Украинский бензин – нужен или не нужен?

По официальным данным, в первом полугодии 2012 года Украина сократила выпуск бензина на 31% – до 980,2 тыс. Поставки российской нефти за этот период уменьшились почти на 52%. Из семи крупных производителей нефтепродуктов в последние несколько месяцев работали лишь Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ. Российские собственники Лисичанского и Одесского НПЗ думают о том, чтобы продать свои мощности, если им не создадут режим особого благоприятствования. Но стоит ли защищаться от импортного бензина, спасая низкокачественный и дорогой, но свой?
Вопрос защиты отечественного товаропроизводителя актуальный всегда. Я не страдаю болезненным патриотизмом, но считают, что покупать украинское можно и нужно. Более того, меня искренне радует, когда каждая новая качественная вещь оказывается made in Ukraine. Качественная – это ключевое слово в данном случае.

Мои последние приобретения – украинская кафельная плитка для стен, украинская резиновая лодка для приятного времяпровождения во время ремонта, украинские продукты питания на неделю отпуска и украинские входные двери, чтобы за время моего отсутствия квартиру не посетили незваные гости.

Все вышеперечисленное было отменного качества и по умеренной цене, включая пиво и дверные петли. Но бензин, который мы залили в нашу машину, не был украинским. И это вопрос принципа.

Проблема отечественной переработки нефтепродуктов действительно очень сложная. До конца 90-х годов страна жила исключительно на импортном бензине, который завозили с налоговыми льготами пресловутые «Бизон» и «Фианит».

После нескольких кризисов в 1996-1999 гг. было принято принципиальное решение продать лучшие украинские НПЗ россиянам. За это решение Леониду Даниловичу Кучме нужно сказать большое спасибо без всякой иронии и сарказма.

Несколько лет мы питались исключительно бензином собственного изготовления, и был он на то время неплох. Но времена меняются. Меняются и технологии. Доводилось мне побывать с группой коллег на одном из отечественных нефтезаводов. Не буду называть каком, не хочу судебных исков за антирекламу. Так вот, увиденное там просто потрясло: внешне все вроде бы чистенько-аккуратненько, но, если отклониться от маршрута, проложенного специально для журналистов, видим ржавые трубы, перемотанные чем-то вроде целлофана. Насчет оборудования сами сотрудники «офф рекорд» говорили, что его давно пора выбрасывать.

Не случайно все купленные российскими компаниями наши НПЗ долгое время стояли на реконструкции. Которая не принесла радикального улучшения. А принадлежавшие изначально национальному бизнесу западноукраинские предприятия, которые не «удостоились» ремонта, и вовсе пришлось закрыть, поскольку они выпускали не бензин, а какой-то суррогат.

Возникает вопрос: почему при такой ситуации раньше заводы все-таки работали, а теперь стоят? Отвечаю – раньше нефть была дешевле. Пока Украина получала российскую нефть по особой цене в работе украинских НПЗ, скупленных российским бизнесом, был экономический смысл.

Возникает вопрос: почему при такой ситуации раньше заводы все-таки работали, а теперь стоят? Отвечаю – раньше нефть была дешевле. Пока Украина получала российскую нефть по особой цене в работе украинских НПЗ, скупленных российским бизнесом, был экономический смысл

Когда нефть подорожала везде в мире и особенно для нас, поскольку мы не присоединились к Таможенному союзу и не получили право покупать российское сырье без импортных пошлин, этот смысл исчез.

Импортный бензин стоит столько же, если не меньше, а качество у него получше, чем у нашего. Конкуренцию мы проигрываем еще на старте. Причина такого парадокса, считают специалисты из консалтинговой компании «А-95», в том, что собственники украинских НПЗ не спешат вкладывать средства в модернизацию. Ввиду этого переработка нефти на устаревших мощностях обходится дороже импорта нефтепродуктов.

Не случайно риторика владельцев НПЗ всегда сводится к повышению пошлин на импорт, и никогда – к уменьшению стоимости украинского бензина, чтобы он был конкурентоспособным.

Вот и сейчас нефтезаводы в очередной раз предложили украинским властям ввести ограничения в виде пошлин на импорт нефтепродуктов, а также установить квоты на ввоз в Украину бензина стандарта Евро-4 и запретить импорт топлива стандартов Евро-3 и Евро-2. Кроме того, владельцы украинских НПЗ выступают за отмену взимания налога на добавленную стоимость при ввозе нефти.

Против этого предложения резко выступает Минфин: при льготном режиме импорта нефти госбюджет Украины недополучит около $1,5 млрд. К тому же, отмечают эксперты из консалтинговой компании «А-95», при переходе на обеспечение страны бензином и дизелем собственного производства из-за необходимости увеличения завоза нефти отрицательное внешнеторговое сальдо Украины возрастет еще на $3 млрд. В добавление к тем $5,7 млрд., которые нарисовались сейчас.

Заплатив столь высокую цену за якобы защиту отечественного товаропроизводителя, мы не получим того, что должны были бы получить – модернизации украинских заводов. Ну, не будут собственники вкладывать в них деньги. Ни с льготами, ни без. Такой уж у них характер. Они скорее продадут свои активы здесь и переберутся в страны с лучшими экономическими условиями или в государства-члены Таможенного союза.

В прессе уже появилась информация, что «ЛУКойл-Украина», остановивший свой Одесский НПЗ в октябре 2010 года, продает свои заправки и две нефтебазы в Львовской и Киевской областях. Кроме того, «ЛУКойл-Одесский НПЗ» выставил на продажу ряд объектов, расположенных на территории завода. В частности, компания продает два административных здания, диспетчерскую, кладовую, здание склада материалов, бытовой корпус с прачечной и химчисткой. Продаются также гаражи и автотранспорт завода. Судя по всему, это «зачистка» лишней собственности перед реализацией самого завода.

Также в прессе появилась информация, что хозяин бывшего газового посредника «РосУкрЭнерго» Дмитрий Фирташ ведет переговоры о приобретении Лисичанского нефтеперерабатывающего завода у российско-британской ТНК-ВР. Эту информацию можно считать официальной, так как о ней рассказал председатель Луганской областной администрации Владимир Пристюк в интервью газете Луганского областного совета.

ТНК-ВР остановил «ЛИНОС» в марте этого года «в связи с убыточностью нефтепереработки», и с тех пор лоббирует на уровне правительства вышеупомянутые льготы для себя и других заводов.

То, что «ЛИНОС» не работает – проблема для региона, и так не избалованного высокооплачиваемыми рабочими местами. Но с другой стороны идти на глобальные уступки ради блага одного предприятия (пусть даже двух-трех) – не слишком ли это большая щедрость со стороны бюджета?

Вот перед такой сложно разрешимой дилеммой оказалось правительство. По сведениям из надежных источников, единой позиции там нет. Минфин, как мы уже говорили, против. Минэкономики во главе с Петром Порошенко якобы «за». Чья позиция перевесит, и будут ли подняты налоги на импортный бензин, должно проясниться до конца лета. Если победит сторона нефтепереработчиков, и так дорогое топливо будет стоит на гривну больше. Качество при этом, как вы понимаете, лучше не станет.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам