«Она (устойчивость. – Ред.) будет зависеть от того, каким окажется платежный баланс. Мы рассчитываем, что он будет меняться в течение года, а наше сальдо станет положительным», заявил он.
Дефицит платежного баланса в январе составил $889 млн. Как пояснил руководитель группы советников главы НБУ Валерий Литвицкий, увеличение дефицита платежного баланса связано с погашением задолженности по торговым кредитам. «Без учета этого ситуативного фактора сводный платежный баланс был бы сведен с профицитом в $401 млн даже выше, чем в январе 2011 года», – утверждает он.
Помимо первого за последние 12 месяцев профицита текущего счета ($307 млн), в январе также наблюдалось двукратное снижение оттока наличной валюты до $0,5 млрд. В условиях сложной ситуации на рынке внешних займов было зафиксировано привлечение кредитов и облигаций в январе на $351 млн, в том числе краткосрочных на $774 млн.
Более того, по итогам февраля в Нацбанке допускают резкое уменьшение дефицита платежного баланса, поскольку снизилась потребность рынка в интервенциях НБУ. «Чистое сальдо валютных интервенций в феврале было в восемь раз меньше, чем в январе. На рынок практически не выходили всего по два раза с покупкой и продажей», – заявил господин Литвицкий. В января НБУ потратил $894 млн на поддержку курса гривни.
По словам аналитика ИК «Ренессанс Капитал Украина» Анастасии Головач, резкое сокращение интервенций связано с дефицитом гривневой ликвидности из-за уплаты предприятиями налога на прибыль. «Кроме того, сейчас наблюдается увеличение предложения валюты, что связано с интересом нерезидентов к украинским ОВГЗ. В такой ситуации предложение валюты было достаточным, поэтому потребности в интервенциях НБУ не было», – отмечает она.