Футболки раскрепощения

…Петр Винс, похоже, имеет свой взгляд на демократию, который ближе всего к тому, что задумывалось предками, – к продуктивному и возвышающему оригиналу подлинного народовластия. Нет такой демократии сегодня нигде. А может, и не было ее никогда. Но все равно для Петра Винса демократия – это власть не просто народа, а раскрепощенного народа. Освобожденного от комплексов повседневности, привычных и осточертевших форм существования и бытия, от ежедневной рутины, состоящей из монотонной, не всегда любимой работы и засасывающего быта…

…Есть тут что-то от сказок о шапке-невидимке, непробиваемой кольчужке или волшебном креме из булгаковских «Мастера и Маргариты». Надел на себя такой булат, прикрылся такой же шляпкой, мазнул под мышками наотмашь, и все – ты невидим и свободен. Почти как Маргарита над ночной Москвой. А когда ты свободен, то, как по мне, можно обойтись и без мелкой мести критику Латунскому. Ты наслаждаешься своей свободой, а тебе завидуют! Это ли не самая сладкая месть заскорузлости…

Петр Винс так и сказал недавно при открытии своей «Фабрики футболок» в центре Киева (офисный центр «Леонардо»): мои футболки, мол, и для хипстеров и для жлобстеров. И дальше назвал такой перечень потребителей, что его легче свести к формуле «для людей и для бля…й». Хотя бы потому, что и последние – тоже люди. А свобода нужна не только рабам. И может быть, в первую очередь не рабам…

Упомянутая «Фабрика футболок» – это не только магазин, а некий объект стрит-культуры. Даже артобъект, где каждый может немножечко самореализоваться и удовлетворить свои же некие потребности путем привычного… шопинга. Пришел, увидел, выбрал, купил и… свободен. Петр рассказал присутствующим такую незамысловатую историю: «Встретил я возле нашего магазина огромного байкера, на сто с гаком килограммов. И он мне говорит – я купил у вас уже 6 футболок. Я его спрашиваю – а кем вы работаете? Он отвечает – полковником милиции. Мол, прихожу домой, снимаю осточертевший мундир, надеваю футболку, беру пиво и чувствую себя человеком. А потом пришла девочка-неформалка, которая работает в «МакДональдсе», выбрала футболку, попросила отложить – приду через пару дней с деньгами. Такие вот разные люди»…

…И я ему верю. У меня, например, футболка из «фабрики» со львом в наушниках и с вплетенными в гриву ленточками с байкерскими черепами. И ничего. Мне прикольно. Я люблю музыку и иногда зычно рычу. К сожалению, не всегда беззлобно – работа такая. Но на «фабрике» есть же еще лев, который забил косяк, надел солнцезащитные очки и готов к кайфу. Такой «лева» ни на кого не нападет. Хотя и царь зверей. Сублимация, однако…

Всего в «Фабрике футболок» сейчас представлены, как минимум, 15 брендов – от глобальных культовых The Mountain, Liquid Blue, Shiroi Neko и Bravado до локально-отечественных, от «родных» дизайнеров. Но Петр Винс изначально задумывал свой магазинчик как место, где можно и шопинговать, и просто посмотреть. И на футболки, к изготовлению которых приложили руку такие знаковые личности, как Бенкси, Хуан Осборн, Франсуа Роберт, Дима Филатов, Сергей Якутович. К принтам на футболках, которые выдерживают до 200 стирок, причастны также талантливые украинские дизайнеры – Ольга Аленова (студия дизайна DS Furs/Dress by Alonova), Секта, Кусок Johnny, Юлия LUK, Александр Васильев, Склифос Алексей (студия дизайна Modna Altanka), Miss Miami, Александр Харлаш, Europe Christ и др.

А еще «фабрика» – это место, где можно полюбоваться на картины, монтаж которых на стенах уже закончен. В том числе и произведения эпатажного художника Олексы Манна, с его триптихом «Алтарь жлобизма», на котором представлены аллегорические фигуры «героев нашего времени». И не попавших в ПТУ по причине их ликвидации, и стоявших на Майдане, и туда еще стремящихся за политическую зарплату побыть политзаробитчанами, и просто, как принято сегодня говорить, личностей, «болтобьющих» от невозможности найти себя и хоть где-то приложить свою выплескивающуюся через край энергию…

По словам Петра Винса, в его магазине ждут и творцов, у которых нет денег на выставки в «тусовочных местах», и гламурных фей, и чиновников, мечтающих выбраться из скорлупы казенного мундира. И тех, кто задыхается от невыносимой пошлости общества бездумного потребления и хочет по-своему реализовать себя в этом мире. И всех, кто умеет видеть и ценить красоту и не готов прогибаться под изменчивый мир. Понятно, что, надев футболку, нельзя заставить и мир прогнуться под себя. Но можно хоть создать иллюзию, что вы с ним разошлись краями. Иллюзия свободы – это первый шаг к освобождению. Хотя бы теоретическое начало движения к вполне определенному ориентиру…

Сам Петр Винс пришел на презентацию своего магазинчика в разной обувке – один «шуз» красный, другой – черный. Мол, а не фиг! Потому что Петр – потомственно свободный человек, если можно так выразиться, нонконформист. Он, конечно, в своей «Фабрике футболок» пытается осуществить попытку коммерциализировать творчество одаренных художников постсоветского пространства. Но присутствуют тут все равно и более широкие и возвышенные цели, о которых сказано выше…

И о себе Петр Винс сказал как-то журналистам: «Родился я в 1956 году в городе Киеве. В 1976 году вступил в Украинскую Хельсинкскую группу. Первый раз меня арестовали 8 декабря 1977 года в Киеве на железнодорожном вокзале, когда я ехал в Москву для участия в демонстрации на Пушкинской площади в День прав человека 10 декабря. Я объявил голодовку, она продолжалась 21 день, после чего меня освободили. Второй раз я был арестован 15 февраля 1978 года, меня осудили на один год заключения по официальному обвинению в тунеядстве.

Мой дедушка, протестантский священник, был гражданином США, приехал в СССР после революции для осуществления миссионерской деятельности, за которую он был трижды осужден и в 1937 году расстрелян в тюрьме в Омске. Впоследствии в 1960-х годах он был дважды реабилитирован. Мою бабушку, Лидию Винс, в 64 года, уже болевшую раком, осудили за религиозную деятельность и приговорили к трем годам лагерей.

Мой папа, пастор Георг Винс был лидером независимых баптистов в СССР, первый раз был осужден на три года лагерей в 1966 году. Второй раз он был осужден в 1974 году на десять лет, из которых фактически провел в тюрьме пять, поскольку в 1979 году он и еще четыре диссидента были обменены на двух советских шпионов, арестованных в США и приговоренных там к 50 годам заключения каждый. В мае 1979 года мой папа был лишен советского гражданства и выдворен в США. В 1982 году папа был приглашен на прием в Белый Дом, где встречался с Рональдом Рейганом и Джимми Картером. Он также встречался с Маргарет Тэтчер. В 1980-е годы мой отец был реабилитирован, и указом Президента СССР Горбачева ему вернули советское гражданство.

Мне, как и всем членам нашей семьи, сотрудники КГБ объявили, что у нас есть несколько недель, чтобы покинуть территорию СССР, таким образом в июне 1979 года мы оказались в США, где жили в Бостоне. В 1984 году я получил гражданство США.

Летом 1993 года я приехал работать в Россию, где создал свой бизнес. В 2001 году с согласия и одобрения Елены Боннэр учредил ежегодную премию имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок». Председателем жюри премии является руководитель российского Фонда «Защиты гласности» Алексей Симонов. В состав жюри кроме граждан России – известных журналистов и деятелей культуры входят Пилар Бонэт, корреспондент испанской газеты El Pais, Грегори Уайт, глава московского корпункта Wall Street Journal, Сюзанне Шолль, глава московского корпункта австрийского телевидения ORF.

В 2006 году я был награжден украинским Орденом «За мужество» I степени за участие в деятельности Украинской Хельсинкской группы».

…Да, кстати, в России бизнес Петра разрушили, а его самого хотели посадить. Что-то там все-таки не в порядке со свободой и со свободными людьми в этой России. Но посмотрим, как Петру поживется в Украине. Тут ведь тоже многие думают, что монополию на это слово теперь имеет Олег Тягныбок…

Фото Владимира Скачко

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам