Баррозу, Юнкер и ван Ромпей: курс Европы

Председатель Европарламента Мартин Шульц обладает редким даром. Он способен отображать происходящее в Брюсселе наглядно и в развлекательной форме. Политические конфликты в европейской столице он иллюстрирует ярким примером: «Существуют люди, которые хотят приватизировать коммунальные кладбища и те, которых эта мысль приводит в ужас». Однако в реальности многие сторонники приватизации и либерализации оказываются по разные стороны баррикад.
В последние годы ЕС превратился из защитника свободных рынков в сторонника государственных инвестиций. Особенно 90-е годы проходили под лозунгом либерализации воздушного сообщения и телекоммуникационного сектора. Сегодня Еврокомиссия пропагандирует увеличение квот для женщин и гарантии рабочих мест для молодежи. Время от времени речь идет о большей конкурентноспособности. Но ее нужно развивать путем координации, а не свободной игры рыночных отношений.

Лучшим примером этого стала дискуссия о переустройстве еврозоны на прошедшем саммите ЕС в прошлый четверг и пятницу. Как Еврокомиссия, так и глава Совета Европы, Эрман Ван Ромпей (Herman Van Rompuy), высказались за создание отдельного бюджета еврозоны. С помощью этой денежной «копилки» страны-члены еврозоны должны лучше пережить внешние потрясения.

Согласно планам Брюсселя, должно возникнуть нечто особенное. Ромпей в документе говорит о страховом механизме между евространами, для того чтобы пережить значительные потрясения, обладающие специфическими чертами в каждой отдельной стране. Соавторы этого проекта — президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу (Jose Manuel barroso), глава Еврогруппы Жан-Клод Юнкер (Jean-Claude Juncker) и президент Европейского центрального банка Марио Драги (Mario Draghi). Ван Ромпей мечтает о том, как этот инструмент обеспечит фискальную солидарность посредством конъюнктурных циклов, повысит сопротивляемость еврозоны и снизит расходы на макроэкономические вопросы.

Давняя тенденция

Новое чудодейственное оружие представляет собой нечто особенное по сравнению с предыдущим финансовым инструментом, который поддержало федеральное правительство.

В октябре г-жа канцлер Ангела Меркель высказала возможность создания финансовых стимулов для проведения реформ. Тем самым будет оказана поддержка странам, столкнувшимся в тяжелый момент с болезненными изменениями. Однако по мнению Берлина, эта программа должна быть строго ограниченной.

Федеральное правительство представило свои размышления без Еврокомиссии. Между тем в ее финансовых механизмах давно образовались бреши, которые необходимо залатать. В окружении Баррозу говорят о том, что социальный фонд не справляется со стрессовыми ситуациями. Глобализационный фонд ограничивается решением вопросов в определенных сферах. С объемом в 500 миллионов евро он недостаточно силен, чтобы справиться со стабилизаций всех экономик. Тогда родилась идея о создании бюджета еврозоны, которая должна быть реализована в течение пяти лет.

Однако в Брюсселе мало кто замечает, что у стран отсутствует желание что-либо реформировать. Эта тенденция наблюдается в Брюсселе уже давно. Времена, когда Евросоюз заботился о национальных рынках и старался развивать конкурентность и конкурентноспособность, остались в прошлом.

Меры экономии для Греции

Европейские потребители и сегодня пожинают плоды решительных действий сторонников развития свободных рынков как, например, Мартин Бангеманн (Martin Bangemann) и Карел Ван Миерт (Karel Van Miert). В 1987 году ЕС провел либерализацию воздушного сообщения. С 1992-го по 2000 год цены на внутриевропейские перелеты снизились на 41%. Если взять пример компании Telekom, в 1998 г. ЕС отменил все национальные монополии. В Германии цена за десятиминутный междугородный разговор за несколько лет упала на 96 процентов и составляет всего десять центов.

Государство как благодетель

Лишь некоторые европейцы знают, кого они должны благодарить за снизившиеся тарифы. «Потребители не связывают эти вещи с ЕС», — отметил Баррозу еще несколько лет назад. Когда консервативный португалец восемь лет назад вступил в должность, он прославился как неолиберал. После этого он делал все возможное, чтобы избавится от этого образа. Ожидания того, что в своем втором сроке Баррозу проявит больший интерес к странам-членам ЕС, не оправдались. Баррозу хочет по истечению срока его полномочий в 2014 году вернуться на родину и до этого поработать над своим имиджом политика, близкого к народу.

Сейчас же он переживает о том, что Европа становится все более непопулярной. Согласно недавнему опросу Еврокомиссии только 31% опрошенных доверяют ЕС. В 2007 году речь шла о 57%.

Комиссар по социальным вопросам Ласло Андор (Laszlo Andor) представил проект гарантии занятости для молодых (до 25 лет). Особого вреда эта концепция по всей видимости не принесет, поскольку решение будут принимать сами страны, предоставить неработающей молодежи практику, рабочее место или вообще ничего не предоставить.

Реформа еврозоны

Вера в государство как в чудо свойственно благодетелям Еврокомиссии. Запредельные показатели уровня безработицы в Греции и Испании (свыше 55%) не приводят к анализу причин такой ситуации. Прежде чем приступить к реформам на рынке труда и в образовании, Еврокомиссия взывает к действиям государств.

В Еврокомиссии все более популярной становится тема роста. Однако европейская стратегия роста приобретает все более своеобразные черты. Целью до 2020 года был провозглашен «разумный, продолжительный и интегративный рост». В течение следующих восьми лет доля людей, находящихся практически на черте бедности должен снизиться на 20 миллионов. Но не является ли лучшим средством против бедности рост, приносящий новые рабочие места?

Развитие внутреннего рынка

С точки зрения экономистов, продолжительное развитие внутреннего рынка было бы хорошим способом развития положительной экономической динамики. Это касается в первую очередь сферы услуг, которая в Германии составляет почти три четверти экономического роста, а во Франции и Великобритании почти 80 %. Но это означало бы, что Еврокомиссия начала интересоваться отдельными странами-членами. Вряд ли сегодня у кого-то есть желание вступать в конфликты.

Европейский комиссар по вопросам внутреннего рынка, француз Мишель Барнье (Michel Barnier), на прошлой неделе выразил радость по поводу того, что спустя 40 лет наконец-то появился единый патент. Но в задачу Барнье не входит решение споров между отдельными недовольными странами ЕС.

Контроль над банками

Один из предшественников Барнье, Фритс Болькештайн (Frits Bolkestein), олицетворял собой другой тип политиков. Он не избегал конфликтных ситуаций, а наоборот, шел им навстерчу. Его имя в виду проводившегося курса в сфере услуг стало символом либерализации. Вместе с тем сотни тысяч протестовали против этого курса, профсоюзы и партии предсказывали вторжение польских жестянщиков, которые отберут работу у местных ремесленников. Упадок в социальной сфере не заставил себя ждать. Голландцы и французы в 2005 году в опросах высказывались против конституции.

Ни Болькештайн, ни другие представители Еврокомиссии не объясняли, как следует, преимущества либерализации. Попытка остановить спад в сфере услуг оказалась чрезвычайно амбициозной. Но негативный тон дебатов оставил у Баррозу осадок. С тех пор он отказался от таких амбициозных шагов.

Времена изменились. Как отметил итальянский премьер Марио Монти (Mario Monti), финансовый кризис, дефицит в регулировании финансовых рынков вызвал у жителей усталость от рынков. Экономический спад, вызванный во многих долговым кризисом, вызывает у многих правительств протекционистские рефлексы.

Европейские политики: Защита рабочих мест внутри страны

Вместо того чтобы повышать конкурентноспособность собственных предприятий, европейские политики стараются защитить рабочие места внутри страны. Французский министр промышленности Арно Монтебург (Arnaud Montebourg) воплощает разительный пример этой тенденции. Он раскритиковал европейцев за идею об открытии рынков по отношению к третьим странам в отношении мировой торговли.

В подобном климате велик соблазн, начать раздавать блага. Например, европейский комиссар по вопросам юстиции Вивиан Рединг (Viviane Reding), предложила этой осенью ввести квоты для женщин. И здесь возникает вопрос о том, должен ли решаться этот вопрос на европейском уровне.

Сегодня предпосылки для либерализации возникают все реже. Европейский комиссар по вопросам транспорта Сиим Каллас (Siim Kallas) хочет обязать европейские железные дороги, к 2019 году разделить сеть от обслуживания и тем самым нарушить монополию немецкой железнодорожной компании Deutsche Bahn. В январе он хочет представить четвертый ж/д пакет, который изначально должен был быть представлен на этой неделе. Каллас, бывший премьер Эстонии, знает толк в борьбе. Deutsche Bahn, чья предпринимательская модель должна нарушиться, ведет в течение нескольких месяцев проводит лоббистскую работу в Брюсселе.

Каллас уверен в том, что ему потребуется время и терпение. Одновременно у него возникли трудности с другой своей инициативой. На прошлой неделе Европарламент абсолютным большинством голосов отверг его проект по большей конкуренции в наземных службах аэропортов. По словам Калласа, недостатки в работе наземных служб на 70% вызывают опоздания в полетах.

Немецкие и австрийские обслуживающие компании против конкуренции и объединились с профсоюзами. Федеральная земля Эссен, крупнейший собственник доли франкфуртской обслуживающей компании Fraport, отправила в прошлый вторник госсекретаря по европейским вопросам Зузу Брейер (Zsuzsa Breier) и около 2000 демонстрантов в Страсбург для протеста перед зданием Европарламента против этой инициативы.

«Мы не хотим дешевой конкуренции в авиационной сфере в ущерб работникам и безопасности», — скандировала Брейер на морозе в Страсбурге. Если кто-то в эти дни захочет прослыть либералом в Брюсселе, должен одеться еще теплее, чем демонстранты в Страсбурге.

Сильке Веттах (Silke Wettach)

Источник: Handelsblatt
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам