Ода монстрам
Центральной проблемой фильма, которую режиссер пытается осветить, является, ясное дело, ценность человека, его желание жить, бороться, уметь жертвовать самым близким человеком ради тысяч других людей. Храбрость, чувство долга, вера всегда должны жить в сердцах, и тогда люди выживут – это как бы лейтмотив. Цель же режиссера – проиллюстрировать войну за выживание и оживить надежду на победу. Параллельно Гильермо дель Торо сосредоточивается и на самой расе монстров кайдзю. Они захватывают планеты, опустошая их, а затем продолжают свое путешествие. Чтобы уничтожить всех. Рассказ в фильме идет именно об этом – о непонятном, но возможном вызове человечеству, потерявшему однажды чувство солидарности.
Гильермо дель Торо вскрыл также еще одну довольно актуальную тему для нашего времени: в XXI веке экосистема планеты – на грани тотального загрязнения, природные ресурсы исчерпываются, а значит каждый должен невольно задуматься, что будет дальше. Но мало кто задумывается серьезно…
И все же персонажи не поражают своими яркими образами, отходят на второй план. Герои картины – это квинтэссенция многих голливудских штампов. Они действуют в мире, где судьбы героев как бы контурно очерчены белым мелом. И они просто идут по сюжету от приключения к приключению, купаясь в спецэффектах. И несмотря на эту первородную заданность, за ними интересно наблюдать, так как каждый вносит свою лепту в фильм.
Актер Чарли Ханнэм воплотил на экране одного из главных персонажей – Райли Беккета, бывшего пилота, который за пять лет до показываемых событий потерял брата, но по приказу Маршала был призван для особой миссии – спасения остатков человечества. И Чарли, надо отметить, справился со своей ролью отлично.
То же самое можно сказать и о других актерах. Первоначально на роль Маршала Пентекоста вместо Идриса Эльба планировали пригласить Тома Круза. Но роль эту все же сыграл Идрис. Юрико Кикучи замечательно сыграла храбрую и умную девушку – Моко Мори. И хотя любовная линия между героями Моко и Чарли слишком тонка, зрители все равно смогли уловить их флюиды. Как же без любви в такой ситуации! Персонажи Берна Гормана (доктора Германна Готтлиба, отдающего предпочтение четким наукам) и Чарли Дея (доктора Ньютона Геймлера, фаната кайдзю) украшают «Тихоокеанский рубеж» именно своим гротеском в столкновении противоположных идей.
Как признавался сам дель Торо, вдохновением для него послужили мультфильмы-аниме и сериалы-токуацу, которые он любил в детстве. Несмотря на это, в дизайне монстров и роботов «Рубежа» намеренно отсутствуют прямые ссылки на какие-либо фильмы или произведения искусства. Но, например, робот Gypsy Danger внешне напоминает боевой самолет времен Второй мировой. На это намекает и изображение на его груди. А как же без таких аналогий?
«Тихоокеанский рубеж» – это, в принципе, структурированная история, в которой спецэффектам отводится важное, но не главное место. Хороший режиссер, в первую очередь, должен быть отличным рассказчиком, который знает, как подать историю зрителю. Посмотрев этот экшен, вы можете убедиться, что Гильермо дель Торо профессионал и мастер своего дела.
В летнем календаре блокбастеров не часто появляются фильмы, которые после просмотра вызывают чувство, схожее с восторгом. Но «Тихоокеанскому рубежу», на мой взгляд, это местами удается. Оценивая же фильм в целом, можно сказать, что он найдет своих зрителей, ведь в нем есть металлический лоск и блеск технократического будущего, пока несуществующая, но уже осязаемая непередаваемая атмосфера грядущих мрачных лет и грандиозные поединки, которые заставят сердце биться быстрее.
…И все равно это – фильм для однократного просмотра. Несмотря на еще один пафосный слоган – «Сегодня мы отменяем апокалипсис!». Может быть, потому, что сегодня мы не можем отменить будущее. Хотя и можем, посмотрев фантастическое предостережение, как-то его изменить. А, судя по всему, лень, не хочется…