Город здоровой надежды?

У всех нормально мыслящих и умеющих считать, отличая выгоду от дурных обещаний, в последнее время появился город надежды. И, как и следовало ожидать в стране, где титульная нация уверена, что от нее произошли человекоподобные обезьяны, а потом из них, как кругляшки из-под хвоста объевшейся овцы, посыпались многочисленные укры и трипольцы, город этот находится не в Украине, а в Казахстане. Это столица этой же страны – Астана. Именно там, если вы помните, появилась надежда, что Украина в тупом евроинтеграционном шале не разоружится односторонне, только перед Европой.
Что посмотрит и в другую сторону и не окажется в положении известного продукта в полынье, который от одного берега оторвался, к другому не пристал, а плавает по кругу и пованивает. До полного растворения…

…Надежда же возникла, когда президент Украины Виктор Янукович недавно, буквально на днях, съездил в Казахстан на заседание Высшего Евразийского экономического совета и там получил согласие на сотрудничество своей страны с Таможенным союзом (ТС) России, Казахстана и Белоруссии в режиме «1+3». То есть если все пойдет нормально и кого-то опять не перемкнет на Европе окончательно, то Украина станет наблюдателем в ТС. А значит, и сможет хоть как-то сохранить за собой те рынки, где нужны не только рапс, зерно, металлические чушки, проститутки и бабушки для мытья задниц, но и продукция ее промышленности, еще не до конца добитой «евроинтехераторами». Это, кстати, очень важно, потому что даже если произойдет чудо и в ноябре в Вильнюсе будет подписано вожделенное соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом (ЕС), то Украине это ничего не даст. Ни в политическом (нужно, чтобы соглашение ратифицировали парламенты всех 27 стран-членов ЕС), ни в экономическом (нужен длительный путь согласования параметров, квот, тарифов, прейскуранта и т. д.) плане.

Но не об этом сегодня речь. Об Астане. Это – новая столица Казахстана, которая с казахского языка так и переводится незамысловато – «столица». Чтобы, значит, никто и не сомневался. На бумаге она создана 6 июля 1994 года постановлением Верховного Совета Казахстана и 10 декабря 1997 года указом президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Реально же она возникла на месте уже существующего города, который до этого в советское и постсоветское время назывался то Акмола, то Акмолинск, то Целиноград. В мае 1998 года Акмола (с казахского – «Белая святыня» или «Белая могила») окончательно стала Астаной. И с тех пор развивается такими семимильными шагами, подтверждая общий подъем Казахстана, что уже в 1999 году по решению ЮНЕСКО получила звание «Город мира». За красоту и перспективность, символизирующие развитие и успехи страны.

Конечно, перенос столицы из Алматы (за ней сохранился неофициальный статус «южной столицы») в Астану стоит офигенных денег. Но, во-первых, у Казахстана они, деньги, есть. Во-вторых, новая столица, по замыслу инициатора – все того же Назарбаева, должна символизировать, с одной стороны, возвращение к историческим истокам, а с другой – не просто указывать путь в будущее, но и показывать, каким это будущее должно быть.

На месте Акмолинска, возникшего в 1830 году по велению российского полковника, участника Бородинского сражения Федора Шубина-второго, всегда было стратегически важное и издревле известное пересечение караванных путей. Там археологи находят следы жизнедеятельности предков казахов еще эпохи бронзы и раннего железного века, не говоря уже о средневековых казахских ханствах.

Когда в СССР была распахана североказахстанская и южносибирская целина, в 1961 году Акмолинск стал Целиноградом. И только в 1992 году Целиноград «перепахали» обратно – опять в Акмолу и уже потом в Астану.

Они так и существуют рядом, как говорится, два в одном – Акмола-Целиноград, на который где наступает, где окружает, а где просто соседствует рядом, подавая пример новой супермодерновой застройки, Астана. Самая северная, кстати, столица Азии, вместе со столицей Монголии Улан-Батором лежащая в бассейне Северного Ледовитого океана и одна из самых холодных в мире. А зимой там дуют такие ветры, что диву даешься, как же ты еще идешь по земле, а не летишь по воздуху в виде обмороженной заиндевевшей тушки…

Но Назарбаев задумал и практически воплотил Астану как новый административный, торгово-бизнесовый и культурный центр не только Казахстана, а и всей Азии. Как всякий несменяемый хозяин страны, Нурсултан Абишевич правит авторитетно и беспрекословно, железной рукой, хотя и одетой в мягкую кожаную перчатку. И, к его чести нужно сказать, правит не только на свой карман. Он хочет оставить после себя процветающую, всесторонне развитую страну, экономика которой не страдает «голландской болезнью» зависимости от экспорта энергоносителей. И мало-помалу у него это получается.

Ну а Астана расцветает. Достаточно сказать, что это город, генеральным планом развития которого трудился известный японский архитектор Кисе Курокава, гуру архитектурного метаблизма, а многие здания возвел знаменитый архитектор Норманн Фостер, один из родоначальников и популяризатор стиля хай-тек. Постарались не отстать, это надо отметить особо, и казахские архитекторы и строители.

Новая Астана – это комплекс из правительственных зданий, офисов финансово-экономических учреждений, части жилых домов для «новой знати», по-разному обслуживающей все это, удивительных по красоте и символизму памятников, торгово-развлекательных центров, застраивающейся набережной реки Ишим и удивительной по красоте эспланады Водно-зеленого бульвара (или как они там его называют, «зеленой мили») с чудесным 97-метровым монументом «Байтарек» в центре, от которого и разбегаются лучи архитектурного буйства.

Если верить путеводителям и экскурсоводам, то «Байтарек» (по-казахски – либо «тополь», либо «опора», «защитник», и то и то подходит) – это выражение космогонических представлений древних казахов-кочевников, которые были уверены, что на стыке миров протекает Мировая река. А на ее берегу возвышается Дерево жизни – Байтарек, корнями удерживающее землю, а кроной подпирающее небо. Корни этого дерева, соответственно, находятся в подземном мире, само дерево, его ствол – в земном, а крона – в небесном. И каждый год в кроне Дерева священная птица Самрук откладывает яйцо – Солнце. А все вместе это молодое, крепкое, растущее дерево символизирует собой государство, сохранившее свои исторические корни, имеющее прочную опору и устремленность к будущему процветанию. И казахи в это верят. Потому что приходится верить – над планом и обоснованием «Байтарека» работал лично Назарбаев. Курировал, так сказать. Но если бы и не работал, памятник все равно удивительно красив.

И в одну сторону от него уходит перспектива, которую венчает президентский дворец, сам сделанный так, что вроде бы то ли он врастает в голубое небо, то ли небо окутывает и гармонично служит крышей обитателям здания. И две золоченые башни, напоминающие удлиненные позолоченные ведра, по бокам. В них фонд будущих поколений, и фонд развития страны. Типа знай наших – золото не только снаружи, но и внутри…

Тут же парламент, суды, правительственные здания, министерства, концертные залы, поражающие своей новизной. И мирно блуждающие толпы туристов. Как местных жителей, для которых это все и возводится, так и иностранцев, которых это должно удивить и убедить, что Казахстан – это мощный и серьезный, богатый и деловой партнер…

…Скажу честно: Астана в своем новом обличье действительно поражает. Но я не был бы журналистом, прибывшим туда из Украины, если бы не присмотрелся поближе к этому блеску и величию. Между различными правительственными зданиями проложены тропинки и каменные мосты. Там можно спокойно ходить-бродить, глазея, но понимать, что зоркие очи «старших товарищей» следят, не замышляешь ли ты чего. И вот там я в который раз убедился, что мало выйти из разгильдяйского и безответственного социализма самому. Нужно, чтобы социализм и такие его привычки вышли из тебя, из твоей работы…

…Вместо одной из встреч с чиновниками Казахстана я отправился в одиночку побродить по этому архитектурному раю. И на одном мостике я обнаружил, что облицовка его из огромных и тяжелых каменных плит критически отстала и нависла над припаркованными внизу дорогущими авто чиновников. Одна упавшая плиточка превращала бы машинку в груду металлолома. Мне стало жалко будущего несчастного автомобилиста, и я попросил молодых людей, внезапно возникших сразу рядом со мной и старательно имитирующих «простых праздных туристов», почему-то снабженных «бананами» прослушки в ушах и рациями, чтобы они посмотрели на это непотребство и кому-то из хозяйственников передали, что будет беда. Мужики сделали вид, что вообще не понимают, о чем речь: они «пасли» меня, а не архитектурные красоты или чьи-то автомобили. И как говорится, а меня-то зачем?..

Я не знаю, отремонтировали ли тот мостик в Астане вблизи от здания парламента. Но знаю, что Астана свою роль в популяризации Казахстана играет. Вокруг нее существует особая экономическая зона, привлекающая инвестиции и людей. В 2011 году Астана принимала 7-е зимние Азиатские игры, в августе 2013 года – 17-й чемпионат мира по боксу. На 2014 год там запланированы 81-й чемпионат мира по тяжелой атлетике, на 2017-й – международная специализированная выставка Ехро-2017, на 2018-й – шахматная олимпиада. В 2012 году Астана была культурной столицей СНГ и тюркского мира.

А с образованием в 2015 году Евразийского союза (ЕврАзЭС) в Астане предусмотрено размещение ряда его координирующих органов. А значит, если Киеву повезет, то для него заработает еще один новый «обком» – наряду с московским, брюссельским еще и астанинский. Но в Казахстане Украине иногда сопутствует удача. Что не может не радовать. Хоть где-то…

Фото Владимира Скачко

var max_id = 22;
var default_id = 1;

$(‘.jqm’).html($(‘#gal-div’).html());
$(‘.jqm’).addClass(‘gallery gal-big galWindow’);
$(‘#gal-div’).remove();

$(‘#gallery-‘ + default_id).addClass(‘active’);
$(‘#current_id’).val(default_id);

$(‘#photo-new’).hide();
$(‘#ajax-loader’).hide();
$(‘.gallery_load’).click(function() {

var id = $(this).attr(‘id’).split(‘-‘);
$(‘#current_id’).val(id[1]);
$(‘#ajax-loader’).show();
$(‘#photo-new’).attr(‘src’, $(this).attr(‘href’));
$(‘#photo-new’).attr(‘alt’, $(this).attr(‘title’));

return false;
});

$(‘#photo-new’).load(function() {

$(‘#photo-show’).fadeOut(«slow», function() {

$(‘#photo-src’).attr(‘src’, $(‘#photo-new’).attr(‘src’));
$(‘#photo-title’).html($(‘#photo-new’).attr(‘alt’));

$(‘#photo-new’).removeAttr(‘src’);
$(‘#photo-show’).fadeIn(«slow»);

$(‘a.active’).removeClass(‘active’);
$(‘#gallery-‘ + $(‘#current_id’).val()).addClass(‘active’);
$(‘#gallery-big-‘ + $(‘#current_id’).val()).addClass(‘active’);
$(‘#photo-big-src’).attr(‘src’, $(‘#gallery-big-‘ + $(‘#current_id’).val()).attr(‘href’));
$(‘#ajax-loader’).hide();
});
});

$(‘#gallery-next’).click(function() {

$(‘#ajax-loader’).show();
var new_id = parseInt($(‘#current_id’).val()) + 1;
if ($(‘#gallery-‘ + new_id).length == 0) new_id = 1;
$(‘#current_id’).val(new_id);
$(‘#photo-new’).attr(‘src’, $(‘#gallery-‘ + new_id).attr(‘href’));
$(‘#photo-new’).attr(‘alt’, $(‘#gallery-‘ + new_id).attr(‘title’));

return false;
});

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам