Европлевок на Азиопу

Ну вот, собственно, и все. По итогам полуюбилейного, 15-го по счету, саммита Украина – ЕС, состоявшегося 19 декабря 2011 года в Киеве, и переговоров с Россией, которые продлились до поздней ночи 20 декабря под Москвой, «страна в центре Европы» на себе в очередной раз узнала разницу между посулами по-одесски – «на тебе» и «я тебе дам». В Киеве ожидали «на тебе», получили – «я тебе дам». Как знаменитое «я тебя поцелую, потом, если захочешь». В общем, «здравствуйте, я ваша тетя» в полном объеме. Евросоюз, как и предполагали евроскептики, опять оставил Украину с ворохом претензий к ней, посулов и обещаний.
Облачены они были в красивые, вежливые, толерантные и политкорректные слова, но, тем не менее, сути дела это не изменило. Украину опять послали. Типа выполнять «домашнее задание».

Буквально на следующий день Президент Виктор Янукович и премьер-министр Николай Азаров поехали в Москву, где проходил тоже юбилейный саммит глав государств-членов Содружества Независимых Государств (СНГ) и куча других важных для членов СНГ мероприятий. Но украинцам важны были два вопроса – зона свободной торговли (ЗСТ) с СНГ, договор о которой 18 октября сего года подписал украинский премьер, и продолжение газовых переговоров, на главный результат которых – снижение цен на российский газ для украинских потребителей – в Киеве по-прежнему надеются. Но снова – практически отлуп. Промелькнуло даже сообщение, что, судя по всему, рассерженный лидер России Дмитрий Медведев отказался от двухсторонней встречи с Януковичем. Потом вроде попустило. Однако перспективы по-прежнему не ясны…

Что же случилось в Киеве на саммите Украина – ЕС? Главным образом хорошая двухсторонняя мина при крайне плохой игре. Да, стороны громогласно и публично заявили, что переговоры о соглашении об ассоциации между Киевом и Брюсселем завершены. Что вопрос о ЗСТ между Украиной и Евросоюзом, которая является неотъемлемой частью «ассоциативного» соглашения, тоже окончательно дорабатывается и находится в предпоследней стадии готовности. Что проблема либерализации визового режима для граждан Украины вынесена в отдельное «производство» и тоже сулит всяческие бонусы любителям прошвырнуться по Елисейским полям или Унтер ден Линден без шенгенских отметин в паспортах.

Но на выходе-то – ноль! Соглашение об ассоциации не то что не было подписано, как под фанфары обещали еврооптимисты во главе с Януковичем еще в начале текущего года, но даже не парафировано. Понадобились какие-то непонятные дополнительные «технические процедуры».

Но на выходе-то – ноль! Соглашение об ассоциации не то что не было подписано, как под фанфары обещали еврооптимисты во главе с Януковичем еще в начале текущего года, но даже не парафировано. Понадобились какие-то непонятные дополнительные «технические процедуры». То есть Украина в плане евроинтеграции заканчивает год там, где и начинала. В том же положении и за тем же занятием – скребется в наглухо закрытую дверь Объединенной Европы. В МИД Украины, чтобы завуалировать почти полный провал переговорного процесса, увидели в итоговом заявлении саммита 19 декабря «скрытую перспектива членства» Украины в ЕС. Прозорливые они наши! Если и есть перспектива, то скрыта она, как некогда Помпеи под пеплом Везувия. ЕС только «обратил внимание на европейскую идентичность Украины». Спасибо! А то мы без Хермана ван Ромпея не знали, где мы находимся. Место это очень хорошо рифмуется с Европой…

То есть Европа по итогам саммита фактически:

а) признала Украину не готовой для решительных шагов на пути евроинтеграции по причине недемократичности;

б) опять вмешивается во внутренние дела Украины тем, что позволяет себе диктовать суверенному государству условия и поучать его, как жить;

в) связала судьбу целой страны с судьбой, или даже не так – с уголовным делом одной женщины, осужденной украинским судом за фальсификацию документов, и решила ее, судьбу, в пользу женщины, а не страны.

Что может быть унизительнее и неравноправнее этого?! И это ведь без решения даже Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в который эта женщина обратилась и который живо откликнулся на ее просьбу, начал рассмотрение дела в ускоренном режиме и, скорее всего, тоже нагнет Украину. То есть фактически примет не юридическое, а политически мотивированное решение. Но, как вы понимаете, в борьбе с якобы «политически мотивированной юстицией» в Украине. Вот таков вот заворот, замешанный на двойных стандартах, которые Европа в своем исполнении традиционно замечать не желает…

Женщина эта – Юлия Тимошенко. И как бы там ни было, а уже упомянутый розовощеко-анемичный пан ван Ромпей сказал: «Наша серьезная озабоченность связана в основном с рисками политически мотивированного правосудия на Украине. Процесс над Тимошенко – наиболее шокирующий пример». Другими словами это означает: не отпустите Юлю – не получите соглашение об ассоциации и евроинтеграцию. Но и это еще не все. Еще ЕС ведь требует не просто отпустить «Кыцю-оппозиционерку», но обеспечить ей участие в парламентских выборах осенью 2012 года. Это завуалированно показывает срок, до которого в евросудьбе Украины ничего не решится. Как говорится, будут мурыжить, чтобы посмотреть…

И тут даже не следует напоминать, что таким подходом Европа выдает своеобразный карт-бланш украинской (и в любой другой стране, если Европе так захочется, но в Украине закрепляется этот прецедент) оппозиции на любые преступления. Убил бабушку, грабонул госказну, подделал документы, но объявил себя при этом «борцом с режимом» и гуляй, ты – не виновен. А это и есть избирательное и политически мотивированное правосудие. Но Европе его можно применять, а Украине – зась. «Опять двойные стандарты, однако», – сказал бы умный чукча. Но на то он и чукча. Хоть и в вышиванке…

Европа выдает своеобразный карт-бланш украинской (и в любой другой стране, если Европе так захочется, но в Украине закрепляется этот прецедент) оппозиции на любые преступления. Убил бабушку, грабонул госказну, подделал документы, но объявил себя при этом «борцом с режимом» и гуляй, ты – не виновен.

Общий же итог всей этой евровозни тоже очевиден – поставлено под сомнение даже главное достижение в переговорном процессе, которым так гордилась Украина. А именно – тот факт, что соглашение об ассоциации должно быть единым документом, который подразумевает политическую ассоциацию (то есть гарантированное членство Украины в ЕС, обозначенное в той или иной форме) и экономическую интеграцию (положение о ЗСТ с ЕС). Ранее Украина боялась, что ЕС подпишет отдельный договор о ЗСТ, получит допуск на украинские рынки и «забудет» о евроинтеграции и членстве. Потом ЕС начал бояться того, что Украина получит только экономическую часть и не захочет выполнять политические требования в обмен на членство. Вот вместе они, сменяя друг друга, и «добоялись»: теперь не совсем понятно, кому и чего страшиться. Дело-то застопорилось…

Однако уже понятно, что единое неразрывное «ассоциативное» соглашение с ЕС может стать тормозом для Украины на пути создания ЗСТ с двух сторон – на западе и на востоке. Ведь, повторяю, Украине и от России со структурами, которые возникли в рамках СНГ, нужны две, в принципе, взаимосвязанные вещи: тоже ЗСТ и снижение цены на газ. Во всяком случае, Янукович в Москве заявил, что он:

а) хочет, чтобы Россия возглавила процесс согласованной ратификации парламентами стран-членов СНГ октябрьского сего года соглашения о ЗСТ в Содружестве;

б) хочет углубления сотрудничества в газовой сфере, которое должно закончиться, естественно, «справедливо» – снижением цены на газ.

И теперь от России, в принципе, зависит, как она поступит. Как центр Евразии, готовой экономически-интеграционно объединять два континента на условиях равноправия. Или же как средоточие Азиопы – территории, подконтрольной Москве и от нее все больше и больше – в условиях мирового кризиса и противоборства с Китаем – зависящей.

Украина же, пока не добившись успехов ни на западе, ни на востоке, замерла в излюбленной выжидательной позе: не брать на себя никаких дополнительных обязательств и попытаться получить экономические выгоды с двух сторон.

Украина же, пока не добившись успехов ни на западе, ни на востоке, замерла в излюбленной выжидательной позе: не брать на себя никаких дополнительных обязательств и попытаться получить экономические выгоды с двух сторон. Что это – позиция, занятая от безысходности (послали и там, и там), или же сознательная тактика, направленная на торги по обоим векторам интеграции (Украине выгодны ЗСТ и с ЕС, и с СНГ) – пока не совсем понятно. Без должного умения можно проиграть везде и остаться у разбитого корыта никому не нужной. Если же повезет, то либо ЕС развалится, либо в СНГ все срастется, либо наоборот. И тогда можно будет выбрать сильнейшего…

…Во всяком случае, Украина надеется на лучшее, а готовится к худшему. Хочет получить цену на российский газ в диапазоне от 200 до 250 долл. за 1000 кубометров, а в проект бюджета на 2012 год, который готовится ко второму чтению в парламенте, закладывает среднегодовую цену на уровне 416 долл. за 1000 «кубиков». Показательно, однако…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам