БРИКС бросает первый вызов

Покидающий свой пост глава Всемирного банка (ВБ) Роберт Зеллик поддержал идею создания собственного банка стран БРИКС. Правда, при условии, что Китай и Бразилия не будут предпринимать попытки выхода из состава ВБ. Общий финансовый институт может сцементировать организацию самых крупных развивающихся стран мира, которая, несмотря на все усилия России, очень медленно переходит от слов к делу и пока еще не стала центром геополитического влияния, альтернативным западному.
Как пишет Financial Times, Роберт Зеллик, полномочия которого истекают в конце июня 2012 года, «отметил потребность в таком институте, как банк БРИКС, поскольку существующие международные организации, по его мнению, не способны мобилизовать достаточно ресурсов для поддержки роста экономики крупных развивающихся стран».

Напомним, что БРИКС – группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика. Сокращение BRIC (Brazil, Russia, India, China) придумано Джимом О’Нилом – аналитиком Goldman Sachs в ноябре 2001 года в аналитической записке банка. До 2011 года по отношению к организации использовалась аббревиатура БРИК. В связи с присоединением ЮАР к БРИК 18 февраля 2011 года по заявлению индийского министра финансов с этого времени группа стала носить название BRICS.

Кроме того, что это самые влиятельные и густонаселенные государства в своих регионах, у каждой из участниц БРИКС есть своя изюминка. Бразилия – лидер южноамериканского континента, один из крупнейших на планете производителей сельскохозяйственной продукции (помимо промышленной продукции, включая самолеты). Россия – крупнейший в мире экспортер минеральных ресурсов. Китай – мастерская планеты, обладатель дешевых трудовых ресурсов в большом количестве. Южно-Африканская республика имеет уникальные природные ресурсы (например, самые большие месторождения алмазов) и в то же время стремится к доминированию на ЧЫерном континенте.

Самое трудное положение у Индии. Из всех участников БРИКС она одна скорее не донор, а реципиент. В силу своей исторической специфики и перенаселенности Индия развивается медленно и трудно. В общую копилку она может внести дешевые интеллектуальные ресурсы, но их у нее не так много. Не удивительно, что создать новый банк предложила именно Индия.

Но, как ни парадоксально, в финансовой плоскости интересы пятерки стран совпали больше, чем в политической. «Индии нужны деньги. Китай желает, чтобы его рассматривали как надежного бизнес-партнера, и, возможно, сделать юань международной валютой. Бразилия продвигает идею панамериканской валюты (амеро, – автор). И, может быть, их усилия приведут к созданию своего банка развития», – сказал Зеллик.

Однако руководитель Всемирного банка предупредил, что выход Китая и Бразилии из системы ВБ, как и заимствование ими необходимых средств из других источников, были бы ошибкой исторических масштабов

Однако руководитель Всемирного банка предупредил, что выход Китая и Бразилии из системы ВБ, как и заимствование ими необходимых средств из других источников, были бы ошибкой исторических масштабов. «Я ожидаю, что два банка не будут противопоставлены друг другу», – выразил он свои надежды

Впрочем, от того, как поведут себя страны БРИКС по отношению к глобальным финансовым институтам, контролируемым Западом, – Всемирному банку и МВФ – зависит от этих институтов. И тут мы переходим к самому интригующему вопросу – деньгам.

Именно деньги, которые обычно бывают врозь даже у друзей, позволили сцементировать еще недавно шаткое объединение из таких разных по своим целям и стремлениям Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Понятно, что самая заинтересованная сторона в этом альянсе – Россия. Ее давняя и пока неосуществимая мечта создать некую влиятельную «тусовку» в пику Западу и получить в этой «тусовке» роль вожака. Ну, такой себе всемирный аналог Варшавского договора, СЭС или других подобных моделей, использовавшихся Советским Союзом для усиления своего влияния в мире.

Но все дело в том, что ЮАР – это не Монголия, а Китай – не Вьетнам после войны с американцами. Да и у Бразилии амбиции такие, что держись. Поэтому у России долгое время ничего не получалось создать, кроме «клуба выходного дня» для президентов. Запад уже посмеивался над организацией, увязшей в череде внутренних противоречий. Но тут на помощь Москве пришел Вашингтон, точнее – штаб-квартиры МВФ и Всемирного банка.

Трудная позиционная борьба таких стран, как Китай и Бразилия, за повышение своей роли (и квоты голосов) в совете директоров МВФ дала не тот результат, которого все ожидали. Французский социалист Доминик Стросс-Кан, фактически уступивший напору развивающихся гигантов, был вынужден внезапно уйти в отставку по обвинению в сексуальном насилии над чернокожей горничной американского (!) отеля. На его место главой МВФ была избрана тоже француженка Кристин Лагард, но с устоявшимися проамериканскими взглядами и многолетними связями с представителями американской финансовой верхушки. Революции в МВФ был положен конец.

Осознав этот факт, Китай с Бразилией (кстати, несмотря на расстояние, мощно связанные нитями торговых отношений) стали искать инструменты дальнейшего пробивания западной стены неприятия. И вспомнили о БРИКС. Россия воспрянула духом. Индия с ее нуждой в деньгах была готова всегда. А ЮАР подтянулась за компанию.

Так состоялся самый плодотворный в истории БРИКС четвертый саммит группы в Нью-Дели, где был принят целый ряд совместных решений. Главным из которых стал проект создания нового банка развития, уже получившего неофициальное название Банк развития БРИКС. Кроме того, страны решили снизить зависимость от доллара и евро и призвали к реформе Всемирного банка и МВФ.

Так состоялся самый плодотворный в истории БРИКС четвертый саммит группы в Нью-Дели, где был принят целый ряд совместных решений. Главным из которых стал проект создания нового банка развития, уже получившего неофициальное название Банк развития БРИКС

Больше всех сближению обрадовалась Россия. Избранный президент России Владимир Путин опубликовал в «Московских новостях» статью «Россия и меняющийся мир», где уделил отдельное внимание БРИКС. А ныне действующий президент Дмитрий Медведев выступил с программной речью о том, что постепенная трансформация БРИКС в полноформатный механизм взаимодействия по вопросу мировой экономики и политики могла бы стать стратегической целью объединения.

Он также отметил, что Россия выступает за создание механизма диалога, а в перспективе – за координацию практических действий в области международной безопасности. По его словам, такой механизм мог бы включать в себя регулярные встречи высоких представителей, курирующих вопросы национальной безопасности, а также экспертные консультации.

Впрочем, пока говорить о созвучии в политике и безопасности не удается. Сохраняются отчетливые различия в подходах к важнейшим аспектам международной политики. Так, КНР и Россия голосовали против резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по Сирии, призывавшей Башара Асада уйти в отставку, а Индия, Бразилия и Южная Африка присоединились к ней. Поэтому главной объединяющей силой для пятерки остается денежный вопрос и перспектива создания общего банка.

Не удивительно, что новость о достигнутых договоренностях всполошила западный мир. «Нужно склонить Россию к выходу из БРИКС и предложить ей альтернативу – место партнера ЕС, готового признать свои европейские корни и принять европейские ценности», – написал в статье «по горячим следам саммита» редактор дипломатического раздела The Times Роджер Бойз.

«ВВП БРИКС может превысить ВВП еврозоны, это полноправное сообщество государств. Но этот клуб все чаще практикует политический обструкционизм. По инициативе России он пытается разработать некий особый дух, толкающий этот клуб к соперничеству с США и промышленно-развитыми странами G7. Этот дух также заставляет БРИКС поддерживать не ту сторону в дискуссиях о гуманитарных интервенциях, – продолжает Бойз. – Самое ужасное, принадлежность к БРИКС отвлекает Китай от его глобальных обязательств – поощряет Пекин поддерживать политические устремления Москвы (или прятаться за ними).

России неуютно в БРИКС, но она считает, что членство в блоке – средство восстановить свое влияние в регионах, где оно ослабло после распада СССР. Но для Китая и Индии Россия – не товарищ: ее доходы зависят от нефтегазового экспорта, ее население сокращается», – полагает автор. «Выход из БРИКС станет для России освобождением», – завершает он свой опус.

Автор предлагает интегрировать Россию в Европу, вести с Бразилией переговоры о двустороннем сотрудничестве и полностью отказаться от аббревиатуры БРИКС, которая задумывалась лишь как остроумная кличка глобальной тенденции.

Статья Роджера Бойза, несмотря на свою скандальность, не вызвала широкого резонанса ни в российской прессе, ни в прессе стран БРИКС. Дискуссии возникли среди американских аналитиков. Профессор Массачусетского института технологий Яшенг Хуанг сказал, что истерики по поводу укрепления БРИКС вызывают у него удивление. «Это не политический блок, а только воплощение идеи, что Запад не должен больше быть центром всеобщего притяжения», – заметил он. А один из российских блогеров прокомментировал статью Роджера Бойза о том, что нужно вытащить Россию из БРИКС, коротко: «Это все равно, что плевать против ветра. Но желающие могут попробовать…».

P.S. Косвенным свидетельством того, что крупные развивающие страны идут вперед семимильными шагами и это движение не остановить, стала… слава бразильского певца Мишеля Тело. Белокожий южноамериканец сумел установить абсолютный рекорд популярности в Интернете – 265 млн. просмотров. Есть мнение, что на первых этапах Мишелю «кликами» помогали антиглобалисты, не только из эстетических соображений, но и из политических.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам