Хорошковский и операция «Плюнь против ветра»

Появившаяся вчера новость о том, что экс-первый вице-премьер Валерий Хорошковский, продав телеканал «Интер», бежал в Монако, видимо, задумывалась как штрих к образу нового оппозиционного героя. Но плановой реакции не получилось. 99% населения не знает, кто такой Хорошковский. Из оставшегося 1% одни привыкли, что раз в десятилетку Валерий Иванович скандалит в адрес Азарова и едет на заработки в Россию, против интеграции с которой он и бунтует. Другие чувствуют вкус близкой политической аферы…
Кредо Валерия Хорошковского – это бег вверх по эскалатору, спускающемуся вниз. Причем бежит он не потому, что не местный не и не понимает, как эта движущаяся лестница устроена, а в силу специфических умственных заблуждений. Ну, и еще потому, что считает – так эстетичнее. Однако с каждым годом эстетики и креатива, объясняющего глубокую суть этого движения, становится все меньше.

Отставка декабря 2012-го была пиратской копией первой отставки – декабря 2003-го. Тогда Хорошковский, а вслед за ним и боевая подруга по «Команде озимого поколения» Инна Богословская ушли, протестуя против «политики азаровщины», так и не сумев толком объяснить, чем она отличается от «кучмовщины» и «януковщины» (если иметь в виду тогдашних президента и премьера).

На самом деле причиной отставки Хорошковского с поста министра экономики в 2003-м были приближающиеся президентские выборы и осеннее обострение собственной антироссийской позиции. Именно Министерство экономики осенью 2003-го становится главным тормозом вступления Украины в Единое экономическое пространство с Россией, Беларусью и Казахстаном. В то время как поддерживает концепцию ЕЭП вице-премьер Николай Азаров.

Валерий Хорошковский же не только открыто выступал против вступления Украины в ЕЭП, но даже добился, чтобы Леонид Кучма подписал соглашения по ЕЭП в Ялте с оговорками.

Отставка в прошлом году была приурочена к намечавшемуся 18 декабря 2012 года визиту Виктора Януковича в Москву и подписанию «Меморандума о присоединении Украины к части Таможенного союза с Россией». Об этом заявлял журналист Святослав Цеголко со ссылкой на источники, близкие к Хорошковскому.

Сам Хорошковский через свою пресс-службу распространил заявление, что 14.12.12 г. был приглашен на встречу к президенту Украины Виктору Януковичу по поводу его дальнейшей работы в составе нового правительства. «Хорошковский выразил президенту Украины свою позицию относительно невозможности сотрудничества с действующим премьер-министром Украины Николаем Азаровым. По результатам обсуждения было принято решение об отставке Валерия Хорошковского с занимаемой должности, о чем впоследствии было сделано соответствующее заявление».

На самом деле причиной отставки Хорошковского с поста министра экономики в 2003-м были приближающиеся президентские выборы и осеннее обострение собственной антироссийской позиции. Именно Министерство экономики осенью 2003-го становится главным тормозом вступления Украины в Единое экономическое пространство

В ответ пресс-служба Кабмина сообщила, что заявление Хорошковского об отставке следует рассматривать как попытку объяснить свое непопадание в новый состав правительства. "Валерий Хорошковский был информирован о том, что его кандидатура не предлагалась в новый состав правительства. Учитывая это, заявление об отставке следует рассматривать как проявление юридической некомпетентности», – уточнила пресс-служба.

Версия насчет подписания меморандума 18 декабря также была притянута за уши. Наш источник на вопрос «Какова вероятность этого?» ответил, что примерно такая же, как конец света 21 декабря. И оказался прав.

В принципе, Хорошковскому свойственно распылять таинственность вокруг своих поражений. Как в прошлом декабре он попытался обставить плановое увольнение декорациями протеста, так в 2006-м тщательно скрывал, что из «Евраза» его попросту выкинули.

Напомню, что, покинув правительство в 2003-м, 26 января 2004 года он делает странное заявление: «Я не намерен баллотироваться в президенты на выборах-2004» (как будто у него был шанс!) и уезжает в Россию. Предварительно продав оставшееся (после дорогостоящего провала КОП на выборах-2002) имущество Виктору Пинчуку. К слову, за «Укрсоцбанк» было выручено $250 млн., а Пинчук в 2008-м толкнул его итальянцам за 1,5 млрд. евро.

В России Валерий Хорошковский устраивается на должность исполнительного директора «Евраз Груп», владея при этом 2,08% акций холдинга. В ноябре 2005 года совет директоров компании избирает его президентом «Евраз Груп». Тем более неожиданной является весть о возвращении в Украину. 12 декабря 2006 года стало известно, что Хорошковский продал принадлежащие ему акции «Евраз Груп», написал заявление об уходе с поста президента «Евраза» и назначен заместителем секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины.

Причина этой метаморфозы проста: летом 2006-го собственник «Евраза» Александр Абрамов, который брал на работу Хорошковского, продал половину акций компании структурам Романа Абрамовича. Бывший губернатор Чукотки не видел Валеру из Киева в составе своего «правительства». По сути, Хорошковского просто выкинули из бизнеса Абрамова–Абрамовича, заставив продать свой процент акций. Вырученных денег, как тогда шутили в деловых кругах, хватило на билет до Киева и новую должность.

Впрочем, как сейчас, так и тогда неоценимую роль «агента прикрытия» в судьбе Хорошковского сыграл Дмитрий Фирташ. Считается, что именно он двигал оставшегося не у дел в Москве Валерия Иваныча по вертикали власти: СНБО, Гостаможслужба, СБУ и дальше – в Кабмин. А взамен фактически контролировал купленные им каналы – «Интер», К1 и К2, вместе с «Мегаспортом».

Летом 2006-го собственник «Евраза» Александр Абрамов, который брал на работу Хорошковского, продал половину акций компании структурам Романа Абрамовича. Бывший губернатор Чукотки не видел Валеру из Киева в составе своего «правительства»

Во всяком случае, через год после перехода этих каналов от впавшего в кому Плужникова к Хорошковскому на «Интер» перекочевали менеджеры Фирташа. По слухам, посредником в этой сделке выступил близкий друг и консультант Хорошковского Владимир Грановский, который на тот момент уже начал «изменять» своему боссу с Фирташем. Сейчас он работает (во всяком случае, работал) с Медведчуком.

Так что, как остроумно заметил один мой приятель-телевизионщик, «Хорошковский всегда исполнял роль зиц-председателя «Интера». А сейчас Фирташ эту должность сократил».

А как же тогда заявленная сумма сделки – $2,5 млрд.? Ну, во-первых, пока никто не видел (и, думаю, не увидит) банковской транзакции на такую сумму. Во-вторых, у цифры, которую ВСЕ компетентные источники назвали завышенной, может быть свое логическое объяснение. Влиятельное деловое издание «Коммерсант» сформулировало это так: «Вряд ли Дмитрий Фирташ действительно выплатил Валерию Хорошковскому эту сумму – скорее, он заявил ее для подстраховки, добавляет топ-менеджер одной из медийных компаний: «Теперь, если у него потребуют продать канал, он имеет право требовать от потенциального покупателя $2,5 млрд.»

В пользу этой версии говорит и заявленная цена активов, которую участники рынка называют явно завышенной. Для сравнения, в 2010 году Игорь Коломойский купил 100% каналов «1+1» и «Кино» за $400 млн. А в 2007 году после публикации первой финансовой отчетности «Интера» его оценили в $365 млн. «В данном случае каналов больше, но пакет в них не 100-процентный. Справедливой ценой были бы $700-900 млн. – не более $1 млрд.», – считает топ-менеджер одного из крупных телеканалов…». То же самое сказал в своем недавнем интервью известный медиапродюсер Александр Роднянский.

Есть еще один нюанс, который неохотно озвучивают комментаторы – юридическая чистота перехода прав на «Интер» от Игоря Плужникова к Валерию Хорошковскому. «Московский комсомолец» писал в свое время, что «47-летний владелец канала (то есть Плужников) «сгорел» за две недели от неведомой болезни. Он скончался в германской клинике, диагноз, который ему поставили врачи, – «токсический гепатит». Перед тем как Плужников внезапно заболел, его просили продать канал, но он не соглашался. Депутат подчеркивал: «Все действия по овладению каналом были проведены в период пребывания Плужникова в состоянии комы и сразу после его похорон, в связи с чем возникают вопросы об их правомерности и законности…».

Знакомые источники в силовых структурах подтверждают: вопросы действительно есть. Якобы когда-то этим занимались наши спецслужбы. Они выяснили, что в период, когда подписывалось соглашение, к тяжело больному Плужникову, по утверждениям немецких врачей, никто НЕ ВХОДИЛ. И подпись на документе, отдаленно похожую на росчерк Плужникова, никто не проверял (графологическая экспертиза не проводилась). Поэтому при некотором раскладе, если бы этого захотели родственники покойного (а они просто не хотели), сделку можно было бы признать недействительной. Это также, безусловно, отразилось на стоимости «Интера».

Можно ли в таком случае предположить, что Хорошковский мог не получить официально заявленную сумму сделки, с которой ему, видимо, придется заплатить налоги? И что его в очередной раз просто уволили, как это было однажды с «Евразом» и дважды с правительством? Думаю, что можно

Можно ли в таком случае предположить, что Хорошковский мог не получить официально заявленную сумму сделки, с которой ему, видимо, придется заплатить налоги? И что его в очередной раз просто уволили, как это было однажды с «Евразом» и дважды с правительством? Думаю, что можно.

А к чему тогда весь кураж с продажей канала? Слухи, будто на недавнего члена правительства давят сверху, снизу и сбоку? И дальнейшее нагнетание обстановки через поток информации о вынужденном бегстве за границу?

Источники, претендующие на звание осведомленных, говорят, что после очередного декабрьского обострения у Валерия Ивановича вновь попер драйв. Это не их терминология – так охарактеризовала состояние Хорошковского его соратница по блоку КОП Инна Богословская в интервью «Украинской правде» в 2010 году.

«Во время «Команды озимого поколения» у нас был очень тяжелый конфликт внутри с Валерой. Поэтому мы вышли из этой избирательной кампании, хорошо друг к другу относясь, но не общаясь… Но мы вышли с такой ощутимой болью, потому что внутри были процессы, которые пошли неправильно, и кто-то из нас это видел, кто-то не видел, была куча споров… Мы недавно с Валерой встретились, просто созвонились, я говорю: «Ну подъедь, хоть чаю попьем». Он приехал, мы поговорили, и я говорю: «Валера, я поверить не могу. Похоже, что-то проклевываться стало». Он говорит: «Ты знаешь, у меня сейчас из-за этого сила, меня прет». У него драйв…» (конец цитаты).

Драйв 13-го года у Хорошковского обусловлен, по мнению наших источников, тремя причинами. Он почему-то решил (или кто-то ему сказал, а, может, Грановский остался без денег Медведчука и приплелся вновь), что если сейчас он плюнет против ветра, то в 2015 году у него появляется шанс стать квази-оппозиционным кандидатом на президентских выборах. Что очень выгодно власти. Правда, власть об этом не знает, ибо тут необходимо умище Грановского, чтобы все это растолковать. Но, когда она (власть) созреет до такой игры, Хорошковский будет в прекрасной электоральной форме и готов ринуться в бой.

В связи с этим Валерий Иванович выкинул все свечи и ладанки, которыми обставился еще со времен СБУ. Убрал со стены обериги, которыми обвешался для защиты от сглаза. Поставил тренажер. И стал подумывать, не начать ли кушать рыбу. Ибо до этого момента он был принципиальным вегетарианцем и питался тем, чем питаются в основном кролики. А это и мыслительный процесс приближает к уровню кроликов.

Второй момент – он якобы нашел новую соратницу по борьбе. И это не Богословская, а Королевская. Та самая Наталья, которая провалилась со своей «Украина, вперед!» и теперь отрабатывает трудодни на должности министра социальной политики. Причем, как говорят, с инвалидами, пенсионерами и другой целевой аудиторией ей скучно, и мысли, что министерство – это не сюрприз, а принудительные работы, приходят к ней все чаще.

Третий и самый важный момент – Хорошковского «клемануло» в декабре. Это ключевой месяц его психологического цикла. В декабре была первая отставка. В декабре его выкинули из «Евраза». В декабре снова не взяли в правительство. Обычно к февралю обострение проходит. Но в данном случае наложившиеся на медицинский фон два перечисленных выше факта дали усложненный эффект. И наш герой отправился в Монако, как и должен был сделать правильный евроинтегратор, чтобы под теплым монакским солнышком сформировать и развить свою новую политическую платформу – на основе борьбы с Таможенным союзом и Россией. А заодно подождать предложений от российского бизнеса. Вдруг где-то в Москве завалялась вакансия директора с хорошим окладом. Как обычно…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам