Пшеница – стой, кукуруза – вперед!

С 15 ноября Украина вводит запрет на экспорт пшеницы. К этому времени, как ожидается, будет достигнут установленный ранее лимит по внешним поставкам пшеницы в объеме 5 млн. тонн. Это на 1 млн. больше, чем было запланировано изначально, и на 400 тыс. меньше, чем уже законтрактовано трейдерами. Смогут ли они вывезти все закупленное зерно, в МинАПК пока не говорят. Этот вопрос еще решается…
Ограничения вывоза пшеницы следовало ожидать давно. Еще весной стало известно, что «хлебная культура» сильно пострадала от причуд погоды. Посевы озимых в Украине повредили сначала экстремальные холода, затем летняя засуха, стартовавшая в ряде районов страны, в частности в Крыму, уже в мае.

Однако засуха затронула не только Украину: из-за неурожая в России и США общемировой уровень цен на продовольствие вырос на 18%. Масла в огонь подлил еще один крупный экспортер – Казахстан, которого постигло альтернативное зло: его несколько месяцев заливали дожди. В итоге урожай пшеницы у нас и у них сократился примерно одинаково (по сравнению с прошлым годом). Украина потеряла около 37%, Казахстан – 36%.

Прогноз главного аналитического агроцентра планеты – Министерства сельского хозяйства США, которое следит за посевами из космоса, совпал с фактическими данными, приведенными отечественным МинАПК: 15,4 млн. тонн, из которых на экспорт можно отправить минимум 4 млн. тонн, максимум 5 млн. тонн.

Так и было оговорено в Меморандуме между зернотрейдерами и правительством: в сентябре стороны согласовали предельный объем поставок пшеницы на уровне 4 млн. тонн, ячменя – 3 млн. тонн, кукурузы – 12, 4 млн. тонн. В начале октября объем пшеницы был повышен до 5 млн. тонн.

Но и этот порог уже исчерпан. По сообщению первого заместителя министра аграрной политики и продовольствия Ивана Бисюка, на 19 октября было законтрактовано на внешние поставки 5,4 млн. тонн пшеницы (вместо оговоренных Меморандумом 5 млн. тонн), и ажиотаж не прекращается.

Зернотрейдеры жалуются, что летом правительство заявляло, будто не планирует введение ограничений в экспорте, и поэтому они-де спокойно контрактовали зерно, а теперь опасаются ограничений в вывозе «сверплановых» 400 тыс. тонн. С другой стороны, бизнес признает, что ошибся в оценках ситуации, утверждая еще недавно, что ажиотажного вывоза зерна не будет, НДС и пошлины сделали невозможным демпинг, «бюрократические рогатки» типа «единого окна» (о чем мы уже писали http://versii.com/news/258277/) снизили динамику процесса. Поэтому везти станут меньше. И к тому же вяло.

«Единое окно» попортило немало крови зернотрейдерам. Для активно работающих операторов рынка оно стало изощренной бюрократической пыткой, поскольку, если раньше инспектор оформлял отгрузку зерна с элеватора, выдавая соответствующий сертификат, затем присутствовал при погрузке зерна на судно, то с начала текущего года правила изменили

Как бы не так! Конечно, «единое окно» попортило немало крови зернотрейдерам. Для активно работающих операторов рынка оно стало изощренной бюрократической пыткой, поскольку, если раньше инспектор оформлял отгрузку зерна с элеватора, выдавая соответствующий сертификат, затем присутствовал при погрузке зерна на судно, то с начала текущего года правила изменили. Трейдер обязан предоставить документы в «единое окно», которое выдает сертификаты только по истечении двух рабочих дней. Или 7-10 дней, если «посчастливилось» попасть в праздники или выходные. В это время груз простаивает и теряет кондицию.

К тому же возмещение НДС при экспорте зерна с вступлением в силу Налогового кодекса отменили, пошлины ввели, и прибыль операторов рынка уменьшилась, по некоторым подсчетам, почти вдвое. Но те, кто кричал, будто интерес к зерну пропадет, вынуждены признать, что сильно ошибались. Как раньше зернотрейдеры прорывались через квоты и другие административные барьеры, с боями вырывали НДС у налоговой, так и сейчас их не останавливают ни «сервисные услуги» типа «единого окна», ни фискальные нагрузки. Оказалось, что и без возмещения НДС экспорт зерна из Украины вполне рентабельный и привлекательный бизнес. А все «плачи Ярославны» с утверждениями об обратном – это уловки хитрых лоббистов.

Теперь относительно «железного занавеса» с 15 ноября. Несправедливо будет говорить, что для бизнеса это стало «нежданчиком». Более того, МинАПК один раз уже пошел на уступки и поднял в октябре планку экспорта на 1 млн. тонн. Если кое-кто надеялся, что этот трюк будет повторен еще раз, то пусть пеняет на собственную непрозорливость.

Пенять же на власть не стоит, так как (и это общеизвестно), если не выставить ограничений, вывезут все: бизнес у нас такой, что берегов часто не наблюдает. А потом будет вместе со всеми искренне удивляться, почему же вопрос обеспечения продовольственной безопасности в стране не был решен на должном уровне и цены на хлеб так сильно подскочили.

Впрочем, без работы трейдеры не останутся. Кроме пшеницы есть и другие культуры, которые можно выгодно толкнуть на мировом рынке, благо цены растут практически на все, что выращивается на украинских полях.

Например, как только стартует запрет на вывоз пшеницы, начнется большой кукурузный сезон: ноябрь – традиционный месяц поставки кукурузы нового урожая на экспорт. И тут работы у трейдеров непочатый край: экспортный объем данной культуры планируется на уровне более 12,5 млн. тонн.

К тому же есть вообще грандиозные проекты, которые уже окрестили «кукурузным суррогатным материнством». Так, Япония рассматривает вариант использования украинских полей как «кукурузного полигона» для собственных потребностей. Ну, чтобы выращивать кукурузу у нас и завозить ее себе в страну. Причем, естественно, по новым высокотехничным методикам.

На этот счет уже поднялся вой «защитников земель украинских», дескать, «клятi самураї» испоганят наши черноземы, и на них больше не будут расти бурьяны и строиться нелегальные дачные поселки. И пусть они горят ярким пламенем те инвестиции, свои земли разворуем сами. А то, что нецелевое использование земель лишает агросектор миллиардов потенциальных капиталовложений, никого не смущает.

Интересно, что единственной стороной, которая выиграла от антиинвестиционной риторики, оказались… конечно же, зернотрейдеры. Так как японцам не дали пока возможности реализовать проект с выращиванием кукурузы, они ее просто закупают. С начала 2012 года родина Фукусимы уже приобрела в Украине более 800 тыс. тонн. А осенью собирается прикупить еще несколько миллионов тонн. Таким образом, у трейдеров, лишенных возможности работать с пшеницей, открылись новые, интересные в коммерческом плане горизонты по части кукурузы. И тут никаких барьеров для экспорта пока нет.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам