Холод и как в нем выжить

Минус 28 – это температура хранения для продуктов глубокой заморозки. Так что граждане, приплясывающие по утрам на остановках общественного транспорта, согласно гостам – готовые тушки для хладокомбината. А если серьезно, то переживать экстремальные температуры (высокие или низкие) – это целая наука, которую отдельные страны постигали столетиями, методом проб и ошибок. Мы же можем воспользоваться готовыми рецептами. Пункты обогрева бомжей – американская находка. Закрытие школ и садиков – европейская практика. Есть и другой полезный опыт, который не мешало бы изучить…
Самой низкой температурой, в которой недолго, но интересно существует человек, считается камера искусственного климата для лечения человека холодом (криосауна). Там бывает минус 120.

Но в криосауне находятся минуты. А вот на полярной станции «Восток», которая функционирует с 1957 года, люди целый год живут в условиях экстремально низких температур. Полярной зимой (т.е. на протяжении 6 месяцев) там минус 90. Прикиньте, каково это быть отрезанными от всего мира в минус 90! Электротаялка снега вышла из строя – умер от жажды. Генератор забарахлил – от холода. Тем не менее, ради науки люди зимовали там по несколько раз, да еще в те далекие годы, когда не было ни термобелья, ни утеплительных стройматериалов. Но это я так, для ободрения широкой публики. От того, что зимовщикам было еще холоднее, нам теплее не становится.

Хотя пока что Украина с ситуацией экстремальных холодов справляется, но – на грани возможного. Количество пострадавших от морозов у нас не превышает среднеевропейский показатель. Напомним, что за последние пять дней в лечебные учреждения Украины с жалобами на обморожение или переохлаждение обратились 854 человека. Госпитализация потребовалась 723 пострадавшим. Скончались 43 человека. Из них восемь — в больницах, 28 – обнаружили на улицах, еще семь – в домах. То есть выходит – по одной смерти на миллион с лишним населения.

В Восточной Европе за последние дни от холодов погибли уже более 70-ти человек. Но у них и населения меньше, и морозы пока – нежнее, чем у нас. Впрочем, цыплят по осени считают, а замерзших – по окончанию холодов. Тогда и выясним, кто кого перегнал в этой грустной статистике.

Вообще, из стран Восточной Европы пока больше всех пострадала Польша. У них температура упала до минус 30. Пока поляки справляются лучше нас: нашли только 10 замерзших человек, обмороженных – также несравнимо меньше, чем в Украине.

И тут нашим чиновникам не мешало бы перенять опыт соседей. Они размещают по всем городам угольные печи, чтобы бездомные могли погреться. Появившихся у печей бродяг обратно на мороз не выпускают, их тут же отлавливает полиция и везет в специальные приюты. Также в приюты отвозят одиноких пожилых людей, которые могут не справиться с обогревом жилья самостоятельно. Особенно в сельской местности.

Нашим чиновникам не мешало бы перенять опыт соседей. Они размещают по всем городам угольные печи, чтобы бездомные могли погреться. Появившихся у печей бродяг обратно на мороз не выпускают, их тут же отлавливает полиция и везет в специальные приюты

Что же касается городов, то власти Варшавы распорядились установить более 40 обогревательных стоек возле открытых остановок общественного транспорта. И с каждый днем количество таких стоек увеличивается. Ну не молодцы?!

А у нас холод стал причиной поломок электротранспорта, трамваи застревают на рельсах, перекрывают движение автобусов, троллейбусов и маршруток, образуется пробка. Свежезамороженные человеческие тушки по полчаса стоят на остановках, потом в отчаянии штурмуют первую прорвавшуюся маршрутку, она ломается, и пробка начинается заново.

Правда, в некоторых вопросах поляки нам уступают. Например, у них замерз водопровод в модных пластиковых трубах. А наши ржавые железные трубы пока держатся. Тьху-тьху, чтоб не сглазить. Вообще, стоит похвалить себя за умение переживать морозы. Мы, увы, не Польша, но, к счастью, не Греция.

Эта «зубная боль Евросоюза» рисковала не пережить даже 12-градусные морозы на севере. В Афинах сейчас плюс 11, они кайфуют. А три дня назад было минус три, и город замер в ужасе. Были сразу закрыты многие школы. 20 000 оказались перед угрозой замерзания. Их теплолюбивые организмы не выдержали бы ночевки на улице, а теплых ночлежек в Афинах практически нет. Да и самих ночлежек – тоже, поскольку ввиду экономического кризиса власти резко сократили социальные расходы, и, естественно, пострадали самые несчастные. В итоге на самые холодные ночи бомжей пустили в спортзалы, где они спали прямо на полу. Теперь эти залы необходимо подвергнуть санитарной обработке…

А что же Украина? Обогревателей на остановках у нас пока не ставят, но довольно оперативно развернули 1735 круглосуточных пунктов обогрева. В ближайшее время планируется открыть еще 122. По официальной статистике с 27 января по 1 февраля за теплом и горячей едой в такие пункты обратились 31 500 граждан.

По словам сотрудников МЧС, которые несут дежурство на этих объектах, погреться приходят самые разные категории населения. В основном это люди без определенного места жительства, однако, нередко заходят и вполне благополучные граждане, которым необходимо согреться и передохнуть. Иногда заглядывают студенты. Здесь все желающие могут получить горячий чай, манную кашу и бутерброды с салом.

Идея с палатками мне очень нравится. А вот широко распиаренное посещение палатки социальным вице-премьером Сергеем Тигипко не нравится. Во-первых, он человек не бедный и не замерзший, а пришел и слопал чью-то кашу. Во-вторых, что за привычка использовать для своего предвыборного пиара чужие декорации? На тех выборах вылезал из танка Минобороны, а на этих – устроил фотосессию у палаток МЧС.

Вообще, то, что от простой раздачи теплой еды на улицах, как это практикуется в Европе, мы перешли к американскому варианту «обогревательных пунктов» (кроме еды, в палатках есть еще лампы УФО), – большой позитив.

Широко распиаренное посещение палатки социальным вице-премьером Сергеем Тигипко мне не нравится. Во-первых, он человек не бедный и не замерзший, а пришел и слопал чью-то кашу. Во-вторых, что за привычка использовать для своего предвыборного пиара чужие декорации?

Северные Штаты США регулярно испытывают удары холода. Иллинойс, Миннесота, Северная Дакота, Массачусетс и др. переживали даже минус 35(!) при очень сильных ветрах, которых у нас нет. Такие ветры ускоряют процесс «промерзания до костей» в разы. Соответственно, не обходилось без жертв.

Минимизировать потери удалось благодаря системе мобильных домов. Эти дома организовывали не в палатках, как у нас, а в жилых прицепах (трейлерах), которые очень популярны у американцев. К тому же людям, имеющим не очень теплые жилища, предлагалось укрыться от холода в специально созданных для этого убежищах. Для этого нужно было вызвать на место проживания полицию, они приезжали, замеряли температуру, и, если она оказывалась ниже нормы, отвозили людей в теплые убежища.

Кстати, очень полезный опыт, не мешало бы у нас создавать не только палатки перекуса и обогрева, но и теплушки для ночевки. Потому что в официальных «бомжеприемниках» всем мест не хватит.

Что же касается вполне имущих граждан, которые способны обогреть себя самостоятельно, то им следует перенять опыт у жителей северных регионов, для которых минус 20 – это обычная температура, а холодно становится уже при минус 40.

Помимо скандинавских стран (Норвегии, Швеции, Исландии и Финляндии), морозным считается город Улан-Батор (столица Монголии). Зимой тут бывает и минус 50. Жителей столицы Канады Оттавы не сильно удивишь холодом: у них случается минус 37. К этому можно добавить русский Север во всем его многообразии. Возникает вопрос: как люди, которые родились, выросли и прожили до старости в таком холоде, сумели не отморозить себе что-нибудь?

Например, на «севере диком», в частности в Якутии, мороз минус 50 переживают, благодаря трем правилам. Первое: все ходят в унтах. И мужчины, и женщины. Ноги в тепле – это главное, особенно на открытых неотапливаемых остановках. Поэтому на следующую зиму я собираюсь заказать себе унты по Интернету. Во-вторых, на транспорте почти все устанавливают по второму лобовому стеклу, ставят двойные стекла сбоку на все машины отечественного производства, а перед радиатором вставляют картонку, чтобы не переохлаждался. На автобусы тоже вешают вторые стекла. Как пишут путешественники, побывавшие в Якутии, для этого берут обычное оконное стекло, делают небольшие «пенечки» из пенопласта и заклеивают все швы скотчем. Получается стеклопакет, который держит тепло благодаря воздушной прослойке. И третье – одежда только из натуральных материалов: мех и шерсть. Не используется хлопок, потому, что он вбирает холодный воздух, становится влажным и холодит.

Кстати, об одежде. В Финляндии не приветствуются пуховики на натуральном пуху. Считается, что в любом пуховике образуются дырки от швейной иглы, куда при снегопаде забирается влага, которая постепенно пропитывает отдельные перышки и делает его сырым. Даже при использовании непромокаемых тканей пуховик обязательно «простегивают».

В Исландии носят белье только из натуральной шерсти мериноса. Не случайно исландцы издавна разводили у себя мериносных овец. Правда, сейчас шерсть заменило синтетическое термобелье. Но лишь частично. Так же поступают и монголы, комбинируя шерсть с кожей местных лошадок.

О лошадках просто невозможно не сказать особо. Не знаю, как там монгольские в заснеженной степи выживают, но якутские – отличаются фантастической выносливостью. Зимой такая лошадка (ростом она с пони) сама добывает траву под многосантиметровой толщей льда и снега. А пока копытом роет снег и долбит лед – согревается. Перенимайте опыт, господа!

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам