Подлинные же герои момента – Вячеслав Черновил и некоторые его руховцы из неперекрашенных коммунистов и стукачей – ГКЧП не приняли однозначно. Многим из них терять было нечего – они независимость Украины высидели в брежневских концлагерях, и потому в эти неоднозначные дни готовили огромный флаг, который потом и внесли в здание под куполом. Это была их победа…
…Боже, как давно это было… А Ефрем Лукацкий все это снимал. Так, что его фото разошлись по миру, как подтверждение торжества народа. Его тогдашней победы. Его же искренних надежд на лучшее. И Ефрем сумел заснять и передать именно эту настоящую, а не постановочную искренность. Что и сделало его фото подлинными свидетельствами эпохи, передающими не только картинку, но и эмоции, переживания, чувства…
Этот подход и стал у Ефрема признаком мастерства. И профессиональным почерком, который не подводил его в работе ни в обычной жизни, ни в так называемых «горячих точках». А у Ефрема послужной список в этом плане – да Бог каждому: Приднестровье, Азербайджан, Чечня, Афганистан, Ирак, Сектор Газа. Да и в самой Украине на первых порах, когда боролись с рэкетом, проституцией, наркотрафиками и заказными убийствами, схватывались на улицах политические оппоненты, трудно было отделаться от ощущения, что живешь в одной большой «горячей точке», когда могли выстрелить, ограбить или дать по голове в любом подъезде…
А параллельно Ефрем снимал и обычную жизнь во всех ее проявлениях. Бытовуха, спорт, примитивная украинская политика, лишенная полета мысли и даже банальных драк, портреты обычных людей и «диячив», которые – это видно даже на фото – думают, что они лучше нас…
Короче, фото Лукацкого, работающего в Associated Press, – это уже вечная тема. Их можно было и еще можно будет встретить в Тime, Newsweek, The Herald Tribune и других подобных «флагманах свободных медиа», как они до сих пор любят себя называть. Он был финалистом Пулитцеровской премии. Его фотоработы уже продавали на аукционе Sotheby's. И по-любому это о многом говорит. Во всяком случае, они гораздо лучше «натуры», с которой сняты. И это-то и дает надежду, что проступающее через маску обыденности что-то необычное и возвышенное повысит и общий градус жизни, сделает людей лучше. Может быть, не в этой жизни, но когда-то…
По крайней мере, в это верит Международный благотворительный фонд «Воинское братство», который помог организовать Ефрему Лукацкому данную фотовыставку в рамках проекта, направленного, как сказано в пресс-релизе, «на реализацию потенциала активной, одаренной и образованной молодежи, как самого перспективного ресурса украинского общества. Этим проектом Фонд стремится помочь каждому поверить в собственные силы, увидеть, как можно достичь всемирного успеха через мужество, отвагу, труд и настойчивость». «Украинцам необходимо знать своих героев. Их успех, достижения, смелость являются ориентиром для подражания. На примерах национальных героев мы воспитываем молодежь, именно она определяет, каким будет наше государство через много лет и какое место займет на геополитической карте мира. Хочется, чтобы молодое поколение связывало свое будущее с Украиной и желало своим потомкам быть гражданами нашего государства», – возвышено и пафосно, но совершенно идеалистически мотивировал участие фонда в проекте его председатель правления Александр Котырло. Не фотографии создают и воспитывают молодые поколения, это точно. Но, с другой стороны, такие, как Ефрем, помогают документально-визуально доказывать, что «нэ всэ так погано у ридному доми». И это, наверное, хорошо…
…А на выставке Ефрема Лукацкого кто-то из присутствующих сказал: «Летописец эпохи». Но потом как-то заметно устыдился своей же банальности. А чего, собственно, стыдиться, если такая банальность – это и есть правда. Незаметная, простоватая, но от этого не менее подлинная и естественная. А значит, гениальная по определению. И полезная. И такой правдой «без ГМО» и нужно пичкать детей, чтобы они выросли здоровыми и крепкими. Удачи и вдохновения тебе, коллега!
Фото Ольги Якимович
var max_id = 24;
var default_id = 1;
$(‘.jqm’).html($(‘#gal-div’).html());
$(‘.jqm’).addClass(‘gallery gal-big galWindow’);
$(‘#gal-div’).remove();
$(‘#gallery-‘ + default_id).addClass(‘active’);
$(‘#current_id’).val(default_id);
$(‘#photo-new’).hide();
$(‘#ajax-loader’).hide();
$(‘.gallery_load’).click(function() {
var id = $(this).attr(‘id’).split(‘-‘);
$(‘#current_id’).val(id[1]);
$(‘#ajax-loader’).show();
$(‘#photo-new’).attr(‘src’, $(this).attr(‘href’));
$(‘#photo-new’).attr(‘alt’, $(this).attr(‘title’));
return false;
});
$(‘#photo-new’).load(function() {
$(‘#photo-show’).fadeOut(«slow», function() {
$(‘#photo-src’).attr(‘src’, $(‘#photo-new’).attr(‘src’));
$(‘#photo-title’).html($(‘#photo-new’).attr(‘alt’));
$(‘#photo-new’).removeAttr(‘src’);
$(‘#photo-show’).fadeIn(«slow»);
$(‘a.active’).removeClass(‘active’);
$(‘#gallery-‘ + $(‘#current_id’).val()).addClass(‘active’);
$(‘#gallery-big-‘ + $(‘#current_id’).val()).addClass(‘active’);
$(‘#photo-big-src’).attr(‘src’, $(‘#gallery-big-‘ + $(‘#current_id’).val()).attr(‘href’));
$(‘#ajax-loader’).hide();
});
});
$(‘#gallery-next’).click(function() {
$(‘#ajax-loader’).show();
var new_id = parseInt($(‘#current_id’).val()) + 1;
if ($(‘#gallery-‘ + new_id).length == 0) new_id = 1;
$(‘#current_id’).val(new_id);
$(‘#photo-new’).attr(‘src’, $(‘#gallery-‘ + new_id).attr(‘href’));
$(‘#photo-new’).attr(‘alt’, $(‘#gallery-‘ + new_id).attr(‘title’));
return false;
});