В Украине тринадцать с половиной миллионов льготников. Это приблизительные данные, поскольку наша удивительная социальная «машина» даже посчитать всех не может. Практически все льготники, включая, естественно, пенсионеров, считают своим личным врагом вице-премьера Сергея Тигипко. «Чернобыльцы» и «афганцы», инвалиды и «дети войны», участники боевых действий в Анголе и Эфиопии, а с недавнего времени армию «любителей» Сергея Леонидовича чуть было не пополнили беременные женщины и матери одиночки. Еще немного, и Тигипко станет украинским вариантом Пол Пота. Как это получилось?
Естественно, проще всего назвать вице-премьера «преступником» и «садистом», который обожает мучить у себя в подвале пенсионеров и одиноких матерей, получая от этого эстетическое удовлетворение. Но все не так просто, как кажется. Я много общался с людьми, которые занимались проблемой льготников в команде Тигипко. И знаете что странно? Они были очень убедительны. Четко раскладывали по полочкам социальные обязательства государства, рисовали общую картину, которая выглядела просто ужасающе. Этого постосветского «льготного монстра», выращенного в последние двадцать лет, ни один бюджет не выдержит. Как только начинаются очередные (внеочередные) парламентские выборы, так сразу повышаются минимальные зарплаты и пенсии, появляются новые категории льготников (к примеру, «дети войны»), увеличиваются доплаты малообеспеченным слоям населения. С помощью «социалки» дается взятка избирателям. По-другому это и не назовешь. Слышь, электорат: вот тебе повышение минималки. Ты вообще будешь в батистовые портянки носить, но только когда мы сформируем правительство и реализуем новые социальные стандарты.
Думаю, с данным тезисом все согласятся. Имеются в виду вменяемые люди. Социальную сферу последовательно выводили в минус ради достижения чисто политических целей. Так вот, эксперты из команды Сергея Леонидовича свели все в единую картину и вывели формулу: если не реформировать, то песец. И с этим выводом все согласны. Да, реально все очень плохо. Посмотрите на голубую (в прямом и переносном смысле слова) мечту наших евроатлантистов-евроинтеграторов. Имеется в виду Европа. Европейский союз. Все плохо. В Италии правительственные чиновники со слезами на глазах объявляют о повышении пенсионного возраста, снижении социальной помощи, урезании зарплат. Грецию даже упоминать не надо. Там как не дефолт, так еще какая-нибудь чисто кризисная фигня с бурными протестами «незащищенных слоев». Даже тупые амеры додумались до такой простой вещи, что их имеет один процент населения. Ну что уже говорить об Украине, где популизм в исполнении Юлии Владимировны был официально возведен в ранг всеобщего наепалова.
Провели в Кабмине закрытое социсследование. Привлекли специалистов. Один из вопросов – понимает ли пипл, что реформы (пенсионная, медицинская, налоговая, административная) необходимы? «А как же!», – отвечает народ в виде 65%
Провели в Кабмине закрытое социсследование. Привлекли специалистов. Один из вопросов – понимает ли пипл, что реформы (пенсионная, медицинская, налоговая, административная) необходимы? «А как же!», – отвечает народ в виде 65%. Готовы ли терпеть негативные последствия реформ? 47% отвечают, что годика два три могут потерпеть. Но чтобы потом им выложили и показали результаты. Вроде бы все предпосылки для реформирования есть. Так почему же все так херово получается в итоге? И в этом волнующем месте мы опять возвращаемся к Сергею Тигипко. Проще всего назвать его мудагом (а это не верно!). Но вот разобраться, почему так происходит – совсем другое дело. Не будем трогать налоговую и пенсионную реформы. Возьмем последнее дело: «охота» на зажиточных и богатеньких беременных женщин вместе с матерями-одиночками, которую развязали «фашисты» из Минсоца.
С целью упорядочивания социальной помощи указанным категориям женщин ведомством Тигипко был разработан соответствующий законопроект. Его даже успели утвердить на Кабмине и отправить в Раду: № 9516 от 29 ноября «О внесении изменений в закон «О государственной помощи семьям с детьми». Уже с 30 ноября начался истерический вой в прессе. Многие журналисты даже его не читали, поэтому писали о том, что правительство планирует прекратить пособия для новорожденных. На ТСН вышел сюжет на данную тему. В интернет-формумах пошли жаркие дискуссии на тему: должно ли государство стимулировать рождение детей у бомжей и так далее. А тут еще подоспела информация о косвенной оценке доходов и расходов пользователей социальной помощи, которая проводится Минсоцом. Сразу стали писать о том, что правительство ищет богатых матерей-одиночек, чтобы лишить их пособия. Причем под богатыми понимаются матери-одиночки и беременные женщины, которые держат дома породистую кошку, имеют стиральную машину-автомат, микроволновку, плазменный телевизор и дорогую обувь. На самом деле ничего этого не было. Нет, проверки проводились в отдельных областях, чтобы посмотреть, кто, собственно говоря, получает адресную помощь. Но гавно попало в вентилятор и в результате все поняли: к «чернобыльцам» и «афганцам» скоро присоединятся беременные. Дальнейшее развитие событий могу реконструировать по обрывкам информации от разнообразных источников в КМ. Первый вице-премьер Андрей Клюев «неожиданно» узнает, что Минсоц вовсю мочит матерей и беременных женщин. Это вообще, как сказал один мой товарищ, библейские персонажи. Хуже уже быть ничего не может. Потом оказывается, что правительство одобрило данную инициативу. В ведомстве Тигипко всю вину отрицают. Там люди рвут на себе рубаху с криком «мы им наоборот выплаты увеличили»! Ключевая фраза: стали анализировать законопроект, который, напомним, уже был зарегистрирован в ВР. Новорожденных не нашли, но выяснили интересные вещи.
Во-первых, в основу документа заложена слегка извращенная логика предоставления государственной помощи матерям. Чтобы ее получить, они должны фактически заново доказывать свое право на выплаты.
Во-первых, в основу документа заложена слегка извращенная логика предоставления государственной помощи матерям. Чтобы ее получить, они должны фактически заново доказывать свое право на выплаты
Так, вносится изменение в статью 9 закона «О государственной помощи семьям с детьми»: «Размер помощи в связи с беременностью и родами». В соответствии со старой редакцией предусматривалось, что помощь в связи с беременностью и родами предоставляется в размере 100 процентов среднемесячного дохода (стипендии, денежного обеспечения, помощи по безработице) женщины, однако не меньше 25% от размера установленного законом прожиточного минимума для трудоспособной личности из расчета на месяц. Новая редакция, разработанная в Минсоце, тупо предлагает рассматривать беременную женщину в контексте семьи. Другими словами, следует брать во внимание доходы ее семьи за предыдущие 6 месяцев. Для этого необходимо предоставить помимо справки из больницы о рождении ребенка или справки с места работы еще и справку из ЖЭКа о составе семьи, а также справку о доходах семьи. Если дословно, то написано так: «Помощь в связи с беременностью и родами предоставляется в размере 100 процентов среднемесячного дохода (стипендии, денежного обеспечения, помощи по безработице) женщине, однако не меньше разницы между 100 процентами прожиточного минимуму, установленного для трудоспособных личностей, и среднемесячным совокупным доходом семьи, на одного человека за предыдущие шесть месяцев в расчете на месяц».
Во-вторых, вводится норма об отказе (!) в предоставлении государственной помощи одиноким матерям (изменение в статью 18-3: «Размер помощи на детей одиноким матерям»). Следует особо подчеркнуть, что в действующей редакции закона вообще не рассматривался случай, когда помощь одиноким матерям не предоставляется. Теперь Минсоцполитики предлагает внести следующие изменения: «Помощь на детей одиноким матерям, одиноким усыновителям, матери (отцу) в случае смерти одного из родителей не назначается, если среднемесячный совокупный доход семьи превышает величину, которая рассчитывается как сумма установленных на время обращения соответствующих прожиточных минимумов для каждого ребенка до 18 лет, который воспитывается в семье, и для каждого другого члена семьи и ребенка, который обучается до 23-х лет, – средней заработной платы, определенной для работников, занятых в отраслях экономики, которая сложилась в Украине в месяцы, предшествующие периоду, за который начисляется совокупный доход».
В-третьих, поправки в закон, касающиеся таких чувствительных категорий, как беременные женщины и одинокие матери, выписаны в извращенно-казуистической форме. Чтобы их понять, необходима помощь юриста. А откуда деньги на юриста у большинства одиноких матерей?
В-четвертых, законопроект ликвидирует такое понятие, как «малообеспеченная семья с детьми» (в действующей редакции – «семья, которая по уважительным или по независимым от нее причинам имеет среднемесячный совокупный доход ниже от прожиточного минимума для семьи). В результате все сводится к прожиточному минимуму для семьи. В чем смысл данной новации? Доказать, что у нас нет малообеспеченных семей?
Что получается в сухом остатке? Декларируемое Минсоцполитики повышение размеров социальной помощи отдельным категориям матерей приобретает весьма спорный характер
Что получается в сухом остатке? Декларируемое Минсоцполитики повышение размеров социальной помощи отдельным категориям матерей приобретает весьма спорный характер.
Во-первых, чтобы ее получить, необходимо заново оформить дополнительные документы (справки о доходах);
во-вторых, вводятся непрозрачные механизмы лишения подобной помощи матерям-одиночкам («косвенная оценка доходов и расходов», «среднемесячный доход членов семьи за шесть месяцев»);
в-третьих, по умолчанию увеличится количество отказов в предоставлении подобной помощи (эффект исполнителя);
в-четвертых, если среднемесячный доход семьи превышает 3771 гривну (прожиточный минимум 1042+средняя зарплата 2729), то помощь матери-одиночке не назначается. Это, значит, уже богатые семьи;
в-пятых, нарушается принцип «деньги ходят за ребенком», поскольку во главу угла ставятся доходы семьи.
Вроде бы Минсоц действительно хотел упорядочить предоставление социальной помощи. Я более чем уверен, что действительно есть матери-одиночки, которым эта помощь и на фиг не нужна. Но в результате все получается очень плохо. И прав Андрей Петрович, который принял волевое решение отозвать данный законопроект. Дело не в том, что испугался негативной реакции. Просто в Минсоце действительно надо что-то менять. Неразрешимая дилемма: с одной стороны, нет денег, чтобы платить полностью все льготы. С другой – отменить их, не вызвав ответной реакции (понятно какой), не реально. Замкнутый круг. Почему так происходит? На мой взгляд, все очень просто.
В Минсоце, к сожалению, не просчитывают возможные риски в связи с их «новаторскими» инициативами. Я более чем уверен: Тимошенко бы в два счета убедила всех, что лишение беременных женщин помощи – это вселенское благо
Во-первых, запустили целую серию реформ, которые пошли одной волной. Не доведя до ума одну, начинали вторую, затем бросали. Конечно, ориентировались на шоковую методику. Но одно дело, когда сунуть в ноздри провода и подержать их несколько секунд. Больно, однако проходит. И совсем другое – тыкать оголенными проводами в интимные части на протяжении года. Кому угодно надоест терпеть эту «невыносимую тупость бытия».
В-третьих, они там запутались, кто за что отвечает. То комитет экономических реформ проводит реформу медицины, то правительство. У меня складывается такое впечатление, то в Комитете бросают на Кабмин «каку», которая у них не получается. А «конфетки» стараются забрать. «Конфеток» реально мало. Ну, разве что дерегуляция, да и то…
В-четвертых, не с того начали. Возьмем, к примеру, те же льготы. Самый востребованный тренд общества – это раскулачивание богатых. Я понимаю, что все начнут ржать – ага, придумал, пля: правительство, назначенное олигархами, станет их облагать данью. Отвечаю: ребята, а кто говорит об олигархах? Давайте тупо начнем с владельцев Мерседеса JL и белых «Аudi» Q7. И именно с белых. Я на этом категорически настаиваю. Вы удивитесь, сколько сторонников такой реформы найдется. Автолюбителей, рискнувших выехать на подобных иномарках, будут ловить. Их станут закладывать во все органы власти: от СБУ до налоговой. Возникнет теневой рынок по переделыванию «мерсов» в «ланосы». И вот тогда общество поймет, что действительно надо что то с льготами делать.
Когда бастовали «рыночники», то в обществе к ним было неоднозначное отношение. Я не думаю, что из этого что-то действительно большое вышло бы. Восстание там, массовые протесты. Тогда писал и сейчас повторю: бастовали торговцы контрабасом и те, кто привык не платить налоги. Ну такой у нас «средний класс». Уепаны, мля, и толстозадые тетки. А в результате практически все их требования удовлетворили. Теперь вот «чернобыльцы» и «афганцы». Сегодня это тупо платная акция с фальшивыми голодающими типа доктора Хайдера. И организовали ее не «фронтовики» Яценюка и не БЮТовцы. Тем более, не «нашеукраинцы». Однако никто не хочет понимать, что пенсии «чернобыльцам» в тридцать тысяч гривен – это реальность. Что семьсот тысяч компенсации – это тоже реальность. Что подобная юридическая технология была запущена в 2008 году против правительства Юлии Тимошенко, а сработала почему-то сегодня. Что речь идет не о лишении льгот, а об увязке выплат с доходами бюджета. Кстати, подобную схему пыталась реализовать еще та же Тимошенко, которая отдыхает сегодня в камере с ортопедическим матрасом, плазмой и персональным туалетом.
В Минсоце, к сожалению, не просчитывают возможные риски в связи с их «новаторскими» инициативами. Я более чем уверен: Тимошенко бы в два счета убедила всех, что лишение беременных женщин помощи – это вселенское благо. Однако у нынешнего правительства подобный фокус не получится. Поэтому надо менять тактику и стратегию. Это раз. А президенту – свое окружение. Это два.