Венгрия – Германия: дуэль обид

Открывающийся завтра саммит глав государств и правительств 27 стран ЕС собирается заняться общипыванием богатых и ограничением банковской тайны в Европе. Но не это сейчас в центре внимания европейского бомонда. Главный вопрос – как пройдет очная встреча канцлера Германии Ангелы Меркель и премьера Венгрии Виктора Орбана, которые вчера крупно поссорились. Западные блоггеры пишут, что Меркель подставил ее соперник на выборах, а обнищавшие венгры слишком остро реагируют на нравоучения богатых соседей. На самом деле интрига в том, что Венгрия не допускает европейцев к своей земле, а это им крайне не нравится…

Все началось с того, что соперник Меркель на парламентских выборах социал-демократ Пеер Штайнбрюк во время публичной дискуссии призвал «выбросить Венгрию, скатывающуюся к диктаторскому режиму, из ЕС». В ответ Меркель, по ее версии, попыталась пошутить, защищая Будапешт: «Нужно сделать все возможное, чтобы вернуть эту страну на правильный путь. Но не стоит немедленно посылать кавалерию».

Однако юмор не оценили, посчитав, что в шутке канцлера – слишком мало шутки, а остальное – правда. И если бы Германии дали возможность развернуться, она бы стала европейским жандармом, еще более жестким, чем США в роли жандарма мирового. Благо, опыт есть: Вторая мировая война – это тоже попытка немцев переделать мир на собственное усмотрение.

Об этом собственно и сказал премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, сравнив политику канцлера Германии Ангелы Меркель с нацистской. «Германия однажды уже посылала кавалерию, и это были танки», – сказал он, добавив, что было бы плохой идеей попытаться сделать это вновь. Так, он напомнил о вторжении в Венгрию (которая, кстати, формально была союзником Гитлера) фашистской армии в 1944 году. Слова Орбана тут же вызвали глубокое возмущение Берлина.

Хотя чего уж так возмущаться? Немцы в последнее время совсем распоясались со своими высказываниями. Рекламный слоган «Іноді краще жувати» – это о них. Особенно отличается этим Штайнбрюк, который своей словесной неумеренностью сорвал встречу с президентом Италии.

Напомню, что совсем недавно президент Италии Джорджо Наполитано, прибывший с визитом в Германию, отменил запланированную встречу с бывшим министром финансов ФРГ, кандидатом на пост федерального канцлера от СДПГ Пеером Штайнбрюком.

Причиной такого шага послужили нелицеприятные высказывания немецкого политика в адрес итальянских политиков и парламентских выборов. Так, на одном из предвыборных мероприятий Штайнбрюк назвал "клоунами" экс-премьер-министра Италии Сильвио Берлускони и занимающегося политикой лидера "Движения 5-я звезда" Джузеппе Грилло.

"В определенном смысле я пришел в ужас от того, что в Италии победили два клоуна. Один – клоун по профессии, который вряд ли обидится, если его так назвать, Грилло, а другой – без сомнения, клоун с повышенным уровнем тестостерона", – дословно заявил Штайнбрюк. Впоследствии немецкий политик принес Наполитано свои извинения. Но это, как видно из реакции итальянцев, не сгладило нанесенной им обиды.

В целом, оба дипломатических скандала – с Италией и с Венгрией – типичная сублимация недовольства, которое испытывают немцы по отношению к странам-реципиентам финансовой помощи ЕС. Потому что помощь ЕС в значительной мере это деньги немецких налогоплательщиков. И чем дольше успешная Германия везет на своем горбу терпящих финансовые бедствия соседей, тем больше закипает ее раздражение. Кризис на Кипре – это самый яркий нервный срыв правительственной команды Меркель.

Более того, Берлин настолько вошел в образ гуру, что по инерции учит уму-разуму тех, кто не подпадает под его европейскую «юрисдикцию». Нас, например. Помню, как недавно представитель директората фискальной политики и экономических отношений Минфина Германии Эльке Бауманн долго рассказывала, что рост госдолга в Украине не соответствует стандартам ЕС, и объясняла, как снизить его до уровня 3% ВВП в ближайшие два года.

Наши чиновники из Минфина, которые отвечают за долговую политику, внимали ей с умным видом и глубоким скептицизмом в глазах. Дескать, говорите, фрау, говорите. Нам от ваших слов не холодно, не жарко.

Но если украинские чиновники могут игнорировать немецкие рекомендации, действуя по Крылову «а Васька слушает, да ест», то венграм приходится демонстрировать послушание. Они в ЕС все-таки. И переживают экономические трудности.

Самыми тяжелыми для страны были 2008-2010 годы. В 2008-м четко говорили о дефолте. Во избежание которого в конце того года Венгрия получила помощь в размере 20 млрд. евро от МВФ и Еврокомиссии. Тем не менее к концу 2010 года они почти добрались до 80%-й отметки по уровню госдолга – одной из самых высоких среди стран Европы. И ввели жесточайший режим экономии во всех сферах. Одним из предпринятых шагов стало почти тотальное урезание дотаций сельскому хозяйству, отчего оно частично «сыграло в ящик».

Если вы будете путешествовать по сельской Венгрии, то приготовьтесь к культурному шоку. Это не просто островки социально-экономической депрессии посреди Европы. Украинские села средней полосы – рай по сравнению с убогими венгерскими деревушками с покосившимися, хотя и чистенькими домами, древней сельхозтехникой и несбыточной мечтой жителей о металлопластиковых окнах в домах. Тут это предмет роскоши.

Не удивительно, что на погрязшую в долгах Венгрию с ее большими площадями сельхозугодий с нескрываемым аппетитом поглядывают европейские корпорации. Все ждали, когда венгры начнут гасить долги землей. Но националистически настроенный Орбан и сторонник протекционизма президент Янош Адера преподнесли богатым соседям неприятный сюрприз. Власти сумели протянуть через парламент ряд поправок к Конституции, которые, в частности, запрещают продажу земли иностранцам. В заявлении министерства сельского хозяйства и развития регионов Венгрии это решение было названо «историческим» и ознаменовавшим «начало новой эры сельского хозяйства».

Запад возмутился. И, как водится, тут же возмутилась венгерская оппозиция. Синхронно. На улицы Будапешта вышли несколько тысяч человек, которые обвинили власть в «подрыве основы демократии и конституционности в Венгрии». В адрес президента страны прозвучали обвинения в попытках установить диктаторский режим. Сейчас всю эту риторику слово в слово «перепевает» Германия.

Честно говоря, я не специалист по конституционной реформе в Венгрии, тем более что этот процесс у них перманентный и вялотекущий. В здании парламента – одного из самых красивых в Европе – конституцию «ремонтируют» каждые полгода. С момента избрания Орбана это случалось уже не менее четырех раз.

Но как бы там ни было, конституционные изменения – внутреннее дело Венгрии и венгров. А рассуждения немецких политиков, кого и за что исключать из ЕС – недобрый знак. Он свидетельствует о том, что разногласия между Западной и Восточной Европой, которые существовали всегда, только усиливаются. И старшие товарищи все чаще и чаще будут обвинять новых членов своего клуба, что они не такие, как требует «устав». Сказка под названием «Евросоюз» оказалась намного менее веселой, чем думали бывшие члены советского блока, голосуя за присоединение. И как бывает в таких сказках, чем дальше, тем страшнее. Это стоит учитывать и нам, заигравшимся в евроинтеграцию и ассоциацию с ЕС. Тем более что мы – не венгры, а всего лишь «какие-то украинцы».

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам