Новый партийный лидер

Объединение «Сильной Украины» с Партией регионов стало прогнозируемой сенсацией. Прогнозируемой потому, что все к этому шло, а сенсация заключается в том, что объединение планировалось создать ближе к осени следующего года. Однако планы изменились. Дело не в том, что власть серьезно рассматривает вариант проведения досрочных парламентских выборов, о чем в последнее время активно говорят спикеры оппозиции. «Чрезвычайщина» противоречит концепции стабильного и прогнозируемого развития, которая является базовой для ПР и, соответственно, для правительства и администрации президента.
Какой смысл досрочно переизбирать Раду, в которой ценой таких усилий и ресурсов создано довольно стабильное большинство? Причем его существование уже не зависит от капризов «народников» Владимира Литвина и коммунистов Петра Симоненко. Перенос сроков проведения выборов является к тому же свидетельством наличия политического кризиса. А его тупо нет. Ну не называть же кризисом истерические крики БЮТовцев, слегка огорченных посадкой Юлии Владимировны. Ускорение сроков слияния «Сильной Украины» и Партии регионов связано с другими обстоятельствами.

Прежде всего, Сергей Тигипко все-таки сделал свой выбор. Вы думаете, у него было много вариантов дальнейшего продолжения политической карьеры? Всего два: либо идти в оппозицию со всеми вытекающими последствиями (особенно неприятными в нынешних условиях), либо заключать партийный альянс. Некоторое время он действительно как бы метался, угрожая уйти в отставку в случае блокирования реформ, за которые отвечал. Особенно наглядно это было видно во время проведения модернизации пенсионной системы. Кстати, во многом благодаря личному вмешательству президента Рада накануне парламентских каникул все же проголосовала за новый пенсионный закон. Правда, он до сих пор не вступил в силу. Но это отдельная история, связанная с проскочившей поправкой Арсения Яценюка, в результате чего реализация новой «пенсионки» потребует дополнительных 40 миллиардов гривен. Естественно, таких денег в бюджете нет. Поэтому в начале сентября, когда заработает Верховная Рада, пенсионный закон подчистят и он в сжатые сроки будет подписан главой государства.

Но не будем отвлекаться. Сергей Леонидович трезво рассудил, что никуда от ПР не деться. В прямом смысле этого слова. Даже если «Сильная Украина» будет представлена в Раде фракцией, то ему от этого ни холодно, ни жарко. Да, есть возможность поторговаться при формировании нового состава правительства. К примеру, условием вхождения в коалиционную команду является получение поста… Ну, понятное дело, не премьера. Однако далеко не факт, что его желание будет удовлетворено. Ведь выборы в следующий состав Верховной Рады будут проходить на основе смешанной, мажоритарно-пропорциональной системы. За счет мажоритарщиков «регионалам» в любом случае удастся создать большинство на основе модели «ПР + мандаты». И что дальше? Переходить в оппозицию и готовиться к следующим президентским выборам, выиграть которые он не сможет?

Сергей Леонидович трезво рассудил, что никуда от ПР не деться. В прямом смысле этого слова. Даже если «Сильная Украина» будет представлена в Раде фракцией, то ему от этого ни холодно, ни жарко

Другое дело, что до выборов с ним была проговорена перспектива дальнейшей работы в постизбирательный период. Отпала необходимость идти на выборы за должностью вице-премьера. А это был максимальный приз для Сергея Леонидовича в нынешних условиях. Лидер маленькой, но гордой фракции в условиях президентской республики – это чисто символическая награда. Так стоит ли за нее так напрягаться, тратить свои деньги, если ему сразу сказали: успокойся, останешься, как минимум, на том же уровне.

Некоторые непонимающие политологи нервно удивляются: как же так?! Человек набрал почти 13 процентов голосов избирателей на президентских выборах, хорошо отработал местную кампанию и вдруг добровольно «сливает» партию. А зачем она Тигипко? Сергей Леонидович понимает, что эта власть надолго. Максимум он уже получил на выборах главы государства. Непопулярные реформы только ухудшают его электоральные показатели. И не факт, кстати, что «Сильная Украина» преодолеет избирательный барьер. Особенно если он будет повышен с трех процентов до пяти и более.

Следующий момент: Николай Янович Азаров сегодня является партийным боссом Партии регионов. На момент президентских выборов это было логичным решением. Азаров возглавлял и партию, и отвечал за избирательную кампанию. Сегодня он премьер-министр. А доминирующий тренд у Федоровича знаете какой? Компактное и прагматичное правительство. В результате с партийным строительством в ПР сегодня, мягко говоря, «не алло». Нет, если бы Янович занимался только партией, то он бы выстроил систему. Однако у премьера несколько другие заботы. Да и приходится быть подчеркнуто аполитичным. Минули, слава Богу, те времена, когда глава правительства так активно играл в политику, что сегодня наслаждается покоем в камере. Получается афигенная нестыковка. Возникает вопрос: на кого оставить партию? Сергей Тигипко удачно вписывается в эту роль. Политик с относительно высоким личным рейтингом. Пусть и девальвированным, но, тем не менее, никто в «регионах» с ним не сравнится. Достаточно молодой. Есть определенные задатки к системной работе. Во всяком случае, легко выдерживает первые тридцать минут публичной работы в любой аудитории. Потом, правда, плывет. К сожалению, ему пока не хватает терпения вникать во все детали реформаторского процесса. Но старается. Особенно когда получит волшебный импульс в правильную часть тела. С налоговой реформой, правда, не совсем хорошо получилось. Но Сергей Леонидович учится на собственных ошибках. В результате с помощью старших товарищей ему удалось более или менее эффективно поработать в пенсионном направлении.

В общем, на роль нового лидера обновленной Партии регионов Тигипко в принципе подходит. Поэтому Сергея Леонидовича в определенном смысле слова можно назвать заменой Азарову. Но не на должности премьера

В общем, на роль нового лидера обновленной Партии регионов Тигипко в принципе подходит. Поэтому Сергея Леонидовича в определенном смысле слова можно назвать заменой Азарову. Но не на должности премьера. Вице-премьер, который позиционируется как реформатор и воспринимается международным сообществом, главным образом, финансовым – это серьезная заявка, в первую очередь, на ребрендинг партии.

Ну и потом, слияние ПР и «Сильной Украины» – всего лишь первый, хотя и самый важный шаг на пути дальнейшего укрупнения «регионалов». В следующих парламентских выборах, судя по всему, политические блоки участвовать не будут. Только партии, которые станут разыгрывать между собой 225 мандатов. В результате значительно изменится политический ландшафт страны. Остатки БЮТ и «Нашей Украины» обречены на вымирание. Кризис оппозиционных партий заключается в том, что ни одна из них не способна удовлетворить запрос на новую политическую силу. «Регионалы» решили не мудрствовать лукаво, а просто механически расширить свою структуру. В принципе, до фени, что рейтинги механически не складываются и пять-шесть процентов «Сильной Украины» нельзя автоматически приплюсовать к ПР. Зато устраняется эффект «растаскивания» электората. Вливание «Сильной Украины» – это только начало процесса. На очереди «Единый центр», «Народная партия» и другие, более мелкие партии. На фоне раздробленности и депрессивности оппозиции консолидация провластной силы позволит ей занять более выгодные предвыборные позиции. Те, кто разочаровались в Тимошенко и Януковиче, на выборы не пойдут. А наиболее активные будут выбирать из широкой палитры националистических сил. В результате победят радикальные националисты Тягнибока. У БЮТ без Тимошенко очень мало шансов попасть в следующий состав Верховной Рады.

Коммунисты тоже не являются серьезным противником. Если бы они обновились и радикализировались, то да. Могли бы оторвать от ПР значительную часть электората. Но поскольку у руля КПУ Петр Николаевич, то все будет как всегда.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам