О расстрелянной мечте

Журналист, историк и политолог Владимир Корнилов 29 сентября 2011 года наконец-то официально презентовал свою книгу «Донецко-Криворожская Республика. Расстрелянная мечта». По его словам, это не могло не случиться. Он всю жизнь хотел написать эту книгу. И потому, что продолжал дело рано умершего брата Дмитрия, мечтавшего об этом и работавшего над темой. И потому, что к этому его подталкивали его друзья. И потому, что – это самое главное! – ДКР, история и причины ее возникновения и гибели почти сто лет находились под негласным запретом…
Нынешний министр образования и науки Дмитрий Табачник по поводу выбора тем для диссертаций в советско-украинское время сказал: «Можно было, в принципе, выбить любую тему. Можно было писать работы и о гетманщине, и о Директории, и даже об УПА. Само собой, под жестким идеологическим контролем; само собой, соблюдая генеральную линию партии. Но одна тема всегда была под жестким запретом. О ней нельзя было ни говорить, ни писать. Эта тема – Донецко-Криворожская Республика».

А раз нельзя, то и не писали. Были робкие попытки пробить стену умолчания, но полной картины они не давали. И вот Корнилов, проработав год в архивах Москвы и Харькова, Луганска и Донецка, Киева и Днепропетровска, выпустил фолиант, за выход которого друзья выпили с тостом: «Был генерал Корнилов, был адмирал Корнилов, а теперь появился доктор Корнилов». В любой другой нормальной стране книга стала бы поводом для присвоения ее автору кандидатской или докторской ученой степени. Только за то, что он, например, нашел, вскрыл и впустил в научный оборот огромное количество исторических и архивных документов, которые пылились под спудом и были невостребованы из-за запретов.

Как создавали Украину…

Но не в Украине возможна такая осязаемая научная благодарность. И потому, что Высшая аттестационная комиссия (ВАК) – как тяжелое наследие старых советских времен – еще существует. И – это тоже главное! – история ДКР и сегодня не вписывается в руководящие идеологемы уже независимой Украины. Как не вписывалась в большевистские схемы, хотя и была создана самыми что ни на есть твердокаменными большевиками. Друзьями Ленина и Сталина. А сына главы ДКР Федора Артема-Сергеева, погибшего в странной и до сих пор не объясненной катастрофе уже в 1921 году, Сталин даже усыновил и воспитывал в своей семье.

Из всех наркомов ДКР, кстати, своей смертью в 1972 году умер всего один – нарком труда Борис Магидов. Все остальные были репрессированы и расстреляны в 1937-1938 годах. Часть мемуаров Магидова не опубликована до сих пор…

И вот почему все это происходило. По словам Корнилова, ДКР была создана, потом «убита», а ее территория стала частью Советской Украины только потому, что в основу ее создания и существования были положены три главных принципа, к которым путем компромисса пришли политики и хозяйственники этого промышленно развитого края.

Во-первых, создатели ДКР сразу заявили, что свою советскую республику они видят исключительно в составе Российской Федерации. Тоже советской. Многие документы ДКР даже «шапку имели соответствующую – «Российская Республика Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов».

Во-вторых, они создавали республику не по этническому, украинскому, а по интернациональному принципу. Это не было этническое украинское государственное образование. Потому оно с оружием в руках и сопротивлялось немцам, которые указывали, что ДКР – часть независимой Украины со столицей в Киеве.

Территория ДКР. Карта составлена Дмитрием Корниловым

В-третьих, области ДКР легко вошли в состав Советской Украины, потому что их элитам обещали жизнь по двум вышеуказанным принципам. А также потому, что и Советская Украина должна была учитывать федерализм и не строиться на этнических началах. «Украинскими» эти земли стали по воле кремлевских вождей, которые, грубо говоря, обманули Артема с товарищами.

С одной стороны, красным вождям действительно нужно было «разбавить» остальную Украину, преимущественно крестьянскую и населенную этнически резко обособленными украинцами, пролетарским и промышленным сегментом, населенным, как им казалось, пробольшевистским рабочим классом.

С другой – многие в Кремле, Ленин в том числе, видели в новой сильной и советской Украине противовес России и преграду перед «великоросским шовинизмом». Потому и проводилась во вновь созданной Украине такая дикая и жесткая насильственная украинизация, когда огромное количество русских просто насильно переписали в украинцев и заставили ускоренно учить «мову». А компромисс в соединении двух этих Украин – «украинской» и «неукраинской» – вылился еще и в то, что первой столицей УССР стал не Киев, а Харьков – столица именно ДКР…

Были и такие вожди в Кремле, которые бредили «мировой революцией» и которым вообще было по барабану, что создается в постцарской России и в ее национальных регионах. Они видели в ней начало всемирной красной федерации освобожденных народов. И ради этой цели готовы были безжалостно бросить и русских, и украинцев, и всех остальных в кострище мировой революции. Как хворост под поленья…

Артем – создатель Советской ДКР

Поэтому ДКР была невыгодна и большевикам. Она рушила их представление о создании государств и республик по принципу национального самоопределения. Вот ДКР и пристроили насильно в Украину. И потом все советское время запрещали изучать то, что могло быть альтернативой советскому государственному строительству. Исключением из него была Крымская автономия, созданная и потом воссозданная по территориальному, а не по национально-территориальному признаку, игнорируя право крымских татар на национальное самоопределение в форме своего государства. Но Крым был и остается исключением, подтверждающим общее правило…

Ну и, конечно же, бесили принципы ДКР всевозможных свидомитов и национально-озабоченных фигляров после обретения Украиной независимости в 1991 году. Они создавали и сейчас создают Украину по этническому принципу, подавляя любое национальное инакомыслие и развивая свое национальное «эго» за счет других культур, в первую очередь – русской. А ДКР пропагандировала федерализм. Поэтому – по-прежнему ату ее, ату! Нынешняя Украина официально признает своими предшественницами – Украинскую Народную Республику (УНР) и Западно-Украинскую Народную Республику (ЗУНР), на государственном уровне чествует их объединение 22 января 1919 года потому, что это были этнические протогосударства.

До полного маразма это дошло при «оранжевом» в желто-синюю крапинку вожде Майдана Викторе Ющенко. Он вообще заявил, что не было «никаких донецких и одесских республик». Не было, и все тут!

Так в ДКР видели свое место в новой стране…

Между тем ДКР была чуть больше года: с 12 февраля 1918 по 17 февраля 1919-го. И включала в себя территорию нынешних Харьковской, Луганской, Донецкой, Днепропетровской, Запорожской, Сумской, части Херсонской и Ростовской областей. Более того, она была создана по воле инициаторов, поддержанной народом, а значит, для современной Украины имела ту же легитимность, что и УНР с ЗУНР. И это притом, что современная Украина, как правильно заметил присутствовавший на презентации книги Корнилова первый зампредседателя Государственной архивной службы Украины Виктор Воронин, вообще должна с чисто юридической точки зрения числить себя правопреемницей УССР, части пусть и формально, но федеративного СССР, основательницы ООН, а не каких-то ЗУНР и УНР. Эти образования, как и ДКР, как и другие советские образования в Одесской области и в Крыму, как разные «Украины» в Закарпатье и на других ее территориях, и образовали в свое время единую УССР…

…Впрочем, это уже детали. Главное – лед забвения пробит и тронулся. Читайте книгу, если вам будет угодно знать свою историю. Еще одно «белое пятно» в ней заретушировано знанием…

54321
(Всего 4, Балл 3.75 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам