Ежедневно миллионы молодых (и не очень молодых) людей в США скачивают из Интернета музыку, книги и фильмы. Каждый из них рискует при этом попасть в тюрьму или быть приговоренным к выплате несоразмерно больших штрафов. И это не просто слова.
В 2007 году мать четверых детей из Миннесоты Джемми Томас-Рассет попалась, когда под логином "tereastarr", качала в ныне закрытой файлообменной сети KaZaA поп-музыку не первой свежести, чтобы зарядить в наушники для утренней пробежки.
Суд длился два года, и 19 июня 2009-го, 12 присяжных вынесли женщине уникальный приговор: выплатить правообладателям в лице RIAA $1,92 млн. за 24 скачанных трека. То, что Джемми – мать-одиночка, которая никогда в жизни не соберет эти деньги, это лирическая сторона дела. Проблема гораздо глубже: американское право прецедентное. И теперь любой житель США может повторить судьбу мамаши из Миннесоты.
Возмущение этой историей высказали многие знаменитые музыканты, политики и общественные деятели. Они говорили, что наказывать людей за прослушивание музыки – самый неправильный способ защиты музыкального бизнеса, осуждали RIAA и требовали от законодателей внести правки в законодательство об авторских правах.
Но прошло время, шум стих, судебное решение осталось в силе, никакие правки в американское законодательство внесены не были. Тем временем RIAA за последние пять лет RIAA угрожала порядка 35 тысячам рядовых пользователей Интернета, уличенных в файлообмене. В большинстве случаев дело не доходило до суда, а пользователи выплачивали ассоциации суммы порядка 3000 – 5000 долларов (так называемое досудебное урегулирование). На данный момент неразрешенными осталось порядка двух сотен подобных дел. Это – сведения из Интернета.
RIAA за последние пять лет RIAA угрожала порядка 35 тысячам рядовых пользователей Интернета, уличенных в файлообмене. В большинстве случаев дело не доходило до суда, а пользователи выплачивали ассоциации суммы порядка 3000 – 5000 долларов
То, что RIAA – это всего лишь неправительственная бюрократическая организация, пусть и с богатой историей (создана в 1952 году), в данном случае роли не играют. Американцы на законодательном уровне преследуют потребителей пиратской продукции так же рьяно, как мусульмане женщин с непокрытой головой. В общем, манечка у них на этой почве.
Но пока США – это самая мощная страна в мире, производитель наиболее популярной валюты – доллара, у остальной части земного шара не остается иного выхода, как подыгрывать им в этой истерии. Тем более, что с точки зрения закона, все правильно, а с точки зрения здравого смысла – не ссориться же с супердержавой из-за какого-то файлообменника?!
Кстати, RIAA очень сильно давила и на российские власти, чтобы они прикрыли соцсеть VKontakte.ru, и на китайские, по поводу поисковика Baidu. И от каждой страны получили какую-то уступку. Россияне отдали им на съедение торрент-трекер torrents.ru, а китайцы пустили на свой рынок парочку американских корпораций, в результате чего претензии к Baidu были официально сняты в декабре прошлого года.
Добиться покорности от европейских стран американцы не смогли. В отличие от Украины, которую правительство «оранжевых» на всех парах загоняло в ВТО, не сильно вдумываясь о цене компромиссов (законодательство об интеллектуальной собственности – одна из главных наших уступок), европейцы очень взвешенно подошли к авторскому праву.
Они не поощряют пиратства, но и гоняются за домохозяйками, скачивающими музыку. Например, попытка RIAA «нагнуть» один из самых известных файлообменников в мире — германский Rapidshare.com закончилась провалом. Немецкий суд пожурил ресурс за распространение пиратского контента и велел блокировать аккаунты недобросовестных пользователей, но не прекратил работу.
Еще либеральнее в этом плане Испания. В марте 2011 года судья Рауль Гарсия Орехудо оправдал владельца торрент-трекера elrincondejesus.com Хесуса Гэрра, на которого подало в суд испанское общество авторов и издателей SGAE. Судья заявил, что «пиринговые программы помогают обмениваться файлами между пользователями. Предоставление ссылок на файлы и предоставление самих файлов это не одно и тоже. Использование файлообменных сетей не является нарушением авторским прав. Более того, нельзя судить человека, скачавшего копирайтный материал, если он не использует его в коммерческих целях».
У американцев остались только две точки для удара: собственное население (которое нельзя кошмарить перед выборами) и население добродушных стран, вроде Украины и Новой Зеландии, которое кошмарить можно, вне зависимости от того, есть у них выборы или нет
Таким образом, у американцев остались только две точки для удара: собственное население (которое нельзя кошмарить перед президентскими выборами) и население добродушных стран, вроде Украины и Новой Зеландии, которое кошмарить можно, вне зависимости от того, есть у них выборы или нет.
Примечательно, что ультимативное требование закрыть EX.ua поступило параллельно с закрытием файлообменного сайта Megaupload. Прокуратура США предъявила его владельцам – Киму Доткому, также известному как Ким Шмиц и Тим Джим Вестов, руководителю отдела маркетинга Финну Батато, руководителю отдела программного обеспечения Андрусу Номму и другим – обвинения в нарушении авторских прав и мошенничестве
Справедливости ради нужно отметить, что Megaupload отчасти сам виноват в своих проблемах: он ввязался в спор с лейблом Universal, которому не понравилась реклама файлообменного сервиса. Именно на этом его и заловили.
В ситуации с нашим файлообменником тоже не все однозначно. EX.ua уже больше года пытался демонстрировать свою добропорядочность. Они заключили договор с Антипиратской ассоциацией, выделив ей специальную кнопку для удаления пиратских объектов. Утверждали, что имеют договоры с 1С, ICM (работают в интересах Майкрософт) и другими подобными структурами.
Более того, как постоянный пользователь этого ресурса, не могу не отметить, что посмотреть киноновинки на этом сайт стало практически невозможно. Мы с друзьями ходили туда за добрыми старыми фильмами, чудесными аудиокнигами и документальными материалами.
В то же время владельцы EX.ua бросили открытый вызов американским бюрократам, намекнув, что они требуют особого к ним отношения, но налоги на нашей территории не платят. Те, видимо, наняли транснациональных юристов и пригрозили Украине отменой преференций в торговле (есть у нас такая зависимость, на которую мы же сами и «подписались»). В итоге… Лично мне очень жаль лишиться EX-файлов. Но обвинять в этом милицию бессмысленно: милиция не пишет законы, она их выполняет, как умеет.
Не могу также не согласиться с общим мнением друзей по FB: у американцев, создавших Интернет, вряд ли получиться задушить (в тисках контроля) его пользователей. Неконтролируемая техногенная масса вырвалась из пробирки. С каждым новым иском от RIAA, с очередным арестом официальных топ-менеджеров популярных ресурсов способы распространения информации в сети обновляются и усовершенствуются. Нет torrents.ru, но появился rutracker.org. Стали изымать серверы – появился ай-ту-пи, так называемый невидимый Интернет.
Как поясняет Википедия, проект невидимый Интернет – это открытое программное обеспечение, созданное для организации сверхустойчивой анонимной, оверлейной, зашифрованной сети и применимое анонимного хостинга (создания анонимных сайтов, форумов и чатов, файлообменных серверов и т. д.), систем обмена мгновенными сообщениями, ведения блогов, а также для файлообмена. В том числе P2P – Torrent, eDonkey, Kad, Gnutella и т. д., электронной почты, VoIP и многого другого. Адреса сайтов в сети I2P имеют вид: «http://адрес_сайта.i2p».
Другими словами, Интернет-подполье уже существует. Может, пока оно не столь совершенно, чтобы подменить собой «официальный» Интернет. Однако прогресс не стоит на месте. И большое спасибо американским лоббистам за то, что они этот прогресс двигают своей самоотверженной борьбой с всемирным пиратством.