Белое солнце пустыни

До недавнего времени Египет был самым популярным местом экономичного отдыха по системе «все включено» для жителей постсоветского пространства. Из 14 млн. туристов со всего мира, которые отдохнули на его курортах в прошлом году, 2,8 млн. составили россияне и 330 тыс. – украинцы. После «финиковой революции» количество западных туристов заметно поубавилось. И лишь наших людей в отелях по-прежнему полно. Более того, только русские и украинцы ездят в охваченный беспорядками Каир на экскурсии. Безопасно ли отдыхать в Египте этой весной? «Версии» отправились в Шарм-эль-Шейх, чтобы выяснить это на собственном опыте…
Зал прилета международного аэропорта в Шарм-эль-Шейхе непривычно малолюден.

Школьница Анастасия Шевелева первый раз в Египте. Поэтому пустота аэропорта ее не удивила

Встречают только один самолет – наш, из Киева. Небольшой автобусный променад по отелям, и вот мы уже на месте. Среди своих.

Наш отель – так называемый русский. Контингент отдыхающих – вся география бывшего Советского Союза. Возможно, именно поэтому он заполнен, по моим ощущениям, процентов на 70%, не меньше. Естественно, персонал знает великий и могучий язык намного лучше, чем любой другой. А веселые лавочники из окрестных магазинов мало того, что «перевели» свои имена на русский (типа Макс, Жора и т.д.), так еще и сыплют чисто русскими фразеологизмами с пулеметной скоростью.

Тонким ручейком утекают туристы из отеля в город

Но за их наигранной веселостью скрывается тревога. Никто не знает, что будет дальше. Никто не уверен в завтрашнем дне. Теоретически Шарм-эль-Шейх – самый спокойный курорт Синайского полуострова. Здесь нет почвы для беспорядков, потому что в Шарме не живут, тут работают вахтенным методом. Причем не только персонал отелей, но и те, кто обеспечивают инфраструктуру города. Таксисты – из Асуана, торговцы – из Каира и т.д. Им нечего терять, кроме денег туристов и своего бизнеса, поэтому они меньше всего склонны к экстремизму.

Песочный аниматор создает очередной шедевр на продажу

В этом плане Хургада – гораздо более «стремноватое» место под солнцем. «В Хургаде люди не просто работают, они там живут, – поясняет торговец ароматическими маслами Макс. – Поэтому там есть безработные, есть недовольная молодежь, сильнее чувствуются протестные настроения. Если где-то и может «вспыхнуть факел», то это не в Шарме, а в Хургаде».

В тот же день, как бы в подтверждение слов торговца Макса, появилась информация, что местные власти в Хургаде, под напором исламского духовенства, предложили запретить отдыхающим разгуливать по курорту в откровенных нарядах, в частности брюках или рубашках с рукавами по локоть. Юбки в общественных местах должны быть ниже колена. Кроме того, власти предлагают ввести специальное такси, которое будет возить только женщин. Водителями такого транспорта также будут исключительно представительницы прекрасного пола.

Правда, туроператоры отнеслись к новости с иронией. Дескать, слышали мы уже такое. Но дальше слов дело не пошло и не пойдет. Однако факт остается фактом. Они также не совсем согласны с утверждением египтян, что Хургада опаснее Шарм-эль-Шейха.

«Русская пословица гласит, что всяк кулик свое болото хвалит, – говорит аниматор Марина, которая вот уже два года живет и работает в курортных городах Египта. – Поэтому торговцы из Шарма будут уверять вас, что безопаснее у них. А в Хургаде туристам рассказывают, что именно в Шарм-эль-Шейхе ситуация непредсказуемая, потому что здесь на 4-м этаже элитного госпиталя находится свергнутый президент страны Хосни Мубарак. Совсем недавно ходили слухи, что город наводнили бедуины, которые хотят отбить президента у многочисленной охраны и устроить над ним суд Линча. Но эти слухи не подтвердились…».

Действительно, злобных бедуинов с горящими революционным гневом глазами мы не так и не увидели. Хотя наш отель – одна из немногих не-резерваций. Через дорогу – Старый рынок, где кипит жизнь (преимущественно ночная): лавки торгуют, рестораны работают, местные ансамбли песни и пляски – танцуют, а верблюды старательно пялятся на фотоаппараты.

Но, несмотря на броуновское движение туристов, преимущественно русскоязычных, вдоль торговых мест Старого рынка, настроение продавцов далеко от радужного. Одно торговое место на улице стоит $1 тыс. в месяц, магазинчик – $2,8 тыс. Система коррупционных поборов, которая практически не пошатнулась под напором «финиковой революции», увеличивает эту сумму почти наполовину. А выторг упал.

Товара много, а покупателей – мало

В феврале, когда события в Каире почти полностью перекрыли турпоток, торговцам разрешили платить вдвое меньше, чем раньше. Но даже с учетом этой скидки их бизнес образца весны 2011-го трудно назвать успешным.

Заметно упали и доходы туроператоров, несмотря на то, что зимние скидки, которыми туристов заманивали в «горячую точку», уже ушли в прошлое, и весенние цены на поездки к Красному морю вполне сопоставимы с прошлогодними.

Почти втрое меньше отдыхающих выезжают на долгие экскурсии – в Израиль, Луксор или Каир (с пирамидами). Максимум, на что решаются курортники, – покататься на квадроциклах в окрестностях города или посмотреть диковинных рыб в стеклянные иллюминаторы подводной лодки.

Из всего нашего отеля только одна молодая пара съездила в Каир. Экскурсия прошла без эксцессов. Мумии Каирского музея произвели неизгладимое впечатление. Но не меньше впечатлило сгоревшее здание напротив музея. Осколок военных действий между революционно настроенными массами и сторонниками Мубарака. О том, что в этот день в другом районе Каира опять напали на христианскую церковь и убили двух человек, экскурсанты узнали из Интернета, уже вернувшись в отель.

Полицейский, охраняющий отель, пока в хорошем настроении

Непредсказуемость – вот основное слово, характеризующее нынешнее и будущее состояние египетской курортной машины. Миллионы долларов, вложенные в строительство отелей, озеленение выжженной солнцем пустыни (одна пальма сейчас стоит $300, в 30 раз больше, чем 10 лет назад), подготовку персонала и т.д., могут пойти прахом, если в стране начнется неконтролируемый хаос.

Его основной причиной может стать рост цен на продовольствие. Как сообщают западные и российские издания, со ссылкой на Федерацию египетского радио и телевидения, Министерство солидарности и социальной справедливости уже формирует «революционные комитеты», чтобы вершить правосудие улицы в отношении булочных, торговцев пропаном и уличных торговцев, «запрашивающих цену, большую, чем она предписана по закону».

Согласно заявлениям министерства, «цены на хлеб и бутан контролируются бандитами», и «народные комитеты» призваны их остановить. Плакаты на египетских новостных сайтах сообщают о резком росте цены на хлеб, намного превосходящем 11,5% инфляции, объявленной в апреле центральным банком страны. И рост цен на баллоны с пропаном довел стоимость этого наиболее широко используемого для приготовления пищи топлива до запретительного уровня.

По словам председателя национальной холдинговой компании по производству продовольствия Ахмеда аль-Ракайби, «коллапс египетской кредитной репутации перекрыл финансирование продовольственного импорта». Он предупредил о «резком сокращении производства продовольственных товаров, производимых на местном уровне, как и о снижении импорта многих товаров, в особенности – домашней птицы, мяса и масла». По данным национального статистического агентства, в наличии – всего месячный запас риса и четырехмесячный запас пшеницы.

Уже сейчас позволить себе ездить на такси, несмотря на дешевизну, местные жители не могут

«Проблема усугубляется тем, что треть всего продовольствия страна импортирует. А денег на его закупку сейчас просто нет. За первые три месяца этого года, по данным «Рейтерс», валютные резервы страны сократились на $13 млрд., или на треть. Страна потеряла $6 млрд. официальных и $7 млрд. неофициальных резервов, и на конец апреля обладает всего лишь $24,5 млрд. Утечка капитала, возможно, объясняет большую часть столь быстрого спада. Египетская валюта с января упала всего на 6% (несмотря на существенную утечку капитала) благодаря рыночным интервенциям центрального банка, но быстрое сокращение резервов неизбежно. При такой скорости к сентябрю Египет рухнет», – прогнозирует аналитик Дэвид Голдман.

Рухнувший Египет означает голодные бунты в самых густонаселенных и депрессивных районах страны, межконфессиональные конфликты (христианам-коптам явно не позавидуешь) и в самом худшем случае – разграбление островков благополучия – отелей, с их запасами пищи, воды и постельного белья. Не удивительно, что некоторые стройки заморозили. Строители вынужденно бездельничают…

Некоторые стройки отелей заморозили. Строители вынужденно бездельничают…

Саади – полицейский, охраняющий отели, опасается такого развития событий больше всего. Он понимает, что в случае чего на помощь ему и еще нескольким парням в белых рубашках и с пистолетами вряд ли кто-то придет. Армия слабо дисциплинированна и мало маневренна. Пока она доберется до эпицентра беспорядков, его тело уже будут оплакивать многочисленные родственники. А надежды на то, что собственники отелей как-то заплатят семье за героическую смерть кормильца, – весьма призрачны.

Поэтому единственное, на что может надеяться Саади, – на некорректность «апокалиптических» прогнозов. Он уверен, что слухи о грядущих хлебных бунтах в Египте и возможных разграблениях отелей распускают пиарщики… турецких конкурентов. Ведь именно Турция снимает сливки с беспорядков в Египте и Тунисе: цены на туры в Анатолию заметно повысились.

P.S. Из Шарм-эль-Шейха мы улетали поздним вечером. Почти одновременно с нами отправлялись еще один самолет на Киев, три в Москву, один – в Казань и еще один – в Вену. Европейских туристов можно было узнать по пятнистому загару и мятым шортам, наших – по высоким каблукам дам, вырвавшихся за границу, и сильно красным от бесплатного алкоголя фейсам суперменов. Один такой персонаж задержал наш самолет минут на десять: на летном поле он самозабвенно обнимался и целовался с очумевшим от подобного излияния чувств египетским сигнальщиком. Египтяне, видимо, ждали, что в пылу нежности украинский турист пожертвует сигнальщику доллар, поэтому не пресекали это безобразие.

Соотечественники на сентиментального кадра тоже не сердились. Неповторимый шарм Шарм-эль-Шейха размягчил стальные нервы путешественников. Почти всем хотелось бы вернуться сюда еще раз. Но многие, как и мы, не знают, получится это или нет.

Советы тем, кто раздумывает, ехать ли в Египет

1. Ехать в Египет можно и нужно. Но советуем покупать путевки не раньше, чем за месяц. А лучше – за две недели. Мест в отелях много. Проблем не будет. Но, купив путевки заранее, вы можете оказаться заложником возможного ухудшения ситуации и не сможете их сдать.

2. Выбирайте отели, которые находятся в оживленных туристических местах, возле аэропорта, в общем, не на отшибе. Лучше всего, если это будет «отельный район» – тогда в случае чего охране нескольких комплексов сообща будет вас защитить легче, чем двум полицейским из отдельно стоящего среди пустыни или новостроек отеля.

3. Не стоит ездить на автобусные экскурсии на большие расстояния. Лучше переплатить и лететь самолетом.

4. Не гуляйте возле мечетей, не фотографируйте там арабов – религиозным людям это неприятно.

5. Откажитесь от самостоятельных путешествий на машине или мотоцикле по нетуристическим зонам. Другими словами, не ищите себе приключений на задницу. В конце концов, вы же не за этим едете к морю…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам