Воспевающие пейоте (фото)
Испанские конкистадоры существенно изменили этническое лицо завоеванных земель, положив начало народу смешанной расы. Но одна из многочисленных групп, не захотевшая влиться в ассимилятивный процесс, отступила в труднодоступные, изрезанные вулканическими разломами горы. Это были индейцы уичоли. Они жили при дворе Монтесумы и были признанными колдунами, без которых не принималось ни одно решение. Они предсказывали будущее, говорят, даже умели перемещаться в пространстве и времени.
Религия и волшебство пронизали все сферы жизни и искусства Уичолей. Их национальное искусство – прямое продолжение религии предков, потому что основано не на художественном оформлении, а на выражении понятий древнего верования. Религия, сев или уборка урожая, паломничество или повседневный быт, изготовление одежды, раскраска лиц, рисунки из шерсти – все это окружает молящегося различными символами. Не зря антрополог Роберт Зинг назвал уичолей «племенем художников».
На церемонии открытия выставки «Искусство Уичоль» посол Мексики в Украине Береник Рендон Талавера представила Паскуаля Лопес Рамиреса, народного мастера Пуерто Гуамичиля. Потомок древней культуры предстал перед киевской публикой в традиционном костюме – ярко расшитом костюме и в сомбреро из пальмовых листьев, украшенном перьями. Так испокон веков жены уичоли стараются украсить одежду своих мужей, хотя сами в то же время одеваются более скромно.
Созданные Гумичилем произведения – живая тысячелетняя традиция, которую он перенял непосредственно у соплеменников. Как никак он был Губернатором сообщества уичолей и Служителем при Хикарерос – поверенным одной из священных чаш, хранящихся в святилищах церемониальных центров. Его работы отражают космогонию и традиции народности в виде декоративно воссозданных кукурузы, орла, оленя, пейоте, скорпионов, змей и других форм и образов. Бисер, которым выложены ритуальные чаши, представленные в столичном Музее, символизирует воду. Работа с бисером в некотором роде новое ремесло для уичолей. Хотя подобные изделия появились еще задолго до испанского завоевания, только в древности вместо бисера, на покрытую воском поверхность посуды или тыквы накладывались кусочки кости, глина, кораллы, камни, ракушки и семена. Поскольку это были ритуальные предметы, цвета подбирались со смыслом: синий обращался к духу дождя; черный – к океану, красный означал место рождения пейота, оленя и орла.
Также в Национальном музее украинского народного декоративного искусства представлены ньерика – своеобразные картины, выполненные из шерстяной пряжи. Ньерика – предмет прикладного искусства, изготавливаемый на продажу, и одновременно – религиозный объект. Традиционно она представляет собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторону смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую наклеивают разноцветные шерстяные нити. Такие дощечки можно встретить в домашних святилищах, храмах, священных пещерах и источниках. Ньерика – проводник в мир духов. Ее еще называют зеркалом с двумя лицами, поэтому рисунками покрываются обе стороны. Отверстие в середине – магический «глаз», через который человек и боги могут видеть друг друга.
Символизм картин, их психоделические цвета отражают культуру и религиозные традиции шаманизма уичолей, народности пронесшей свою культуру сквозь века.
Фото Ольги Якимович
var max_id = 13;
var default_id = 1;
$(‘.jqm’).html($(‘#gal-div’).html());
$(‘.jqm’).addClass(‘gallery gal-big galWindow’);
$(‘#gal-div’).remove();
$(‘#gallery-‘ + default_id).addClass(‘active’);
$(‘#current_id’).val(default_id);
$(‘#photo-new’).hide();
$(‘#ajax-loader’).hide();
$(‘.gallery_load’).click(function() {
var id = $(this).attr(‘id’).split(‘-‘);
$(‘#current_id’).val(id[1]);
$(‘#ajax-loader’).show();
$(‘#photo-new’).attr(‘src’, $(this).attr(‘href’));
$(‘#photo-new’).attr(‘alt’, $(this).attr(‘title’));
return false;
});
$(‘#photo-new’).load(function() {
$(‘#photo-show’).fadeOut(«slow», function() {
$(‘#photo-src’).attr(‘src’, $(‘#photo-new’).attr(‘src’));
$(‘#photo-title’).html($(‘#photo-new’).attr(‘alt’));
$(‘#photo-new’).removeAttr(‘src’);
$(‘#photo-show’).fadeIn(«slow»);
$(‘a.active’).removeClass(‘active’);
$(‘#gallery-‘ + $(‘#current_id’).val()).addClass(‘active’);
$(‘#gallery-big-‘ + $(‘#current_id’).val()).addClass(‘active’);
$(‘#photo-big-src’).attr(‘src’, $(‘#gallery-big-‘ + $(‘#current_id’).val()).attr(‘href’));
$(‘#ajax-loader’).hide();
});
});
$(‘#gallery-next’).click(function() {
$(‘#ajax-loader’).show();
var new_id = parseInt($(‘#current_id’).val()) + 1;
if ($(‘#gallery-‘ + new_id).length == 0) new_id = 1;
$(‘#current_id’).val(new_id);
$(‘#photo-new’).attr(‘src’, $(‘#gallery-‘ + new_id).attr(‘href’));
$(‘#photo-new’).attr(‘alt’, $(‘#gallery-‘ + new_id).attr(‘title’));
return false;
});