Нацбанк добрался до валюты экспортеров

Две новости, тесно связанные между собой, стали в последние дни главной темой обсуждения финансовых экспертов. Верховная Рада поддержала законопроект, предоставляющий Национальному банку право вводить обязательную продажу валюты экспортерами. И одновременно промелькнуло сообщение, что золотовалютные резервы (ЗВР) НБУ в октябре сократились еще на 8,4%, снизившись до $26,812 млрд. Это, собственно, и объясняет, почему вспомнили об экспортерах: надо же как-то курс удерживать…
Все новое, как известно, это подзабытое старое. А в случае с валютной выручкой – и не подзабытое вовсе. Первый раз обязательную продажу валютной выручки ввели приблизительно в 1993 году. Тогда страна находилась в тяжелейшем экономическом состоянии, сотрясаемая невиданной гиперинфляцией, и валюта являлась «стратегическим товаром», который правительство интуитивно пыталось держать под контролем. Поэтому нормы были очень жесткие: помимо обязательной продажи ВСЕЙ валютной выручки, существовало 90-дневное ограничение для возвращения валюты в страну.

И если по каким-либо причинам предприятие не укладывалось в эти сроки, руководителям грозила уголовная ответственность. Кстати, эта норма в нашем законодательстве сохранена до сих пор, но декриминализирована и переведена в статус админправонарушений.

Примерно, в 1996 или в 1997 году обязательная продажа валютной выручки была отменена. Но спустя год ее ввели снова. Это случилось в сентябре 1998-го, после знаменитого «черного понедельника» в России, который обрушил финансовую пирамиду ОВГЗ, построенную Виктором Ющенко (тогда – главой НБУ) в Украине. Однако на тот момент «обязаловку» немного либерализовали, и от экспортеров требовали продавать лишь половину валюты. Так продолжалось до 2005 года, когда регуляторный атавизм наконец-то ликвидировали и разрешили предприятиям самостоятельно распоряжаться полученными средствами.

Теперь все возвращается на круги своя, с небольшой поправкой на то, что возврат выручки не будет узаконен в качестве нормы прямого действия, а отдан на откуп Нацбанку: посчитают они ситуацию на финансовом рынке тревожной – введут, передумают – отменят.

Теперь все возвращается на круги своя, с небольшой поправкой на то, что возврат выручки не будет узаконен в качестве нормы прямого действия, а отдан на откуп Нацбанку

Надо сказать, что разговоры о «старом новшестве» шли еще с конца прошлого года, когда ситуация с валютными резервами начала обостряться. А сам законопроект появился еще летом этого года. Но у Верховной Рады до него просто не доходили руки. Нацбанк же был занят другим масштабным проектом: «паспортизацией» валютного обмена для населения. Но сейчас, похоже, «клиент созрел».

Дело в том, что удержание курса гривны и сдерживание инфляции обходятся Нацбанку дорого. За 2011 год в рамках интервенций на межбанковском валютном рынке банковский регулятор продал $13,6 млрд. А с начала 2012 года (в январе-сентябре) – еще $4,98 млрд. Самым «плодотворным» в плане опустошения ЗВР оказался октябрь: всего за один месяц Центробанк лишился $2,44 млрд. из своего «загашника». Если продолжать тратить валюту такими темпами, то ее скоро уже не останется: по мнению экспертов, поддерживать гривну в нынешнем объеме Нацбанк сможет еще максимум полгода.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что он ищет кратчайший путь пополнения своих запасов и в этом плане обратил внимание на экспортеров. Последние в свою очередь не горят желанием сдавать выручку государству. «Требование Нацбанка будет невыгодным для нас, поскольку при формальном отсутствии двух валютных курсов они у нас существуют. Есть официальный курс НБУ, и есть рыночный курс. Естественно, изъятие выручки будет проходить по курсу Нацбанка, который заметно ниже рыночного. Это означает потерю части прибыли для бизнеса, с которой он так легко не смирится», – говорит осведомленный источник в банковской сфере.

В том, что банки и корпорации не сдадут свою валюту без боя, сомнений нет. Есть достаточно много разных схем, позволяющих хитрить в этой сфере. Например, в конце 2008 года в самый разгар валютной паники банки заключали так называемые беспоставочные валютные форварды.

Сейчас нередко используется схема, при которой деньги выводятся из страны якобы для покупки товара, который поставляется не в Украину, а, скажем, в Россию. Хотя на самом деле никакого товара нет, и все это – воздух.

По некоторым данным, таким образом из Украины было выведено около $10 млрд. (!), что вынудило Кабмин пересмотреть правила игры. 29 октября были приняты изменения в «Порядок определения срока и условий завершения импортной операции без ввоза товара на территорию Украины»

По некоторым данным, таким образом из Украины было выведено около $10 млрд. (!), что вынудило Кабмин пересмотреть правила игры. 29 октября были приняты изменения в «Порядок определения срока и условий завершения импортной операции без ввоза товара на территорию Украины», призванные разрушить схему вывода валюты за границу с использованием «псевдоимпорта».
В конце концов, многие экспортеры банально пооткрывали в оффшорных и не только зонах банковские счета и хранят там свою выручку. О чем в интервью "Зеркалу недели" с раздражением говорил Сергей Арбузов: «Валютные авуары, то есть средства, которые хранятся на заграничных счетах украинских предприятий, выросли за последние три года в три раза – с $3 млрд. до более чем $9 млрд. Львиная доля этой суммы сформирована именно на счетах экспортеров. На чью экономику эти деньги там работают? Точно не украинскую».

Он также добавил, что даже половина этих средств могла бы решить проблему дефицита платежного баланса Украины. И тут же настроил против себя крупный бизнес. «Почему я должен за свои деньги решать проблему дефицита платежного баланса? – недоумевает наш собеседник. – Главная причина дефицита, и это общеизвестно, в завышенной цене российского газа. Но не я виноват, что Тимошенко подписала такой договор. И что до сих пор мы так и не добились пересмотра его условий. Почему я должен за это платить средствами своего частного бизнеса, притом что и так выплачиваю колоссальные налоги?!», – говорит бизнесмен.

С ним не соглашаются финансовые аналитики, которые зрят в корень проблемы. «Обязательная продажа части валютной выручки экспортерами обеспечит дополнительный приток валюты на межбанковский рынок в размере около $4 млрд. ежемесячно, что позволит удержать курс доллара в 2013 году в пределах валютного коридора 8,1-8,4 грн. А также даст возможность прекратить панические разговоры о крахе гривны», – считает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.

«Данная инициатива Национального банка свидетельствует об ухудшении валютной ситуации в стране, – резюмирует известный экономист, экс-министр экономики Виктор Суслов. – Ужесточение валютного режима вызвано тем, что Украине приходится обслуживать большие внешние долги при отсутствии кредитов МВФ. Это очень серьезная проблема. И ее надо как-то решать. Может, и стоит предоставить Нацбанку такое право. Но при условии, что он распорядится им прозрачно, не коррупционно…».

Как распорядится Нацбанк предоставленным ему правом доступа к валютной выручке субъектов хозяйствования, мы узнаем довольно скоро. Если мне не изменяет память, в ноябре запланированы очередные крупномасштабные (больше миллиарда) платежи по внешним долгам. А это означает, что ЗВР Нацбанка в ближайшее время похудеют еще больше. Он будет лихорадочно искать, чем бы их пополнить. И, скорее всего, сделает это за счет экспортеров.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам