«Я не так уж много сняла» (видео)
У Лиозновой была своя, удивительная оптика, с помощью которой она – и зрители вместе с ней – смотрела на жизнь своих современников. Она виртуозно работала с «производственными романами», позволяя им вырасти в нечто большее, чем скучный соцреализм – в «Им покоряется небо» история из жизни летчиков оборачивается серьезной драмой, не лишенной внутреннего напряжения. Снятая в интерьере одного поезда картина «Мы, нижеподписавшиеся» по пьесе классика советской драматургии Александра Гельмана развернулась в историю о правде и неправде, честности и подлости. В глухом 1980 году эта работа стала настоящим телехитом и имела широчайший резонанс – не меньший, чем спектакли по пьесе, которые шли по всему СССР (сама Лиознова рассказывала, что даже друзья уговаривали ее не браться за эту работу, пугая последствиями).
И были у неё два главных хита – снятые одна за другой две экранизации.
«Три тополя на Плющихе» Лиознова поставила по рассказу Александра Борщаговского – незатейливая история о провинциалке (Татьяна Доронина) и неожиданной встрече в Москве с таксистом в исполнении Олега Ефремова; тему покорения столицы Лиознова еще раз поднимет в 1981 году, сняв «Карнавал» с Ириной Муравьевой.
А в 1973 году на экраны вышли двенадцатисерийные «Семнадцать мгновений весны». Экранизация повести Юлиана Семенова о советском разведчике Штирлице получила Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых, а Лиознова – звание народной артистки республики и орден Октябрьской революции. Народной артисткой СССР она станет позже, в 1984 году, после «Мы, нижеподписавшиеся» и «Карнавала».
Цветную версию «Семнадцати мгновений весны», вышедшую в 2009 году, она всё-таки приняла – не сразу, но приняла. Правда, говорила, что при просмотре картины в цвете вспоминает съемочную площадку.
Несколько лет назад, в одном из разговоров с корреспондентом «Парка культуры» Татьяна Моисеевна пожаловалась, что журналистов и публику в ее творчестве интересуют только подробности съемок знаменитого сериала; реже ее расспрашивают про знаменитые «Три тополя». «Я не так уж много сняла, – говорила кинорежиссер. – Но мне не стыдно ни за одну работу, и я их все люблю».
«Карнавал», кстати, Лиознова считала не менее сложной картиной, чем многосерийные «Мгновения» – во всяком случае, по организации съемок: это был едва ли не первый советский мюзикл, ей пришлось отсматривать множество танцевальных групп, ездить по всей стране, чтобы иметь возможность вписаться в их гастрольный график. Но описывала его иначе. «Карнавал» – фильм про обычную девчонку, которая идет к цели, пробивая стены собственным лбом. Я знаю, что это такое. У меня все фильмы так или иначе про себя», – сказала она в интервью в 2004 году.