Белорусское масло вылетело в трубу

Продуктовая интрига между Киевом и Минском разворачивается с удвоенной скоростью. Главный ветеринарный инспектор Беларуси Юрий Пивоварчик уже пересек государственную границу Украины. Однако, по мнению знающих источников, на уровне санитарных ведомств вопрос решен не будет. Его закроют премьеры, если запланированный визит главы нашего правительства в Минск в середине марта состоится. Корни конфликта гораздо глубже, чем кажется, и «сырная война» с Россией тут не при чем. Беларусы нарвались сами, начав блокировать поставку украинских труб на территорию Таможенного союза. В результате чего наш экспорт упал в 50 (!) раз…
Публичные заявления

Теперь обо всем по порядку. Напомним, что Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба Украины с 1 марта 2012 года приостановила ввоз на территорию Украины молока и молочных продуктов из Республики Беларусь, поскольку в молоке, сухом молоке, сыре и других продуктах обнаружено существенное превышение остатков медицинских препаратов, в основном антибиотиков.

Первый заместитель главы Госветфитослужбы Владимир Горжеев заявил, что Беларусь систематически нарушает украинское законодательство, поставляя нам загрязненную продукцию. И что ей уже делались замечания осенью прошлого года. Реакции на которые, разумеется, не последовало.

Возобновление поставок, заявляет украинская сторона, будет зависеть от того, как быстро Беларусь предоставит документальные доказательства надлежащего контроля за остатками ветпрепаратов в сырье и готовых молочных продуктах, предназначенных для украинского рынка. А так же с какой скоростью допустит украинских проверяющих к своим коровам.

Помимо молока, наша ветеринарная и фитосанитарная служба приостановила ввоз на территорию Украины «мяса животных, восприимчивых к африканской чуме свиней (АЧС), продукции и сырья из них».

Речь идет, прежде всего, о свинине. В Госветфитослужбе Украины напомнили, что 16 февраля в селе Незнаново Новогрудского района Гродненской области Беларуси было изъято и уничтожено (сожжено) все поголовье свиней из частных хозяйств граждан. В то же время, согласно заявлениям Министерства сельского хозяйства Беларуси и департамента ветеринарного и продовольственного контроля республики, указанные действия были совершены в рамках… учений по борьбе с АЧС.

«Учитывая, что Республика Беларусь входит в Таможенный союз, что влечет отсутствие таможенного и ветеринарного контроля при пересечении государственной границы с Российской Федерацией, где в течение последних 5-ти лет отмечается сложная эпизоотическая ситуация с африканской чумой свиней, и принимая во внимание значительное количество вспышек этого заболевания в Центральном (приграничном с Республикой Беларусь) федеральном округе РФ в прошлом году, существует вероятность того, что случай в с. Незнаново обусловлен занесением возбудителя африканской чумы свиней в Республику Беларусь», – подчеркнули в украинском ведомстве.

Помимо молока, наша ветеринарная и фитосанитарная служба приостановила ввоз на территорию Украины «мяса животных, восприимчивых к африканской чуме свиней (АЧС), продукции и сырья из них»

Белорусы пока резких ответных заявлений не делали. Они сообщили, что официальных претензий глобального характера Украина им не предъявляла. На счет странных событий в селе Незнаново Госветфитослужба действительно направляла запрос. На который 24 февраля 2012 года ответил Департамент ветеринарного и продовольственного надзора Беларуси. Он «подробно проинформировал украинскую сторону о проведенных в Гродненской области региональных учениях государственной ветеринарной службы нашей страны по вопросам недопущения заноса и распространения африканской чумы свиней».

Кроме того, в Минске признали, что отдельные факты рекламаций на их продукцию имели место быть. Так в ОАО «Полоцкий молочный комбинат» 10 февраля текущего года поступила претензия от частного предприятия «Премьерпродукт-Житомир» на качество масла сладкосливочного «Крестьянское». «На уровне этих двух хозяйствующих субъектов ведется разбирательство», – проинформировали в Департаменте. На этом обмен публичными заявлениями сторон заканчивается, и начинается непубличная часть мясомолочного конфликта.

Непубличные мотивы

Если изучить статистику, то очевидно, что украинский рынок сбыта куда более важен белорусам, чем нам белорусское молоко, масло и мясо. Запрет на импорт продукции соседей не вызовет каких-либо побочных эффектов, виде повышения цен или дефицита продуктов питания.

Во-первых, пик популярности белорусской «молочки» в Украине прошел: за два года импорт белорусского молока и сливок упал в три раза, масла – в 14 раз. По данным аналитиков компании GrainUkraine, в 2011 году Украина импортировала из Беларуси лишь 3,78 тыс. тонн молока и сливок и 1,36 тыс. тонн сливочного масла. А засилье киосков с «продукцией из Беларуси» и «Качеством СССР» – это всего лишь маркетинговый ход продавцов. В половине таких торговых точек белорусскими продуктами и не пахнет.

Во-вторых, свято место пусто не бывает: полки, где лежали белорусские продукты, займут конкуренты из Польши, Германии, и собственные производители. Тем более, что после ограничения на экспорт украинской «молочки» в Россию у нас высвободились определенные объемы сырья, которое надо где-то сбыть.

Было бы несправедливо утверждать, что украинские чиновники начали кампанию подлого протекционизма. Белорусы не зря сидят тихо и не возмущаются: они знают, за что получили удар, и понимают, что это вполне справедливый, хотя и ассиметричный ответ

Однако, было бы несправедливо утверждать, что украинские чиновники начали кампанию подлого протекционизма, вытесняя продукцию соседей, дабы освободить место для своих продовольственных товаров. Белорусы не зря сидят тихо и не возмущаются: они знают, за что получили удар, и понимают, что это вполне справедливый, хотя и ассиметричный ответ.

В конце прошлого года Беларусь фактически заблокировала поставки на территорию Таможенного союза украинских труб, чем нанесла нашим производителям колоссальный ущерб. Детали этой истории изложены в письме Правительственного уполномоченного по вопросам сотрудничества с РФ, странами-участницами СНГ, ЕврАзЭс и другими региональными объединениями Валерия Мунтияна в адрес заместителя министра иностранных дел Республики Беларусь Александра Гурьянова.

Вот короткое изложение письма. «После введения в июне 2011 года антидемпинговых пошлин на импорт украинских труб в результате переговоров со странами-членами Таможенного союза была достигнута договоренность об ускоренном (три месяца) проведении пересмотра спецзащитной меры с целью замены пошлины на страновые квоты.

В частности, предполагалось, что квоты будут введены до конца 2011 года и рассчитаны на максимально длительном периоде (2004-2010 годы), позволяющем минимизировать негативное влияние кризиса и изменение структуры поставок нержавеющих труб в РФ от введения пошлин.

Но, по состоянию на конец февраля 2012 года, спецзащитная пошлина продолжает действовать. Главным образом потому, что введение квоты блокируется белорусской стороной.

Так, во втором полугодии 2011 года после распространения пошлины поставки украинских труб в Республику Беларусь уменьшились в 50 (!) раз и составили чуть более двух тонн против 200-250 тонн среднегодовых объемов. С 1 января 2012 года украинские производители полностью прекратили поставки нержавеющих труб в Беларусь и Казахстан.

Из-за того, что уже более полугода практически прекращены поставки украинских нержавеющих труб в Республику Беларусь и Республику Казахстан, стремительно сокращается доля украинской продукции на российском рынке, что наносит прямой ущерб как украинским производителям, так и их белорусским, казахстанским и российским потребителям…».

Это, собственно, главный ответ на вопрос, почему белорусы могут сами пить свою «молочку». Тем не менее, шансы уладить конфликт довольно высоки. На 22-23 марта запланирован визит премьер-министра Украины Николая Азарова в Беларусь. На переговорах собираются обсудить сути повышения товарооборота с $6,2 млрд. в год до $10 млрд. В частности, работает двусторонняя экспертная группа, которая ведет работу по выработке механизма реализации соглашения о выездной ярмарочной торговли в приграничных регионах.

Все это, конечно, хорошо. Но главной темой встречи на высшем правительственном уровне может стать улаживание конфликтов продовольственно-трубного фронта. Учитывая запутанность ситуации, поставить точки над «i» в данном случае могут только первые лица исполнительной власти, а не санитарные инспектора двух стран.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам