Закат Европы: о кипрской победе и французской тоске

Евросоюз сдался, Россия победила. Таковы краткие итоги битвы за Кипр. И дело даже не в пресловутом налоге на депозиты, от которого Москва сумела отбиться дипломатическими и экономическими мерами. Вопрос в том, что Европа постепенно утрачивает свою доминирующую роль в мире, параллельно теряя чувство реальности в борьбе с затянувшимся на неопределенный период кризисом. И вообще, европейцы сильно запутались в созданных собственными руками финансовых, этических и психологических противоречиях.
Фиаско с Кипром – это уже 2:1 в пользу России после демарша Жерара Депардье. Выдающийся французский актер сейчас играет новую и очень важную роль на мировой политической арене: он озвучивает все то, что европейцы думают.

На днях Депардье сказал в эфире телеканала Notele, что покинул Францию, потому что считает ее тоскливой. "Франция – тоскливое место, я думаю, что французы сыты по горло. Отсутствуют какие-либо убеждения. Кажется, что правительство не знает, как делать свою работу", – заявил актер.

Состояние тоски действительно присутствует во Франции, как и во всей Европе. В своей недавней статье, вызвавшей массу споров, я писала о том, как в Италии для борьбы с кризисом ввели запредельные налоги на зарплату и частную собственность. Кое-кто писал, что все это, мол, фигня. Однако результаты выборов и явный проигрыш провластной коалиции премьер-министра Марио Монти, инициировавшего фискальные нововведения, – самое убедительное подтверждение того, что итальянцы недовольны своей жизнью.

Францию также охватило невеселое предчувствие, которое Жерар Депардье метко назвал тоской. Это ощущение присутствует даже в таких олигархических местах, как Ницца – сердце Лазурного побережья, Ялта для миллиардеров. Город, в котором безумно красиво и так же безумно дорого.

Я была в Ницце этой зимой, сразу после Италии, когда там проходил ежегодный Карнавал цветов: роскошное действо, сравнимое с карнавалами в Венеции и Рио-де-Жанейро. Светило солнышко. Можно было с удовольствием и, главное, бесплатно прогуляться по пляжу, похрустеть крупной галькой, полюбоваться на дорогие отели вдоль набережной. Говорят, в сезон стоимость номера тут превышает 1000 евро в сутки, а шезлонга – 30 евро в день. Особо не нагуляешься.

И рядом – резкий контраст образцово-показательному благополучию: нищие в спальниках, которые устраиваются на ночлег под витринами ювелирных магазинов и дорогих бутиков. Их много. И почти все они белые. Цветные практически не бомжуют

И рядом – резкий контраст образцово-показательному благополучию: нищие в спальниках, которые устраиваются на ночлег под витринами ювелирных магазинов и дорогих бутиков. Их много. И почти все они белые. Цветные практически не бомжуют. Во всяком случае, в центре города. Они живут в своих районах-резервациях, куда нам не советовали соваться, получают социальные пособия, помощь на детей. Быстро инсталлируются в систему координат теневой экономики. Если хочешь традиционно дорогие тут сигареты купить дешевле – это к ним.

Почему так происходит? Все очень просто. Французы, как и другие европейцы, поплатились за собственную жадность. Еще 20 лет назад они поняли, что ловкая китайская девочка сделает своими маленькими ручками гораздо больше стежков на блузке от кутюр, чем высокооплачиваемая французская белошвейка. Местных начали сокращать. Дешевую рабочую силу набирать в третьих странах. Потом сила стала силой (пардон, за тавтологию), заимела себе разного рода права. И в какой-то момент оказалось, что для коренных французов нет места в своей стране.

Их проблемами не занимаются никакие благотворительные организации. Они не беженцы и не бродячие собаки, которых, к слову, на улицах не встретишь: все пристроены по приютам, накормлены, стерилизованы, обласканы. Если ты долго не можешь найти работу, то постепенно утрачиваешь все нажитое непосильным трудом: машину, квартиру, медицинскую страховку.

Это у нас можно пропитаться с огорода и пожить на кухне у друзей. Во Франции все заточено под матерый индивидуализм. Твои проблемы – это исключительно ТВОИ проблемы. И даже родители, за редким исключением, не согласятся заплатить твой кредит. Потому что у них самих куча ежемесячных платежей. А пенсия не столь уж велика.

Может, это и неплохо, что в наших апартаментах отельного типа была специальная кнопка для выключения электричества в розетках. И вообще – что напряжение в сети нужно было регулировать. И, когда выключаешь ночью свет, розетки (некоторые) тоже выключаются. Потому зарядить телефон можно только днем. Экономия, конечно, должна быть экономной.

Но когда ты видишь, как в оптовом супермаркете печенюшки берут поштучно (потому что дорого), а вино ящиками (потому что дешево), вопросы о том, почему ставшие аутсайдерами французы так быстро мигрируют от приличной респектабельной жизни к спальному мешку у витрины магазина, отпадают сами собой.

А о том, что найти работу, которая могла бы покрыть все текущие расходы на скромное проживание, крайне трудно, нам говорили на каждом шагу. Французская экономика теряет свою конкурентоспособность. Местные товары слишком дорогие. Долги корпораций – непомерно высокие. Так называемый общий долг Франции в прошлом году превысил 90% от стоимости ВВП.

Но действительность такова, что выхода из состояния тоски совсем не видно. Франция, подобно Италии, пошла по пути выколачивания средств из граждан, избрав для этого тех, кто побогаче. Однако эксперимент с 75%-м налогом не прибавил бодрости населению

По сути, в правительстве сейчас дискутируют лишь о том, НАСКОЛЬКО все плохо. То есть плохо безнадежно или надежда все-таки есть. Министр труда Мишель Сапин, например, придерживается первого тезиса. В радио-интервью в минувшее воскресенье Сапин ответил на вопрос о положении в экономике, сказав, что она находится в состоянии полного банкротства. Позже он заявил, что имел в виду ситуацию с государственными финансами, и это была шутка.

Поправился он после того, как получил нагоняй от представителя «лиги оптимистов», главы Минфина Пьера Московичи. Тот заявил, что комментарии Сапина не были «соответствующими действительности».

Но действительность такова, что выхода из состояния тоски совсем не видно. Франция, подобно Италии, пошла по пути выколачивания средств из граждан, избрав для этого тех, кто побогаче. Однако эксперимент с 75%-м налогом не прибавил бодрости населению.

Немного разряжает обстановку, наполняет воздух ароматом детектива первый крупный скандал в правительстве социалистов. Французы вообще любят коррупционные разоблачения. Они с удовольствием наблюдали за обысками у Ширака, Миттерана, Юбера Ведрина…

Сейчас настал черед действующего министра по вопросам бюджета (что особо пикантно!) Жерома Каюзака. Он подозревается в уклонении от уплаты налогов и сокрытии средств в Швейцарии. По результатам доследственной проверки французская прокуратура санкционировала 19 марта судебное расследование в отношении чиновника.

Как описывает эту историю российское агентство ИТАР-ТАСС http://www.itar-tass.com, в поле зрения компетентных органов министр-социалист попал после того, как в декабре минувшего года специализирующееся на журналистских расследованиях агентство "Медиапарт" обнародовало запись телефонного разговора с участием Каюзака. Запись была сделана еще в 2000 году, когда он занимал кресло депутата в Национальном собрании и одновременно исполнял обязанности мэра города Вильнёв-сюр-Ло в Аквитании. В ходе разговора Каюзак дал распоряжение своему помощнику закрыть незадекларированный счет в швейцарском банке UBS из опасений быть скомпрометированным перед муниципальными выборами. Однако, как выяснило агентство "Медиапарт", счет в Швейцарии был закрыт не сразу, а лишь в 2010 году, правда, средства с него были просто переведены в Сингапур.

Забавнее всего, что Каюзак известен как рьяный борец с теми, кто уклоняется от уплаты налогов, и к тому же является видным сторонником президента Франсуа Олланда. Говорят, именно он был одним из идеологов предвыборной кампании 2012 года и автором лозунга «полная прозрачность перед избирателями».

Но у Лазурного побережья, где проблемы видятся немного по-другому из-за окружающей местных жителей и туристов неземной красоты и (повторюсь) эксклюзивно высоких цен, есть свои злободневные темы. Для Ниццы это судьба всемирно известного отеля «Негреско».

Отель, построенный румынским иммигрантом (!), в какой-то мере олицетворяет собой обветшалую роскошь Старого Света. Гобелены, мраморные бюсты, фарфоровые вазы, люстра за 50 млн. евро (отдельные жены украинских олигархов умерли бы от зависти), ковры, мебель и картины, снабженные табличками вроде: «Перед вами третья и последняя копия портрета «Короля-солнце». Первая находится в Лувре, вторая – в Версале». Все это превратило отель в музей изящных искусств для светской тусовки начала XX века.

Но шли годы. Мир изменился. Изменились и вкусы элиты. А роскошь осталась. Что не удивительно: куда ее денешь? Говорят, что отель «Негреско» стал нерентабельным еще в послевоенные 50-е, когда его приобрела чудом сохранившая свое финансовое состояние Жанна Ожье. Приобрела по двум причинам: во-первых, продавали недорого; во-вторых, только в лифт отеля «Негреско» (из всех отелей Ниццы) помещалась инвалидная коляска ее матушки.

В 1995-м скончался верный супруг мадам Ожье, оставив в наследство невероятный, почти сюрреалистический музей Сальвадора Дали в коридоре правого крыла, недалеко от помпезного туалета. После его смерти оказалось, что прямых наследников отеля нет. И кому достанется историческая недвижимость, зависит от воли мадам Ожье.

И мадам не заставила себя ждать. Все помнят распространившийся у нас предвыборным летом прошлого года плакат про бабушку, которая переписала хату на кота. Так вот, бабушка-то реально существует. Это – Жанна Ожье. И хату, точнее отель Le Negresco, она в самом деле переписала на кота. А заодно на благотворительный фонд по защите бездомных животных.

Кроме «Негреско», фонду достанется собственность Ожье в Париже и Грасе. Теперь защитникам животных осталось дождаться, пока божий одуванчик, которому в этом году исполняется 90 лет, покинет этот бренный мир, и приступить к управлению ее имуществом на многие десятки, а то и сотни миллионов евро.

Нет, вы только не подумайте, что я против котов. Особенно бездомных. Эти милейшие создания нуждаются в гуманном к себе отношении. Но я как-то слабо представляю воплощение в жизнь идеи, широко и на полном серьезе обсуждаемой в Ницце, что котам разрешат гадить на исторически ковры и чесать когти о ножки кресел Людовика XIV. Потому что в «Негреско» якобы планируют создать образцово-показательный приют и продемонстрировать всему миру, как нужно заботиться о животных.

Позаботиться же о людях никто не предлагает. Идея устроить в отеле приют для старых или бездомных не обсуждается. Интеллигентного вида нищим в потертых (некогда добротных) кашемировых пальто, которых мы встречали на улицах Ниццы и которые были искренне благодарны за монетку в два евро (бутылка вина или булка хлеба), жалость не положена.

Европа постепенно теряет свою основною моральную фишку – человеколюбие. Отсюда и тоска, и пессимизм по поводу будущего, и внутренняя зажатость, скованность, самокритичность – в общем, благодатная психологическая почва, чтобы никогда не выходить из кризиса.

Весело в Ницце только русским. На Карнавал цветов, где помимо цветов выставляют огромные (с многоэтажный дом) надувные фигуры и таскают их по трамвайным рельсам вокруг центра города, они приволокли композицию, вызвавшую вопли восторга на трибунах: Путин на медведе, с матрешкой и Кремлем за спиной, и с «паровозиком» из маленьких Путиных в матрешках. Россия смело заходит во Францию. Как, впрочем, и в Европу. Чтобы обновить гардероб технологии и привычек, заценить стиль и роскошь и полюбоваться закатом. Закатом Европы…

P.S. Когда этот материал был написан, стало известно, что у французов появилось новое развлечение: в парижской квартире главы МВФ Кристин Лагард был проведен обыск.

По данным газеты Le Monde, главу МВФ обвиняют в превышении должностных полномочий в бытность министром финансов Франции в 2007 году. Тогда якобы при ее содействии суд признал обоснованными претензии известного миллиардера Бернарда Тапи и вынес решение о выплате бизнесмену компенсации в размере 285 млн. евро из государственных фондов. В ходе расследования дела в конце января были также обысканы дома главы France Telecom, экс-помощника Лагард Стефана Ришара и миллиардера Тапи.

Фото автора

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам