Короче, в роли «самого гуманного в мире» на этот раз выступил Оболонский райсуд Киева, который и постановил освободить от уголовной ответственности и закрыть уголовное дело в отношении Юрия Кацмана, Руслана Яковенко, Владислава Закордонца, Петра Зайченко, Ярослава Романива и Евгения Слюсарчука.
А ведь это все люди, которых еще чуть более трех лет назад гордые успехом в «изобличении» правоохранители, всевозможные моралисты и профессиональные любители людей называли «черными трансплантологами» и рассказывали всякие ужастики об их неблаговидных деяниях. В частности, некто Юрий Кучер, глава Департамента по борьбе с киберпреступностью и торговлей людьми МВД Украины, рассказал, что во взаимодействии с Госпогранслужбой «ликвидирована транснациональная преступная группировка, занимавшаяся незаконной трансплантацией почек». Что в организованную преступную группировку из 12 человек входили 4 врача киевской клиники имени Шалимова, а руководство бандой «черных трансплантологов» осуществлял гражданин Израиля (разумеется, Кацман, да еще и без медицинского образования).
В роли «самого гуманного в мире» на этот раз выступил Оболонский райсуд Киева, который и постановил освободить от уголовной ответственности и закрыть уголовное дело в отношении Юрия Кацмана, Руслана Яковенко, Владислава Закордонца, Петра Зайченко, Ярослава Романива и Евгения Слюсарчука
Что в течение трех лет преступники вербовали в Интернете малообеспеченных граждан Украины, Беларуси, России, Молдовы и Узбекистана (чаще всего женщин в возрасте 18-25 лет), потом переправляли «доноров» в Азербайджан, Косово и Эквадор, где их и чекрыжили – удаляли почку с целью последующей трансплантации пациентам других стран, которые хорошо оплачивали дорогостоящие органы. Что операции по изъятию органов иногда проводились и в Киеве – именно в клинике Шалимова.
Рассказал Кучер и о калькуляции этого дела: на май 2010 года было известно о 50 донорах. И оборот «черных трансплантологов» составлял около 18 миллионов долларов в год. Киевские врачи получали 10-20 тысяч долларов за операцию, а пациенты, получившие почку, платили за нее 100-200 тысяч долларов. Всего преступникам удалось заработать около 40 миллионов долларов.
И вот теперь, как говорили в сериале «Ликвидация», пролетарское снисхождение, несговорчивое, но гуманное, в лице Оболонского суда постановило, что ничего не было. И что нужно всего лишь «обратить внимание Президента Национальной Академии Медицинских Наук Украины (Г. Киев, ул. Герцена, 12) на ненадлежащее отношение к своим служебным обязанностям работников Государственного Учреждения «Национальный институт хирургии и трансплантологии имени А.А. Шалимова АМН Украины» и отсутствие надлежащего контроля со стороны его руководства, что способствовало совершению преступления». Это цитата из частного определения суда, к которому можно только добавить – «совершению преступления, за которое НИКТО НЕ ПОНЕС НАКАЗАНИЯ».
Нужно также «частное определение в части ненадлежащего отношения к своим служебным обязанностям работников медицинского учреждения, а именно Азербайджанского международного университета «АВU», и отсутствия надлежащего контроля со стороны его руководства направить Генеральному прокурору Украины для последующего обращения в правоохранительные органы Азербайджанской Республики с целью проведения проверки возможной причастности работников и руководства указанного учреждения к совершенным преступлениям».
Такая вот история. На мой взгляд, есть в ней какая-то нехорошая, как бы это сказать помягче, недосказанность и неудовлетворительная незавершенность. Тем более что суд свое частное определение выносил «именем Украины». А значит, это именно страна, получается, так мягко обошлась с незаконными торговцами человеческими органами.
Преступление против человека ради спасения другого человека – это по-любому аморально. И если не поставить надежный заслон в виде законов и неукоснительного их соблюдения, то «черные трансплантологи» как резали, так и будут резать. Благо дело – повторяю, есть кого, нищета вокруг становится все беспросветнее и беспросветнее
И, не исключено, толкнет их на продолжение подобного «прибыльного предприятия». А что? Бабло идет нехилое, нищих с каждым днем становится все больше и больше, «свободных» почек у людей, не знающих, чем прокормить малых детей, хоть завались – точи скальпели и работай. Себе в удовольствие и мошне в прибыток…
Дело это попало в обнародованный в июле 2013 года доклад ОБСЕ о незаконной трансплантологии. И вот что удивительно: спецпредставитель ОБСЕ, координатор по борьбе с торговлей людьми Мария Грация Джаммаринаро отметила успехи в этом деле именно Азербайджана, оказавшего помощь экспертам в изучении этого дела, а не Украины. По ее данным, в Баку решением Минздрава Азербайджана прекращена деятельность медцентра университета «ABU», а его работникам предъявлены обвинения в совершении уголовных преступлений. И действительно глава пресс-службы Генпрокуратуры Азербайджана Эльдар Султанов недавно заявил журналистам: «В связи с проведением данных операций в отношении должностных лиц медицинского центра, действовавшего при университете, уже возбуждены уголовные дела по статье 308.2 Уголовного кодекса (превышение должностных полномочий, повлекшее тяжкие последствия)».
А в Посольстве Азербайджана в Украине подтвердили, что дело «черных трансплантологов» расследуется в следственном управлении по тяжким преступлениям Генпрокуратуры этой страны и уже находится на стадии завершения. И что сам Азербайджанский международный университет «ABU» уже не работает, а его ректор Эльшад Абдуллаев объявлен в международный розыск. Посольство также разъяснило, что интерес к Азербайджану в проведении незаконных операций преступной орггруппой был вызван несовершенством на тот момент азербайджанского законодательства по части трансплантологии органов, но сейчас этот недостаток устранен в полной мере.
Так что обращение украинских прокурорских работников к своим азербайджанским коллегам может и не понадобиться. Они сами свое дело знают. И сделают его хорошо. Если они, конечно, не только на словах блюдут честь страны и, как украинские, не спустят это дело на тормозах – «в связи с истечением сроков давности». Как нет этих сроков для тех, кто из-за нищеты лишился почек и здоровья. Вот эти люди все помнят…
…И, конечно же, есть в этой истории один немаловажный, хотя и щекотливый момент. Момент жизни и смерти. Для тех, кому только трансплантология может спасти и продлить жизнь. И врачи, которые занимаются пересадкой органов, спасают жизнь людям. Это тоже нужно помнить всегда. Но изымать эти органы незаконно, более того, пользуясь нищетой, беспросветностью и безысходностью доведенных до отчаяния людей – это, на мой непросвещенный взгляд, подло и мерзко. Это уголовное преступление. А преступление против человека ради спасения другого человека – это по-любому аморально. И если не поставить надежный заслон в виде законов и неукоснительного их соблюдения, то «черные трансплантологи» как резали, так и будут резать. Благо дело – повторяю, есть кого, нищета вокруг становится все беспросветнее и беспросветнее. Но это же не война, в конце концов, когда ради спасения одних людей убивают и калечат других. И, слава Богу, что Уголовный кодекс Украины хоть на бумаге со мной согласен. Бумага, правда, как мы видим, и не такое стерпит…