куриная их поразила!

В свою очередь эта вертикально-интегрированная клоака постоянно вдувает в уши первым лицам страны, что необходимо срочное повышение тарифов. Которые, дескать, так занижены, что дальше жить невозможно. И не слова об ОБОСНОВАННОСТИ тарифов, об их прозрачности и сбалансированности.

А зачем?! Если реформа ЖКХ пойдет по сценарию, устраивающему коммунальную мафию, то все в очередной раз сведется к вопросу повышения цены. Больше денег – больше затрат. И вечно убыточный сектор ЖКХ в очередной раз подсчитает свои теневые прибыли на фоне задекларированных супер-убытков.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам