Александр Бирсан: Евро-2012 имеет риск 3-го уровня

Сегодня мы будем говорить об организации и координации мер безопасности во время проведения Евро-2012. Первый заместитель главы Национального агентства по подготовке и проведению в Украине футбольного чемпионата Евро-2012, руководитель межведомственного координационного штаба по безопасности и правопорядку во время проведения Евро-2012 при президенте Украины Александр Бирсан.
Мы верим, что в нашу страну на футбольный турнир приедут представители разных национальностей и соответственно с разной культурой боления. Кто-то культурный, а кто-то культурно агрессивный, возможно, насколько рискованной, с вашей точки зрения, может стать ситуация?

На сегодняшний день мы имеем турнир, который имеет риск 3-го уровня мероприятий по его значимости для общества, для мира после Олимпийских игр, после мирового футбола. С точки зрения рискованности это всегда понятная вещь, поскольку он привлекает к участию в непосредственном просмотре большое количество людей, и мы вынуждены были в начале подготовки турнира соответствующим образом проанализировать все риски и угрозы, которые могут иметь место при проведении такого уровня мероприятий. Поэтому определенные риски есть, и первый из них – действительно присутствие большого количества людей на соответствующим образом ограниченной территории. Город Киев – стадион 70000 человек. Фан-зона 70000. Между стадионом и фан-зоной приблизительно 2,5 км. Одномоментно, особенно в финале будет больше 150000. Это риск. Поскольку на небольшой территории очень большое скопление людей с разными взглядами, разными эмоциями, особенно после матча. Одни ищут ответ на вопрос, почему его команда проиграла, а другие празднуют победу. Это тоже требует от нас определенных вопросов по сегрегации или все равно создание всех условий, которые бы обеспечили праздник футбола на нашем турнире.

Именно об условиях и как создан на сегодняшний день уровень безопасности, как он скоординирован? Я бы хотела вернуться на несколько минут на год назад, когда вы тоже комментировали эту ситуацию, и вы говорили, что во всем мире большой бизнес идет в большой спорт, и одновременно мировой терроризм тоже идет в большой спорт. Поэтому мы должны быть готовыми ко всему. Мы ко всему готовы?

Во-первых, это слова, которые я продублировал. Это основной вывод Первой мировой конференции по обеспечению безопасности в большом спорте. Я, конечно, соглашусь с вашими словами, хотя терроризм, как явление оно уже возникло фактически в 1972 году в Мюнхене, на Олимпиаде. Поэтому на сегодняшний день я, во-первых, могу повторить эти слова как вывод. А что сделано? Сделано все возможное, а может, и невозможное с точки зрения государства Украина для того, чтобы мероприятие было проведено безопасно и при этом не было никакого отвлечения на те ситуации, которые на сегодняшний день могли бы привести к каким-то там непредвиденным поступкам.

Вы сказали о возможном и невозможном. Когда вы вступили в свою должность, вы понимали на тот момент, что возможное для Украины, а что на тот момент казалось невозможным. Я думаю, что настало время подводить итоги и поделиться опытом.

Возможное – аккумуляция всех сил и средств государства для того, чтобы это действительно был праздник футбола. Возможное – то, что сделано для того, чтобы по основным направлениям мы обеспечили безопасность и правопорядок, и другие функции, которые должно обеспечить государство в этом направлении. Невозможно – наверное, сегодня сказать о том, что кто-то по каким-то причинам, по какой-то мотивации не надумает совершить поступок, который будет дальше квалифицироваться как правонарушение. Самое главное сейчас, на мой взгляд, государство сделало все возможное и невозможное для того, чтобы обеспечить правопорядок и безопасность турнира, а самое главное сегодня это готовность среднего звена – готовность того же самого лейтенанта, капитана, майора, подполковника. Готовность к конкретному случаю при каких-то проявлениях соответствующим образом вести себя, чтобы избежать, минимизировать или не допустить тех проявлений, которые негативным образом могут влиять вообще на турнир и на его имидж. Поэтому, возможно, то, что кто-то надумает что-то совершить – это общество, и очень странно мне смотреть на то, что такие явления, которые сейчас есть у нас, они постоянно сопровождают такие страны Европы, как Франция, Англия, Германия, Италия. Все это там есть. Но с точки зрения Украины, при наличии евротурнира, к этому каким-то отдельным образом относятся все, пытаясь придать этому какое-то особенное значение. Мы это понимаем, поэтому учли все возможные проявления, которые могут быть сегодня, и мы готовы к тому, чтобы отработать их соответствующим образом.

Давайте расскажем нашим радиослушателям, кто и как будет отрабатывать. О чем говорит принцип взаимодействия и координации?

На сегодняшний день главная цель создания и деятельности нашего Межведомственного координационного штаба – это действительно организация взаимокоординации соответствующих сил, которые привлечены к определенным объектам, структурам или определенным событиям. Например, стадион – самый основной объект, который является объектом особого внимания. К обеспечению безопасности на стадионе привлечены службы безопасности стадиона, соответствующие силы и средства МВД, МЧС, СБУ, Минздрава. 5-6 функциональных государственных учреждений, которые привлечены для обеспечения безопасности одного большого объекта. Наша цель не только создание, и наша деятельность была направлена на то, чтобы привлечение этих министерств и ведомств обеспечило деятельность всех этих нарядов, как в рамках одного хорошо налаженного механизма. Поскольку каждому прописана своя ответственность, но вообще это должен быть обеспечен правопорядок и безопасность футбольного матча. Это яркий пример того, как это должно сработать на одном объекте.

В любом случае для того, чтобы достигнуть какого-то результата, которым в принципе, я уверена, можете гордиться на сегодня, нужно было проделать определенную работу. Вы пришли и вы увидели нюансы, над которыми нужно было работать. Насколько тяжело было скоординировать работу всех министерств и ведомств? Что для этого нужно?

Вы правы. Был намечен большой ряд мероприятий, поскольку анализ показал, что мы по многим направлениям к этому не готовы были. Это понятная вещь, потому что этот турнир впервые у нас в стране. В первую очередь – нормативная база. Мы приняли целый ряд законодательных актов ВР Украины, соответствующие указы президента, постановления Кабмина. То есть мы нормативно закрепили новую основу, на базе которой мы используем эти министерства и ведомства по обеспечению безопасности такого большого турнира. Дальше – непосредственное понимание особенного состава своих задач в новых условиях. Например, со стадиона законодательно с 1 января 2012 года выведены силы и средства МВД из чаши стадиона и введен институт стюардинга. Стюарды в Европе уже используются больше 15 лет. Это уже отработанный механизм, они понятны, и все их слушают. У нас этот институт только введен, он только имплементирован в систему безопасности – набраны люди, натренированы, но опыт любого стюарда приобретается не на конкретных лекциях, а на конкретных матчах. Их проведено 5-7, в каждом из принимающих городов. Самый большой опыт у „Донбас Арены” в Донецке, но профессионалы и руководство нам рассказывает о том, что за 3 года мы открыли „Донбас Арену”, 30 августа 2009 года, для того чтобы создать тот механизм, стюардинг, который сегодня есть, он определяется на высоком уровне УЕФА. Они вынуждены были за эти годы изменить 75% личного состава. То есть селекция непростая, и она требует в том числе и времени. Притом, что не каждый может быть стюардом, а там условия от 20 до 25. Поэтому это то, с чем мы столкнулись, и мы это ввели, хотя очень ограничены временные рамки и т.п.

Все-таки если мы к стюардам вернемся, вы уверены в этих людях на сегодняшний день, которые будут работать стюардами в городах, принимающих чемпионат Европы?

Лично в людях я уверен. Самое главное, приедет иностранный болельщик – немного другая ментальность, другое отношение к нам, к нашему болельщику. И нужно понимать, особенно на уровне первых игр, как будет работать этот механизм. Дальше он заработает вообще как часы. Я думаю, что с самого начала все будет нормально.

Как будет организовываться взаимодействие служб? Почему я ставлю именно такой вопрос? Потому, что каждый может понимать как бы норму по-своему. Что сделано для того, чтобы каждый однозначно понимал свои обязанности?

Для этого в штабе были конкретно выделены, конкретизированы, утверждены на уровне, в том числе при участии УЕФА, и отработаны на учебно-тренировочных мероприятиях. Сегодня каждый понимает, что конкретно он должен сделать по линии МВД, по линии МЧС, по линии Минзрдава, по линии СБУ и других структур. Все четко размежевано. Но, кстати, хочу подчеркнуть – мы не принесли ничего нового. Создавая штаб, президент в декабре 2010 года подчеркнул: мы не вводим каких-то новых правил по взаимодействию, каждая структура должна выполнять свои функциональные обязанности в рамках требований своего соответствующего закона. Есть у нас закон о милиции, есть у нас закон об СБУ, о борьбе с терроризмом и т.п.

Украина и расизм в контексте того, что прозвучало из уст иностранных СМИ.

Сколько мы занимаемся подготовкой турнира, столько нам пытаются привнести эту тему. Я думаю, что это тема заказная, и какие-то там единичные случаи прокомментированы соответственно МВД, СБУ. Нет систематических случаев, нет предпосылок для этого. Я абсолютно согласен с теми специалистами, которые говорят о том, что это, особенно накануне турнира, говорят те, кто не желает нам успеха.

Давайте с вами оптимистично, возможно, скажем. Как вы считаете, в Украине есть опасность таких вот расистских проявлений?

Нет. Я не считаю, что это явление может иметь к нам какое-то отношение. Поэтому однозначно нет. Такие выводы делают и те специалисты по линии МВД, которые этим направлением занимаются непосредственно.

Понятно, что стадион это, наверное, структура, где можно предусмотреть и организовать высший уровень безопасности, а как фан-зона?

Это отдельный новый подарок Европы, поскольку мы фан-зоны в том виде, в котором сейчас создаем, раньше не создавали. Но там тоже предусмотрены соответствующие условия, которые в первую очередь предусматривают обеспечение правопорядка, безопасности на территории, где большое скопление людей, особенно во время проведения матчей. Может, это даже более конкретное место на фоне стадиона, где, может, более конкретно нужно смотреть на то, как ведет себя болельщик. Поскольку там появляются, так и по алгоритму предусмотренных действий, уже в фан-зоне часто появляются люди после матча. У нас есть такая возможность, она заложена УЕФА, можно одному и тому же болельщику посмотреть сначала на стадионе один матч, а потом прийти и посмотреть другие матчи уже на экране в фан-зоне. Там люди более свободны в своем передвижении, в выражении своих чувств. По-разному относятся к победе или поражению той или иной команды. Поэтому это нужно учитывать тем силам и средствам, которые там обеспечивают порядок. Там есть своя специфика, но я думаю, что мы с этим заданием тоже справимся.

В дни матча чемпионата Европы правопорядок в общественных местах принимающих городов будут охранять 22000 правоохранителей. В дни между матчами охрана общественного правопорядка будет возложена на 11000 правоохранителей. Об этом сообщило МВД Украины. В Украину на Евро приедут 150000 шведов, россиян, немцев, поляков.

Слушатель: Юрий, Днепропетровск. По вашему голосу чувствуется неуверенность и беспомощность в этом вопросе. Возьмем взрывы в Днепропетровске месяц назад. Там СБУ полно и МВД. Никто ни за что не отвечает и не отвечал никогда и отвечать не будет. В Киеве вы собираетесь своими силами обеспечить порядок и безопасность. Вот возьмите нашего милиционера сравните и полицейского из Франции или Германии. Некоторая разница будет. Вы вспомнили Мюнхенскую Олимпиаду. Организация арабская «Черный сентябрь» убила полтора десятка израильской делегации. Это притом, что в Германии все на супер поставлено, и то они этот момент просмотрели. А вы представьте, наши хлопцы сельские с Западной Украины, как они будут с этой дубиной бороться с западноевропейскими хулиганами?

В первую очередь взрывы в Днепропетровске. Я могу заверить вас, что взрывы на сегодня официально не имеют никакого отношения ни к Евро, ни к выборам. Пока что идут соответствующие следственные действия, и отсутствие информации, то есть наличие какого-то вакуума, дает нам основания так об этом заявлять. Это все учитывается, но я сказал то, что сказал по этому поводу. Это тоже учитывается на уровне соответствующих мероприятий, по обеспечению безопасности самого турнюра. Относительно полиции, милиции. Понятное дело, если так к этому относиться, то нужно выйти и сказать: ребята, наверное, турнир вам проводить в нашем государстве не совсем удобно, давайте обратимся к другим условиям и не будем принимать у нас. Мы сделали все возможное для того, чтобы наш милиционер или сейчас, или в будущем был похож на полицию Европы. Для этого мы этим и занимаемся. Я бы не так пессимистично к этому относился. Давайте проведем турнир, подведем итоги и выслушаем еще раз комментарии по этому поводу.

Слушатель: Андрей, Харьков. Ходят такие слухи, что взрывы в Днепропетровске это никакие не теракты, а это внутренние войска учения проводили. Я думаю, что никакой опасности нет, а вся опасность исходит от нашей власти. Перекрывают все выходы на стадионе из-за того, что Янукович приезжает.

Дело в том, что сегодня есть понимание того, что случилось. Я не совсем с вами согласен. Мы вынуждены как государство обеспечить весь перечень мероприятий, которые делает вся Европа, обеспечить безопасность на уровне европейских футбольных турниров, поэтому то, что нужно, мы сделали. Оно не связано с приездами президента Украины, оно не связано с какими-то надуманными вещами. Все сделано в соответствии с тем, с чем столкнулась в первую очередь УЕФА за 50 лет существования этого турнира. Поэтому каждый делает свое дело на сегодня. Мы делаем его ответственно достаточно.

Слушатель: Дмитрий, Львов. Относительно расизма. Появились такие нюансы за границей. Хочу сказать, что украинцам не характерен расизм, наоборот я хочу спросить, что вы думаете по поводу того, что неоднократно в эфире радио „Эра” и других СМИ звучит такое: украинцев нет, украинской нации никогда не было? Это проходит мимо правоохранительных органов. Никто никого не привлекает за такие расистские высказывания. Не является ли это собственно порождением бездеятельности нашей милиции, именно те факты, что у нас внутри государства не приводят в порядок этих расистов, а потом выбрасывается на заграничные СМИ?

В первую очередь у нас на стадионах предусмотрена невозможность использования любых лозунгов, любых высказываний, использование соответствующей символики и т.п. Это запрещено законом. Сегодня на законодательном уровне, в первую очередь стюарды на стадионах в соответствии с требованиями закона, который вступил в силу 1 января, будут проводить опознавательную работу. А относительно активности или неактивности внутренних дел – к этому, наверное, может, есть вопрос, и вообще на будущее нужно обратить на это внимание. Я не думаю, что это чье-то задание. Это действительно задание на будущее для всех нас, чтобы все-таки наше достоинство украинское было на том уровне, которому мы соответствуем сегодня.

Слушатель: Дмитрий, Киев. В советское время Львов был город интеллигенции, а теперь это город фашистов. Поэтому передайте местным, что в красных футболках будут играть не коммунисты…

Чувствуется, что до чемпионата осталось 9 дней, и вот все ближе и ближе. Возможно, национальный радикализм среди граждан и фанатов может обостриться, как-то проявиться?

Мы это предусмотрели. Во-первых, это ожидаемая понятная вещь. Радикализация таких сугубо наших национальных украинских настроений. Наверное, это неплохо. Особенно на фоне того, что у нас будут игры 8-ми стран мира. Я бы только предложил всем нам объединиться в команду и доказать всем в мире, что Украина – это государство со всеми атрибутами, которые должны быть под это. В первую очередь, в данном случае это государство и все тут, что вокруг него, это команда и все мы на трибунах. Поэтому это как раз нормальное явление.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам