Бабкины надежды (видео)
«Сейчас шумиха вокруг нашего коллектива поутихнет, у бабушек начнутся весенние полевые работы, посевы. Они как раз немного отвлекутся, подзарядятся энергией земли, и потихоньку, не торопясь, начнем готовиться к конкурсу», — рассказывает музыкальный руководитель коллектива Ольга Туктарева.
Поначалу артистки наотрез отказывались учить английские слова. Но потом пришли к выводу, что в песне международного конкурса должно звучать хотя бы несколько общеизвестных слов.
Теперь английский припев даже привязался: в перерывах между хозяйскими делами бабушки напевают себе под нос «Party for everybody! Dance! Come on and dance!».
Репертуар
«Бурановские бабушки» вообще очень бережно относятся к песням, которые исполняют, будь то народные удмуртские мотивы, тексты односельчанки Елизаветы Филипповны Зарбатовой или удмуртские переводы популярных рок-композиций.
— Среди удмуртских песен мало веселых, — продолжает Ольга Туктарева, — Они протяжные, красивые, мелодичные. В основном очень личные, о любви и нелегкой жизни. В них много «природных» сравнений — удмурты вообще очень трепетно относятся к каждой веточке, деревцу и цветочку. В этом уникальность удмуртских текстов.
Сейчас уже никто не может точно сказать, сколько лет фольклорному ансамблю бурановских бабушек — то ли двадцать, то ли двадцать пять; никто из них никогда всерьез о профессиональной сцене не задумывался, собрались просто попеть — так, как пели много лет назад их прабабушки.
Из первоначального состава осталась только одна участница — Галина Николаевна Конева. Она негласный лидер, руководитель и основатель коллектива. Сегодня костяк — это восемь бабушек. Самой старшей из них — Пугачевой Наталье Яковлевне — 76 лет, самой молодой — Туктаревой Ольге Николаевне — 43 года.
Путь к победе
Однажды творческая группа записывающей компании «Кама рекордз» пригласила коллектив из Бураново участвовать в эксперименте по соединению удмуртского фольклора и городской культуры. Бабушки вышли на Центральную площадь Ижевска и на ступеньках Театра оперы и балета в настоящей русской печи принялись под собственные песни печь для прохожих национальное удмуртское блюдо — перепечи.
Затем в феврале 2008 года на Дне родного языка в Удмуртской филармонии ижевский режиссер Павел Поздеев пригласил их спеть рок-песни, переведенные на удмуртский язык: бабушки впервые спели «Звезду по имени Солнце» Виктора Цоя и «Город золотой», известный в исполнении Бориса Гребенщикова. После того как запись с концерта попала в интернет, на бабушек посыпалась масса звонков и предложений. С тех пор в их репертуаре живут удмуртские кавер-версии «Yesterday» и «Let it be» The Beatles, «We are the Champions» The Queen, «Smoke on the water» Deep Purple, «Venus» Shocking Bluе, а также «Печаль» Цоя, «Прогулки по воде» Вячеслава Бутусова.
В мае 2010 года Павел Поздеев проводил в ижевском клубе «Авиатор» удмуртскую вечеринку с участием «Бурановских бабушек». На нее пришла уроженка Ижевска, московский продюсер Ксения Рубцова, которая вместе с Марией Толстухиной от продюсерского центра «Дом Людмилы Зыкиной» как раз в это время занималась в столице Удмуртии подготовкой очередных гастролей других артистов. Рубцова немедленно заключила с бабушками контракт и занялась их продвижением. С тех пор «Бурановских бабушек» начали активно приглашать на местное телевидение, а в 2010-м заметили и на федеральном ТВ.
«Все хотят первое место, но не все побеждают! — говорит о конкурсе Галина Николаевна Конева. — О победе мы не думаем. Главное для нас — участие. Мы хотим показать молодежи, что пожилые люди тоже могут петь. Голоса у нас, слава богу, еще есть».
Они настоящие
Вообще бабушки для своего села — главные двигатели культурной жизни. Ведь кроме кавер-версий известных хитов бабушки занимаются восстановлением старинных удмуртских обрядов, проводят национальные праздники. Причем занимаются весьма успешно: в Бураново часто приезжают иностранцы, чтобы познакомиться с удмуртской культурой. За землячек у телевизора болели всем селом, а узнав о победе, организовали теплый прием.
«Мы думали, тихонечко приедем домой, незаметно разойдемся по домам, ляжем спать с дороги. Но не тут-то было! — вспоминает Ольга Туктарева. — У входа в клуб полный двор народу, оркестр духовой, цветы, транспаранты, поздравления. Мы такого не ожидали! Было очень приятно».
Впрочем, в бытовом отношении жизнь никак не поменялась. «У кого газа нет — надо еще печку растопить. Дрова наколоть, воду принести: вода дома не у всех. Управимся с хозяйством — и в магазин. А там часам к десяти — в клуб. Репетируем, потом поговорить: кто что посеял, какие носки связал, обменяемся узорами, чай попьем…».
Встают бабушки в полшестого. Доить и кормить скотину. Песни помогают им справиться с домашним хозяйством. Отказаться от выступления бабушки могут, только если пришло время сажать картошку или принимать пополнение на скотном дворе. Организаторы концертов относятся к этому с пониманием.
«Бурановская бабушка» Галина Конева живет в деревянном доме одна. Воду носит на коромысле, еду готовит на печке, так вкуснее. По двору ходит дойная коза, кроме нее несколько кур и пес. У Галины Николаевны трое детей, восемь внуков и двое правнуков. Петь начала давно, еще с третьего класса. И помнит, как в школе ей музыку преподавал директор, играл на скрипке и вел хор. Вот тогда начала петь.
«Сейчас настало наше время петь! — говорит певица. — Я еще и спортсменкой была, в школе и когда уже работала увлекалась лыжами и легкой атлетикой. Первый разряд у меня был. Еще с Кулаковой вместе бегали (Галина Кулакова, отечественная лыжница, 4-кратная олимпийская чемпионка. – «Газета.Ru»). Она младше меня была, наверно, меня уже не помнит. А я ее хорошо помню. Меня почему-то обгоняла, а вроде я не хуже каталась».
Зимой все бабушки стараются вставать на лыжи. Приезжают в лес, разводят костер, варят пельмени, заваривают чай. «Шашлыки у нас есть не принято, — говорят, — нам свое блюдо, удмуртское, нравится — пельнянь. Пель по-удмуртски ухо, нянь — хлеб».
«Я, как руководитель коллектива, чувствую большую ответственность за каждую бабушку, — признается «Газете.ру» Ольга Туктарева. — Успех нисколько их не испортил. Они по-прежнему такие же искренние, открытые, настоящие, живут одной большой мечтой — построить церковь в своем селе на деньги от концертов.
Чтоб она была такая же, как тогда в их далеком детстве, чтоб звенели колокола, чтоб шли отцы под ручку с детьми на воскресную службу, а не собирались возле магазина, надеясь на подачку»