Отчужденность Кея (видео)
Генри Барт – школьный учитель, практикующий исключительно на заменах. Обладая талантом и хорошей репутацией, он отказывается от постоянной работы. Временные замены в государственной школе – его сознательный выбор.
В неблагополучной среде, где преподает Генри, его отрешенность – способ сохранить целостность, избежать страданий, способных разорвать его изнутри. Общение с окружающим миром запускает своеобразный защитный механизм, позволяющий выжить, сохранить направление в жизни, не теряя при этом достоинства и добродетели. Для Генри это единственный способ сохранить разум. Балансируя между отчужденностью и сопереживанием, Генри едва удерживает хрупкое равновесие.
Среди коллег Генри единицы верят в возможность что-то изменить и в этих попытках теряют остатки самообладания. Большинство же ломается и плывет по течению, оставив надежду. А представители вышестоящих органов требуют повышения показателей успеваемости с единственной целью – высокая успеваемость напрямую влияет на благополучность района, что в свою очередь повышает цены на недвижимость.
На примере отдельно взятой школы прорисовывается огромный пласт общества с тенденцией к саморазрушению и отчаянно нуждающийся в любви и взаимопонимании, однако не способный вырваться из замкнутого круга … Подростки из бедных семей формируются в личности, затравленные, отупевшие от жестокости, отчаявшиеся от равнодушия таких же затравленных взрослых.
Генри, переживая собственную трагедию, один из немногих, кто искренне пытается помогать детям постичь сложность этого мира, чем заслуживает и уважение, и любовь. На своих уроках, поясняя ученикам необходимость мыслить самостоятельно, развивать собственные убеждения и защищать свой разум от «вездесущей ассимиляции» тупости, транслируемой масс-медиа, Генри произносит текст, создающий эффект откровения, где ставит существующей общественной системе очень точный диагноз – «рыночный холокост».
Невозмутимость требует от Генри самоконтроля и осознанности, но, поскольку он человек тонко чувствующий и неравнодушный, это дается ему ценой немалого внутреннего напряжения. Жизненные трагедии вокруг Генри, также как и зрителю, не оставляют шанса на отчужденность. Картина эмоционально насыщенная и, не смотря проникающую тотальную безысходность, все, что происходит на экране, так или иначе, трансформирует на пути от безучастности к сопричастности.
Из интервью режиссера Тони Кея: «Я не делал фильм об американском образовании, и даже не об учителе, а о том, как мы, как человеческие существа, проживая свои дни должны стараться помогать друг другу и дарить любовь…». (The Globe and Mail)
Стоит отметить замечательные актерские работы не только маститых звезд, но и юных начинающих артистов, в частности шестнадцатилетней Сами Гейл. Одну из ролей – ученицу Мередит, сыграла дочь режиссера Бетти Кей. Сценарий к фильму написал Карл Ланд, в прошлом школьный учитель. Главную роль исполнил Эдриен Броуди, отец которого проработал 30 лет учителем истории. Броуди принял участие в картине также как исполнительный продюсер.