Мифы и правда о торговой войне с Россией

Неделя бдительности российских таможенников к украинским товарам, которую одни называли торговой войной, а другие разведкой боем перед нашим сближением с ЕС, окончена. Вчера, 20 августа, правительство Украины получило уведомление о восстановлении штатного режима проверки грузов, направляющихся в Россию. Премьеры двух стран поговорили по телефону. Официальные переговорщики встречались в Москве и Суздале. Вопрос снят, но проблема не решена: до тех пор, пока наши пошлины будут ниже российских, вал китайских товаров с украинскими сертификатами будет идти в Россию. И тут нужно начать с себя. И с нашей пресловутой коррупции…
«Спецоперация» по отношению к импорту из Украины началась 14 августа. Уже через несколько часов в средствах массовой информации появились комментарии о том, что Россия решила «избить» Украину перед подписанием соглашения с Евросоюзом, а также перечень остановленных грузов.

Пивзавод «Оболонь» остановил поставки. «Запорожсталь» прекратила загрузку на Россию. Все это выглядело как сводки с поля боевых действий. На самом деле почти никто из наблюдателей не понимал, что происходит в действительности и почему российские таможенники начали проверять и перевешивать украинские грузы.

Судя по всему, не знали сути происходящего и наши западные друзья. Евросоюз поспешил заявить о том, что они нас поддержат. И 19 августа глава Комитета по вопросам иностранных дел Европарламента Элмар Брок и глава группы народных партий в Парламентской Ассамблее Евронест Яцек Сарюш-Вольски заявили, что ЕС должен защитить Украину от торговых войн с Россией. И с этой целью Комитет Европейского парламента по вопросам иностранных дел назначил обсуждение таможенного кризиса в отношениях между Россией и Украиной на 28 августа.

Правда, с датой немного запоздали. Но не прерывать же летний отпуск европарламентариев из-за экстраординарной ситуации с Украиной? Тем более, в Европе, видимо, не рассчитывали, что торговая война завершится так быстро.

На удивление более сдержанным был в своих комментариях посол США в Украине Джеффри Пайятт. В интервью «Радіо Свобода» он заявил, что США внимательно отслеживают эту ситуацию и видят в «торговой войне», скорее, экономическую подоплеку, чем политическую. Этим американский дипломат еще раз доказал, что американцы гораздо лучше информированы о наших делах, чем мы думаем. Кстати, что там Сноуден говорил о сервере в Киеве?..

Первым теорию вопроса озвучил глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов. Это произошло 16 августа в Суздале, где проходило заседание совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК)

Но вернемся к препятствиям на таможне. Как правильно заметил господин посол США ‒ проблемы имели в основном экономическую причину. Россия не воевала с Украиной, она проверяла, что мы везем на ее территорию. Причем вовсе не так тотально, как заявляли представители украинских негосударственных структур.

Первым теорию вопроса озвучил глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов. Это произошло 16 августа в Суздале, где проходило заседание совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).

Бельянинов заявил следующее: «ФТС России в течение полутора месяцев проводит работу по упорядочению грузов, которые пересекают украинско-российскую, российско-украинскую границу. Мы периодически издавали так называемые профили риска по отдельным группам товаров, которые вызывали у нас определенные опасения, связанные с недостоверным декларированием.

К сожалению, были определенные основания для введения подобного профиля риска, несколько дней назад мы в такие профили включили и грузы, перемещаемые по железной дороге, что вызвало достаточно серьезные затруднения по передвижению грузов в направлении Брянска и Белгородской области».

В тот же день пресс-служба Федерации работодателей Украины (ФРУ) сделала довольно истеричное заявление о том, что «с 00:00 часов 14 августа в профиль риска системы управления рисками ФТС РФ к первым четырем десяткам предприятий, которые туда попали в июле этого года, были добавлены все без исключения украинские экспортеры. При этом мероприятия предупреждения риска еще более усилены. По-сути, речь идет о полной остановке украинского экспорта на неопределенное время, вплоть до недель, или даже месяцев».

Масла в огонь подлила фраза, что «вследствие срыва части контрактов, а также подорожания и задержки выполнения других экспортных сделок, по оценке ФРУ, потери Украины от описываемых действий российской стороны могут достичь, в зависимости от развития событий, в $2-2,5 млрд. только во втором полугодии текущего года».

По сути, именно с этого заявления ФРУ, которое начали ретранслировать и по-своему интерпретировать украинские СМИ, начал массированно запускаться миф о том, что Россия остановила весь наш импорт и ситуация перешла в плоскость «шеф, все пропало!».

По итогу завершившихся событий можно сказать, что информация, распространенная пресс-службой ФРУ была… не до конца достоверной.

Проверили не 100% грузов, а только 27%. В более, чем одной четверти из них выявлены нарушения: подделка сертификатов соответствия, реэкспорт иностранных товаров, вес грузов выше задекларированного и т. п. Т.е. для начала нам нужно меньше хитрить

Проверили не 100% грузов, а только 27%. В более, чем одной четверти из них выявлены нарушения: подделка сертификатов соответствия, реэкспорт иностранных товаров, вес грузов выше задекларированного и т. п. Т.е. для начала нам нужно меньше хитрить.

Что такое подделка сертификатов соответствия? Это когда на телефонах «Самсунг» наклеена бумажка «Сделано в Украине». И не смейтесь ‒ это не ошибка, а массовое явление. Его корни нужно искать (и заодно, пардон за тавтологию, выкорчевывать) в Торгово-промышленной палате Украины. Вот уж где непуганое болото хитро сделанных «куликов». Многие думают, что ТПП ‒ это такой себе частный выставочный центр. Ага! По закону они уполномочены правительством Украины подтверждать происхождение украинских товаров и выдавать сертификаты происхождения. И, как выяснилось, этот процесс был поставлен на поток. Только не тот, что нужно.

Вторая тема ‒ перевес. Другими словами, скрытая контрабанда. По документам в контейнере 100 тонн металла, на практике оказывается 120 тонн. Цифры называю совершенно условные, просто для понимания сути вопроса. На что рассчитывают поставщики груза? На то, что таможня не будет заморачиваться с перевешиванием. Это же не просто поставили вагон на весы. Нередко приходится его разгружать. А груз не перевешивать, а пересчитывать.

Так, собственно, всегда и было: вес и количество товара определяли «на глазок» и проверяли только при явном подозрении. Последнюю неделю стали проверять каждый третий контейнер. И нашли массу интересного. Как рассказали нам информированные источники на таможне, один из пересчетов выявил… несколько тысяч пар лишних носков. Вроде мелочь, а для бизнеса приятно: перевес налогом не облагается.

Поэтому, когда сообщалось, что на российско-украинской границе ожидают таможенного оформления 900 железнодорожных вагонов, из них 481 ‒ на станции Брянск-Льговский, 411 ‒ на станции Валуйки, а российская таможня подвергает украинские грузы тотальной проверке, включая выгрузку, перегрузку и загрузку их назад в транспорт, это не было акцией против евроинтеграции Украины. Это была акция против перманентного «наипывания» украинским бизнесом российских таможенных постов.

И тут мы подходим к главному вопросу: почему так происходит? Почему Украина стала перевалочным пунктом для реэкспорта товаров в Россию? Отвечаем: потому что наши ввозные пошлины после вступления в ВТО снизились до среднего уровня 4%. А внешний налоговый барьер для импортных товаров в Таможенном Союзе составляет 10%. Разница в 6% ‒ слишком ощутимая величина, чтобы не возник соблазн массового махлевания.

Более того, официальные лица России признают наличие проблем не только с нами, но и среди стран-участников ТС. Проблемы связанны главным образом с ликвидацией внутренних границ. Как в Евросоюзе нет границ между, скажем, Италией и Францией, так и в ТС сняты пограничные посты между Россией и Казахстаном.

Из всех российских политиков только советник президента РФ Сергей Глазьев заявил о политической подоплеке таможенного конфликта. При этом источники в российских официальных кругах говорят, что санкции на объявление торговой войны у Глазьева не было, и это его личное мнение

В результате Казахстан стал официальным лидером по импорту бананов. Такое невероятное количество бананов, которое в последнее время (по документам) съедает казахских народ, не под силу ни одному аналогично населенному государству мира. Разгадка проста: значительная часть бананового потока оседает по дороге ‒ в России. Власти РФ даже были вынуждены ввести разного рода защитные меры, вроде финансовых гарантий и прочее.

Но имеет ли это отношение к большой политике? И является ли проверка грузов демонстрацией силы перед подписанием Украиной соглашения об Ассоциации с ЕС?

Из всех российских политиков только советник президента РФ Сергей Глазьев заявил о политической подоплеке таможенного конфликта. При этом источники в российских официальных кругах говорят, что санкции на объявление торговой войны у Глазьева не было, и это его личное мнение.

Возможно, поэтому в сегодняшнем интервью Глазьев был менее эмоционален. Он сказал, что усиленный контроль за украинскими товарами на таможне был введен с целью проверки готовности таможенного администрирования РФ к фильтрации грузов, поступающих с украинской территории с целью отсечения украинских от неукраинских. И добавил, что Россия будет вынуждена ужесточать таможенное администрирование, чтобы избежать реимпорта европейских товаров через украинскую территорию, если Киев и Брюссель создадут ЗСТ.

«Возможно, будет поставлен вопрос о прекращении отношений свободной торговли с Украиной, изучением этого вопроса уже занимается Евразийская экономическая комиссия», ‒ сказал он. Правда в сказанном есть: при сближении Украины с Европой, Россия, как минимум, отменит часть налоговых льгот на импорт из Украины, опасаясь реэкспорта. Как максимум, ЗСТ в СНГ будет для нас закрыта.

Но каков сухой итог недельной нервотрепки на границе? Если коротко: все закончилось. Пока. Министерство доходов и сборов Украины вчера сообщило о возвращении работы таможни в штатный режим. Такую же информацию огласили и в Федеральной таможенной службе России.

Проблемы по конкретным продуктам, типа конфет Roshen, будут решать на уровне проверок качества. К вопросам таможенного контроля они отношения не имеют. Напомню, что Роспотребнадзор отобрал продукцию четырех наших фабрик ‒ киевской, винницкой, мариупольской и кременчугской ‒ уже в торговых сетях Москвы. И нашел какие-то отклонения в Roshen в части содержания жиров и бензоперена. Но это совсем другая тема.

Компетентное мнение.

Представитель Украины в Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Суслов сообщил «Версиям» по телефону из Москвы, что ЕЭК непричастна к усилению таможенного контроля. И что Таможенный союз на своем уровне таких решений не принимал. «Все проблемы относятся к двусторонним отношениям Россия-Украина, и не касаются других членов Таможенного союза ‒ Беларуси и Казахстана», ‒ отметил он.

При этом, отвечая на вопрос нашего корреспондента, Виктор Суслов признал, что в РФ действительно опасаются массированного реэкспорта европейских товаров в Россию, ввиду выгодной разницы в размерах пошлин. Поэтому ужесточение таможенного режима с ТС после подписания соглашения об Ассоциации для нас неизбежно. Как и пересмотр условий Зоны свободной торговли с СНГ.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам