Последняя интрига БАБа

Ванна становится опасным местом для известных людей. Год назад Уитни Хьюстон нахлебалась воды и умерла. И вот теперь Борис Абрамович Березовский (он же БАБ) скончался в ванной комнате своего особняка под Лондоном вскоре после прощального интервью, в котором он заявлял, что жизнь потеряла смысл. Кремль может вздохнуть спокойно – одним интриганом меньше. Ющенко перекреститься – в мир иной отошел его кредитор. Майор Мельниченко вздохнет, вспомнив, как ловко он развел олигарха на своих пленках. Если бы не эта внезапная смерть, разоренного олигарха могли бы посадить за убийство российского перебежчика Александра Литвиненко в ноябре 2006 года…
Жизнь Березовского это цепь сплошных предательств: сначала предавал он, потом предавали его. Не знаю, есть ли смысл пересказывать извилистые «тропы» его биографии, включая «ЛогоВАЗ», чеченцев, моменты взлета и падения, дружбу с Ельциным и Абрамовичем, бегство за границу, финансирование «оранжевой революции», судебный процесс и такой вот финал. Может, смысл и есть, но я не буду этого делать, потому что за те три дня, которые минули с момента первого сообщения о смерти Березовского, его биографию пересказали «вдоль и поперек».

Поэтому остановимся на «реперных» точках, которые, на мой взгляд, важны для понимания судьбы таких людей, как БАБ. Как случилось, что Березовский прошел путь от человека, во многом определявшего, кто будет руководить Россией (или, как минимум, претендовавшего на такую роль), до затравленного аутсайдера, проигрывающего одну за другой судебные тяжбы?

Ответ на этот вопрос, как ни странно, можно сформулировать одной фразой: потому, что его время давно прошло. Березовский – это атавизм России 90-х годов. С его бандитскими расстрелами, чеченской войной, реэкспортом и лжеэкспортом автомобилей ВАЗ, на чем наживалось до 300% прибыли. Сейчас, в эпоху относительно доступных иномарок, заработать такие немыслимые прибыли на российской машине уже невозможно.

То же самое в политике. Березовский был нужен Ельцину в середине 90-х, чтобы обеспечить победу на выборах. В администрацию президента он попал, благодаря знакомству с правой рукой Ельцина Валентином Юмашевым (сейчас мало кто вспомнит, что это за фигура). В 1996 году БАБ получает пост заместителя секретаря Совета безопасности РФ, в 1998-м – исполнительного секретаря СНГ, в 1999-м – депутата Государственной думы России от Карачаево-Черкесии. Все это делалось в надежде на перемирие в чеченской войне. Но роль Березовского в тех событиях противоречива. Одни говорят, что он сыграл ключевую роль в окончании войны 1994-1996 гг., другие – что провалил переговоры, и это привело к повторному конфликту, который уже завершил Владимир Путин победой России.

Березовский был нужен Ельцину в середине 90-х, чтобы обеспечить победу на выборах. В администрацию президента он попал, благодаря знакомству с правой рукой Ельцина Валентином Юмашевым (сейчас мало кто вспомнит, что это за фигура)

Точно так же и на президентских выборах. Сам Березовский любил рассказывать, что победа Ельцина была обеспечена, прежде всего, усилиями его и Чубайса. Дескать, они взяли самолет, облетели всех губернаторов и договорились с ними о поддержке. К тому же Ельцина поддержали контролируемые Березовским СМИ, прежде всего телеканал ОРТ. Но я не сомневаюсь, что очень многие из знающих о подводных камнях избирательной кампании 1996 года не согласятся с этим утверждением и назовут вклад Березовского в победу весьма незначительным (на общем фоне).

В любом случае, когда дряхлеющий Ельцин ушел, а молодой и полный энергии Путин пришел, Березовскому с его манией «оператора политической матрицы» не стало места в реальных кремлевских раскладах. Версию БАБа излагал Юрий Фельштинский – своего рода якобы историк-политолог, проживающий в США, который был у Березовского на зарплате и потом засветился в истории с пленками Мельниченко.

В одной своей статье Фельштинский писал, что «особняком в этой идиллии победителей стоит конфликт Путина с Березовским. Но и тут нужно уточнить: конфликт этот возник не у Путина с Березовским, а у Березовского с Путиным. Сначала Березовский поздравил Путина с победой: «Володя, я тебя поздравляю. Великое дело сделали. То, что ты стал президентом – великое дело. Ни о чем не беспокойся. Мы тебе будем говорить, что делать. Отсидишь четыре года, уйдешь, будешь жить, хлопот не знать. Понимаешь, у нас просто не было времени нормального кандидата в президенты найти, поэтому остановились на тебе. Но это только на четыре года. За четыре года мы замену тебе подберем. Ну все, извини, мне бежать нужно. Я опаздываю. Я тебя поздравляю…».

Мне кажется, что Березовскому самому очень хотелось верить, будто он поссорился с Путиным и вынужден был бежать в Лондон. На самом деле, у Путина на повестке дня, помимо «мочить чеченцев в сортире», изначально стояло – «Березовского – под зад в иммиграцию». И никаких там «Володя, поздравляю, ты временный кандидат…». Это все – остаточные явления от навязчивого желания почувствовать себя серым кардиналом России.

Когда с Россией не сложилось, Березовский принялся интегрироваться в Грузии с Бадри Патаркацишвили (а после его смерти – судиться с наследниками за деньги). Потом прицепился к майору Мельниченко. Насколько мне известно, под расшифровку пленок, через все того же Фельштинского, Мыкола вытянул из БАБа 1,5 млн. «зелени».

Недешево обошлась Березовскому и дружба с Ющенко. Как сам он утверждал, сначала просили $8 млн., потом взяли в долг $45 млн. Не вернули, разумеется, ничего. Конечно, верить Абрамовичу – себя не уважать. Но в этом случае я почему-то склонна принять его слова за правду.

Вообще, чем ближе мы подходим к текущему моменту, тем больше странных и не совсем логичных поступков обнаруживаем в поведении Березовского. В 2012 году Борис Березовский подал иск к Роману Абрамовичу на $6 млрд., обвинив его в махинациях с акциями. Но с треском проиграл процесс и почти разорился в результате: суд заставил его заплатить Абрамовичу $55 млн.

Недешево обошлась Березовскому и дружба с Ющенко. Как сам он утверждал, сначала просили $8 млн., потом взяли в долг $45 млн. Не вернули, разумеется, ничего. Конечно, верить Абрамовичу – себя не уважать. Но в этом случае я почему-то склонна принять его слова за правду

Результат суда с Абрамовичем усугубила гражданская жена и мать двоих детей Елена Горбунова. Она потребовала от бизнесмена вернуть ей часть средств от продажи дома в графстве Суррей. По оценкам The Bloomberg, стоимость дома составила $40 млн. В итоге на имущество в триста с лишним миллионов долларов был наложен арест.

В декабре прошлого года бывший доверенный человек Березовского, а теперь депутат Госдумы от ЛДПР Андрей Луговой сумел добиться официального судебного следствия о причастности Бориса Березовского к отравлению полонием российского перебежчика Александра Литвиненко в 2006 году

Открытие уголовного дела в отношении Бориса Березовского стало основанием для ареста акций крупнейшего в СНГ производителя минеральных вод IDS Borjomi, которая якобы находится под контролем Березовского.

5 октября прошлого года Басманный суд Москвы арестовал находящееся на территории России и Украины имущество Березовского в рамках нового дела о возможном инвестировании олигархом средств в ООО «Боржоми центр» и ООО IDS Borjomi. Месяц спустя, 9 ноября 2012 года, Сыховский районный суд Львова также арестовал все украинские активы компании IDS Borjomi, владеющей такими известными марками, как «Боржоми», «Миргородская», «Моршинская» и «Трускавецкая», на территории Украины.

Во время написания этой статьи мне позвонил один из осведомленных операторов финансового рынка и сообщил информацию, обсуждаемую среди его коллег, что остатки денег Березовского могли «погибнуть» на Кипре. И эта новость спровоцировала инфаркт. Или самоубийство посредством каких-то медпрепаратов.

На том, что Березовский был в подавленном суицидальном настроении, настаивают журналисты Forbes, которые по удивительному стечению обстоятельств успели взять у него интервью накануне смерти. Однако именно это интервью (если оно и было) вызвало у многих моих друзей всплеск подозрений. Не будь его – к смерти Березовского не возникало бы вопросов. А так все как-то очень уже гладко складывается, прямо как в кино: покаялся, письмо написал, ответа не получил, лег в ванну и умер.

Судите сами. Вот фрагменты того самого интервью Березовского, оказавшегося предсмертным…

«…Я изменил многие свои оценки. В том числе самого себя. Это касается того, что есть такое Россия и что есть Запад. Я абсолютно идеалистически представлял возможность построения демократической России. И идеалистически представлял, что такое демократия в центре Европы. Недооценил инертность России и сильно переоценил Запад. И это происходило постепенно. Поменял свое представление о пути России…

Я не должен был уезжать из России…

– Если бы вы остались в России, то вы бы сейчас сидели в тюрьме. Вы этого хотите?

– Сейчас, оглядываясь на то, как я прожил эти годы в Лондоне…

Березовский медленно посмотрел перед собой, потом прижал руку к груди – она у него тряслась. Он повернулся ко мне и долго смотрел мне в глаза. Наконец сказал:

– У меня нет сейчас ответа на этот вопрос… Ходорковский… сохранил себя.

Тут Березовский посмотрел под ноги, потом быстро кинул взгляд на меня и стал говорить быстро, как будто оправдываясь:

– Это не значит, что я потерял себя. Но я пережил гораздо больше переоценок, разочарований. Ходорковский все же меньше. Я… потерял смысл.

– Жизни?

– Смысл жизни. Я не хочу сейчас заниматься политикой.

– А что же делать?

– Я не знаю, что мне делать. Мне 67 лет. И я не знаю, что мне дальше делать.

Березовский долго-долго смотрит мне в глаза…».

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам