Борьба за убытки

Истина, как известно, универсальна, но правда у каждого своя. Затянувшийся спор между налоговой и налогоплательщиками о том, можно ли включать в фискальную отчетность убытки прошлых лет и тем самым уменьшать налогообложение прибыли, уже дошел до судов, но так и не разрешился. Тем временем возник новый конфликт: налоговая препятствует ликвидации банкротов с недоимками. Ее мотивация проста: в половине случаев банкротство – способ уклониться от налогов. Бизнес возражает – есть и другая половина неудачников, которые действительно пострадали от экономического кризиса. Как быть им?

Наверное, все было бы гораздо проще, если бы украинская система налогообложения была проста и логична, а налогоплательщики дисциплинированны и грамотны. Но еще в прошлом году Всемирный банк, по сути, назвал Украину страной с самой сложной системой налогообложения в мире. Согласно результатам исследования «Стоимость соблюдения налогового законодательства Украины», подготовленного IFC в рамках консультативной программы Всемирного банка, Украина занимает 181-е место среди 183 стран мира по показателям условий уплаты налогов. Комментарии, как говорится, излишни.

Принятие Налогового кодекса (НК) должно было изменить ситуацию к лучшему. И, по мнению иностранных экспертов, в частности из Американской торговой палаты, кое-какой позитив от него есть. Хотя бы в плане систематизации и упрощения норм действующего законодательства.

Тем не менее не обошлось без проблем. Самая обсуждаемая сейчас тема – это «налогообложение убытков». В нескольких ракурсах. Первый – это прибыль, второй – банкротство.

Начнем с прибыли. Точнее, ее налогообложения. Как известно, многие предприятия в Украине работают с отрицательным результатом. Для одних это реальное положение дел, для других – удобный способ минимизации налога на прибыль. По данным Госстата, анализирующего общий финансовый результат юридических лиц, убытки в 2010 году составили почти 91 млрд. грн. (в 2009-м – 130,6 млрд. грн.).

Но убытков стало меньше только в первом квартале 2011 года, и вызвано это было, скорее, особенностями статистики. Дело в том, что при подаче годового отчета компаниям разрешили включать в валовые затраты только 20% от убытка прошлых лет. Уже во втором квартале, ссылаясь на Переходные положения Налогового кодекса, бизнесмены лихо перенесли 80% от убытков 2009 года и 100% от убытков 2010 года в размере 114,2 млрд. грн., что привело к потерям бюджета в 2,2 млрд. грн. Налоговая пришла в ужас и заявила, что налогоплательщики неправильно истолковали положения Налогового кодекса.

Смысл этого и других аналогичных нормативных актов в том, что убыток 2010 года, хоть и отражается в 1-м квартале 2011-го, но не переносится на последующие периоды (2-3-4 кварталы 2011-го года)

Дальше – больше. Накануне сдачи отчетности за III-й квартал 2011 года фискальное ведомство предложило начать платить налоги «с чистого листа». ГНСУ издало письмо от 12.09.2011 г. «Относительно отображения отрицательного значения объекта налогообложения в 2011 году», которым фактически запретила включать в отчетность потери, понесенные до 2011 года.

Смысл этого и других аналогичных нормативных актов в том, что убыток 2010 года, хоть и отражается в 1-м квартале 2011-го, но не переносится на последующие периоды (2-3-4 кварталы 2011-го года). В обоснование своей точки зрения ГНСУ ссылается на п. 3 подраздела 4 раздела XX Переходных положений НК. Кроме того, ГНС ссылается на решение Конституционного суда (дело об обратном действии во времени законов и других нормативно-правовых актов) от 09.02.99 г. № 1-рп/99.

Юристы же настаивают, что ст. 58 Конституции указывает на недопустимость обратного действия закона во времени. И рекомендуют бизнесменам обращаться в суды. На сегодняшний день есть уже несколько решений судов в пользу предпринимателей. Самое свежее вынес 13 ноября Окружной административный суд Республики Крым.

Крымская Фемида рассматривала иск общественного объединения «Спортивный клуб «Спартак», которому местные налоговики запретили включить в отчетность 156 тыс. грн. убытков. Фискалы мотивировали свое решение обязанностью налогоплательщиков включать в декларацию расходы, понесенные не ранее 1 января текущего года. Но судья пришла к выводу, что претензии налоговой инспекции безосновательные и Налоговый кодекс не содержит норм, запрещающих учитывать убытки прежних лет.

Поскольку мнения о правильности трактовки положений Налогового кодекса разошлись кардинально, выходом может быть лишь внесение соответствующих корректив в законодательство. Такие коррективы уже подготовлены. На прошлой неделе ГНСУ обнародовала на своем сайте законопроект «О внесении изменений к Налоговому кодексу». Его смысл в следующем.

Отображать убытки предыдущих лет в 2011 году нельзя. Но списывать частями – можно: по 25% в год в течение четырех лет, с 2011 по 2014 годы. При этом если предприятие не успевает списать за счет прибыли текущего года свои 25% убытков прошлых лет, то это остается его проблемой.

Только две группы предприятий получили преференцию на полное списание старых потерь – производители продуктов питания социальной группы, а также плательщики налогов с валовыми доходами до одного миллиона гривен (т.е. малый бизнес).

Главный вопрос в связи с этой инициативой: когда закон будет принят? Учитывая, что пока мы видим лишь инициативу налоговой, которая еще не стала законодательной инициативой Кабмина и не подана в парламент (а там документ ждут профильный комитет, вынесение на голосование, первое, второе, а, может, и третье чтение), внести ясность до конца года власть вряд ли успеет. Поэтому в лучшем случае поэтапное списание убытков прошлых лет начнется в 2012 году. А платить налоги нужно уже сейчас.

Бизнес пока находится в подвешенном состоянии и не знает, что делать. Больше всего он опасается, что принятие закона будет отложено по тем или иным причинам, и у предприятий не хватит времени списать все убытки до 2014 года. Продлить же «удовольствие» на 2015 год невозможно

В общем, бизнес пока находится в подвешенном состоянии и не знает, что делать. Больше всего он опасается, что принятие закона будет отложено по тем или иным причинам, и у предприятий не хватит времени списать все убытки до 2014 года. Продлить же «удовольствие» на 2015 год невозможно, так как там ставка налога на прибыль снижается.

Еще одна острая тема – банкротство с недоимкой. 28 октября ГНСУ издала приказ №97 «Относительно упреждения безосновательной ликвидации налогоплательщиков рисковых категорий путем процедуры банкротства», которым фискальным службам на местах фактически дано указание не давать спуску банкротам, которые ликвидируются по упрощенной процедуре.

Как сказано в приказе, в январе-августе текущего года 5,9 тыс. дел, или 54% их общего количества, были возбуждены в соответствии с заявлениями на основании ст. 52 Закона «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом», то есть именно по сокращенной процедуре. А в 108 случаях дела о банкротстве возбуждались против предприятий, отнесенных налоговиками к категории «налоговых ям». В результате таких банкротств в январе – сентябре 2011 года было списано 2 млрд. грн. налогового долга.

Конечно, ловить мошенников нужно. Однако подозревать всех поголовно в желании не рассчитаться с государством не стоит. Согласно статистике, больше всего дел о банкротстве возбуждается в экономически неблагополучных регионах. Это косвенно опровергает версию о массовом использовании упрощенного банкротства недобросовестными налогоплательщиками.

Эксперты говорят о том, что нужно отделять зерна от плевел, а борьбу с налоговыми «ямами» (на что направлены данные меры) от отношений с обычными, путь даже и неудачливыми, предпринимателями.

Для справки. Что такое «яма»? Это часто практикуемая схема уклонения от налогообложения, когда среди контрагентов предприятия используется фиктивная контора, не имеющая активов и офиса, а в особо криминальных случаях – зарегистрированная по поддельным или украденным документам. Такие предприятия выдают налоговые накладные другим компаниям, но не декларируют налоговые обязательства сами. В конце игры посредники-«ямы» исчезают, поставщик остается при своем интересе, а конечный покупатель лишается налогового кредита.

Несмотря на откровенно криминальный душок, «ямы» – очень распространенная схема, которая наносит ущерб бюджету до миллиарда гривен ежемесячно. Ее используют не только мелкие фирмы, но и крупные концерны, провозглашающие себя образцовыми налогоплательщиками.

Впрочем, сказать, что налоговики не борются с «ямами», – погрешить против истины. Одна из недавних мер – создание всеукраинской базы данных по всем операциям, которые произошли в течение месяца. И если покупатель задекларировал налоговый кредит, а его контрагент не задекларировал налоговые обязательства, налоговики выявят это нарушение максимум через 50 дней. Так что можно в принципе не «кошмарить» банкротов, которые стали таковыми без злого умысла.

P.S. Представляя нового руководителя ГНСУ, Виктор Янукович поручил ему избегать фискального давления на бизнес. Новый председатель Александр Клименко пообещал оптимизировать деятельность ведомства, сделав ее партнером реального сектора. Хорошая мысль. Посмотрим, что выйдет на практике…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам