Фармацевтические гангстеры начинают… и пока не выигрывают

Кабмин взял под контроль ситуацию с закупками лекарств в Украине. Создана комиссия во главе с Андреем Клюевым для поиска виновных в блокировании закупки Минздравом лекарств, необходимых, в частности, для больных гемофилией. Но Минздрав – не виноват. Он всего лишь пытается отстранить от кормушки фармлобби, присосавшееся к казне еще 10 лет назад и успешно скормившее правительству Тимошенко «Тамифлю» по цене в несколько раз выше рыночной.
На вчерашнем заседании правительство приняло решение о выделении из резервного фонда почти 50 млн. грн. на закупку лекарств для больных гемофилией. Решить этот вопрос поручено не Минздраву, а МЧС. По словам Виктора Балоги, он уже провел беседу с австрийским производителем. «В понедельник, скорее всего, мои представители заключат договор на поставку… Надеюсь, что до конца следующей недели лекарство будет в Украине», – сказал Виктор Балога.

Такой небанальный ход Кабмин вынужден был совершить, поскольку Минздрав, проведя несколько тендеров, так и не смог закупить необходимые лекарства. «Этому нет оправдания, – прокомментировал ситуацию премьер Николай Азаров, – министерство не справилось со своими обязанностями, поэтому правительство приняло неординарное решение: министру по чрезвычайным ситуациям Виктору Балоге поручено связаться с производителями лекарств и в течение двух недель решить этот вопрос».

В свою очередь министр здравоохранения Александр Анищенко, комментируя состояние выполнения государственных закупок для обеспечения больных гемофилией, сказал: «На сегодняшний день в рамках реализации государственных программ по обеспечению лекарствами детей и взрослых, больных гемофилией, большинство торгов уже проведено. Мы встречались с компаниями-победителями торгов по поводу ускорения поставок, и уже с середины августа определенные препараты начнут поступать».

Версии, кто виноват у Минздрава и фармацевтического бизнеса кардинально разнятся. Участники рынка обвиняли руководство министерства в лоббировании интересов приближенных к ним компаний, что в итоге привело к дефициту элементарных вакцин в регионах Украины. Чиновники ведомства, напротив, заявляли, что население осталось без медикаментов из-за сговора основных фармкомпаний. Мы провели собственное журналистское расследование и попытались, как минимум, подобраться к истине.

Начнем с… формальностей. Есть перечень жизненно важных лекарственных препаратов, не производящихся в Украине, но необходимых для сохранения жизни людей с неизлечимыми заболеваниями. Это – больные гемофилией, ВИЧ-позитивные, онкологические больные, диабетики, больные рассеянным склерозом, фенилекетонурией и др. Проблема состоит в том, что все эти препараты должны закупаться на тендерах, процедуру проведения которых усложнили в результате последних изменений в законе о государственных закупках.

Цена вопроса – 3,5 млрд. грн. Это слишком большие деньги, чтобы вокруг них не возник ажиотаж. Но толпы фармацевтических компаний, желающих участвовать в многочисленных тендерах Минздрава, не заметно

Цена вопроса – 3,5 млрд. грн. Это слишком большие деньги, чтобы вокруг них не возник ажиотаж. Но толпы фармацевтических компаний, желающих участвовать в многочисленных тендерах Минздрава, не заметно. Многие годы мелькают одни и те же лица. Названия могут меняться, но собственники остаются прежними. Просто они надежно спрятаны за длинной цепочкой аффилированных структур. Остальных просто не допускают. Как? Да очень просто!

В начале 2008 года сговором фармацевтических компаний занялись сотрудники СБУ. А в октябре того же года в Киеве на ул. Татарской произошел взрыв возле дома сотрудника СБУ, который участвовал в оперативной разработке. Неизвестный бросил взрывчатку ему под ноги. Сотрудника СБУ в чине полковника госпитализировали с осколочным ранением ног, которое требовало тяжелейшей операции. Это к вопросу, почему у монополистов по поставке лекарственных препаратов за бюджетные деньги так мало конкурентов.

Примерно в то время, когда СБУ проводило разработку, журнал «ПиК» опубликовал собственное расследование, согласно которому 90% тендеров на закупку лекарств по самым масштабным государственным программам получают две группы фармакологических кампаний, которые контролируются двумя людьми. При этом цены, по которым закупаются препараты украинскими компаниями, в 20 раз (!) превышают стоимость этих же лекарств, если они закупаются другими странами.

Прошли годы. Сменилось несколько министров. Но компании остались те же. И цены – такие же высокие. Именно поэтому Минздрав проводил два тендера для закупки необходимых лекарств, но препараты не закупил. «По некоторым позициям есть сговор основных поставщиков лекарственных средств. Они или вообще не являются на торги, или предоставляют явно завышенные цены», – заявила заместитель министра здравоохранения Галина Калишенко.

Парадоксальная ситуация: сколько бы государство ни выделяло денег, госзакупки не покрывают 100% потребностей. Почему? Потому, что цены завышены, собственных аналогов необходимых препаратов у нас нет, а импортные можно купить только по наименьшей из заявленных цен. Круг замкнулся.

Если же на тендер приходят три компании, «связанные одной цепью», и просто имитируют снижение цены на несколько процентов, чтобы заполучить контракт, у государства не остается выхода. Оно безропотно платит ту цену, которую назначили поставщики. Ведь речь идет о жизни сотен тысяч людей. Но и это не выход. «Даже если бы торги были проведены в январе, то к этому времени у нас бы закончились препараты, закупленные по заявленным ценам», – сказал Александр Анищенко.

Если же на тендер приходят три компании, «связанные одной цепью», и просто имитируют снижение цены на несколько процентов, чтобы заполучить контракт, у государства не остается выхода

Тогда что делать? Отловить руководителей фармацевтического лобби и отлупить их в тихом углу? Не получится. Эти добрые люди давно живут за пределами Украины, на дорогих виллах и получают деньги по каналам своих оффшорных компаний.

Наладить собственное производство? Это выход и министерство об этом уже думает. В частности, по словам Александра Анищенко, в Украине налаживается производство пятикомпонентной вакцины пентаксил, которая у импортеров стоит 245 грн. (в прошлом году было 215 грн.), а у отечественного производителя будет стоить вдвое дешевле. Правильный путь. Но он требует времени, средств и технологий. Увы, ничего из этого списка у нас пока в нужном количестве нет.

Поэтому министерству остается либо сдаваться и уступать, либо пытаться взять монополистов измором, отказываясь закупать у них дорогостоящие лекарства. Ведь они еще больше заинтересованы в том, чтобы сбыть свой товар бюджету, чем бюджет – закупить у них. Вся их экономическая мощь и коррупционные связи зиждутся на казенных денежных потоках.

Устоять в этой войне может только человек с железными нервами. О Зиновии Мытнике говорят, что он оказался слабоват и быстро сдался. Илья Емец попытался «шашкой рубануть» и банально остановил все тендеры Минздрава до окончания разборок с вакханалией фармацевтических группировок. Но эта война оказалась для известного кардиолога слишком тяжелой…

Нынешний министр пока еще борется. Хотя фармацевтическое лобби душит его со всех сторон. Единственное, что сдерживает их борзость – судебный процесс Юлии Тимошенко. Дело в том, что за проблемами с поставкой препаратов для больных гемофилией и проч., маячат персонажи, успешно впарившие Юлии Владимировне «Тамифлю» в 2009 году по цене несколько раз дороже рыночной.

В США сейчас проводится расследование этой аферы, и есть решение суда по округу Орегон в пользу украинского госпредприятия «Укрвакцина» и против ответчика – корпорации Olden Group, LLC. Эта корпорация, как известно, вместе с украинской компанией «Интерфарм» выступали посредниками в закупке вакцины «Тамифлю» на средства украинского государственного бюджета, осуществленной правительством Тимошенко.

Иск в американский суд предусматривал удовлетворение исковых требований в размере более $19 млн. Американский суд фактически вынес вердикт о наличии состава преступления в виде коррупционных действий при закупке вакцины «Тамифлю» правительством Тимошенко. Следствием решения американской Фемиды должно стать возвращение упомянутой суммы в госбюджет.

Это решение, а так же следствие может привести к возбуждению отдельного уголовного дела на «фармацевтических королей» и розыск их через Интерпол – методики, успешно отработанной на коррумпированных чиновниках. Фармацевтическая мафия боится этого и потому сидит тихо. Как в своих закарпатских «маетках», так и на заграничных виллах.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам