Город президентского страха и гордости

Первое, что мне бросилось в Алматы (бывшая Алма-Ата, столица Казахстана), так это сходство с Киевом. И вовсе не потому, что, например, в День независимости Украины тамошние украинцы во главе с представителями посольскими или консульскими работниками идут к шикарному памятнику и там сурового и неулыбчивого Тараса Шевченко, чтобы попеть песни под аккордеон и возложить венок Кобзарю. Нет, Алматы, как и Киев, — это город-сад. Зеленый весной и летом, разноцветный осенью. Раскинувшийся между горами 1,5-милионный город буквально утопает в деревьях, кустарниках, клумбах…
…А в 2011 году, даже опережая в этом деле Киев, в Алматы решили обновить зеленые насаждения и начал их вырубать. Выделив на новые посадки 87 млн. тенге (почти 572 тыс. долл.), потому как, оказывается, деньги любят не только украинские, но и казахстанские чиновники. И тут они, чиновники двух стран, даже, как мне кажется, могут устроить соревнование – кто больше любит…

…Но не будем о грустном. Алматы сегодня, как и Киев раньше, в развитии и ориентируется похоже. Помнится, в столице Украины еще при советах везде появились выносные кафе под красно-бело-синими зонтиками. «Франция!», — говорили киевляне, восхищаясь торговой сметкой и цветовой смелостью торгашей. Кто же мог тогда подумать (вспомнить), что подобный триколор – еще и российский, имперский. Все тогда строили исключительно красный коммунизм и с удовольствием кайфовали в кафе под непривычными зонтиками.

В Алматы даже на мусорных баках и урнах написано, что город хочет быть похожим на Париж. И, скажу вам, ориентир достойный. Равно как и в Алматы, в одном из центральных и любимых горожанами парке есть чуть ли не первый на постсоветской территории шикарный, достойный памятник «Битлз». Ливерпульская четверка застыла на лавочке, посылая свои трели в вечность, а местная малышня имеет возможность лазить и сидеть на коленях у Джона и Пола, Ринго и Джорджа. Даже не задумываясь, что удивительный унисон песен степного акына и мелодий «жуков» — это отличный эстетический старт в будущее. Тут никакой камертон не нужен…

Улицы и площади Алматы широки и просторны, как и в Киеве. Но вот лихачей и чиновных шаровиков, создающих пробки, меньше. Все дело в том, что город остался всего лишь старой «Южной столицей Казахстана». А новую президент Нурсултан Назарбаев перенес в 1997 году на север, в Астану. За ним косяком потянулись туда, в бывший Целиноград, и чиновничьи рати, богатые машинами и форсом и бедные умением на них ездить и сдерживать форс. Хотя, благодаря столичному статусу не первых порах независимости Казахстана, город и сменил, точнее видоизменил название. Раньше были известен всему миру как Алма-Ата, в переводе — «Яблоко-Дед» (или по-советски важно – «Отец яблок»), почти фруктовый «собрат» еще одного всемирно известного «яблочного города» — Нью-Йорка. А в 1993 году, как рассказывает сегодня роскошно живущий в Швейцарии первый мэр города в дни обретения независимости Виктор Храпунов, название изменили с подачи тогдашнего первого секретаря компартии и председателя Верховного Совета Казахстана Серикболсына Абдильдина. Самовольно записали в преамбуле Основного Закона, что столица Казахстана – казахский город Алматы, а не «имперская» Алма-Ата. Депутаты спорили за другие статьи и проголосовали за нововведение, не глядя. То есть и в Казахстане тоже многое начинали с обманчиков. И, например, Россия не признала новое название и по-прежнему величает город по-старому. Даже официальную бумагу по этому поводу выпустила, отсюда и путаница. Но по смыслу Алматы тоже, к счастью, говорят, означает «Яблонное». А на жизнь города влияют другие факторы…

…Например, в Алматы (будем толерантны к казахстанскому официозу) вам обязательно расскажут, что одна из причин перевода столицы в Астану – страх президента Назарбаева. Не только перед близостью Китая на юге, но перед алматинской интеллигенцией, которая-де глубоко оппозиционна к бывшему компартийному функционеру, который ведет новый Казахстан не туда, не до конца рвет с «преступным прошлым», не плюет на московский Кремль и его хозяев, как положено «незалежному» политику, не достаточно нацвозрождается в казахском духе и т. д. и т. п.

И в Алматы действительно находится памятник событиям и людям, с которых начиналась перестройка в национальных республиках бывшего СССР. Когда пришедший к власти в Союзе «Мишка-Меченый» (Горбачев то есть) решил под стать перестройке обновить и национальные руководящие кадры, то в Казахстане он снял местного вождя уважаемого и почитаемого в народе Динмухамеда Кунаева, а на его место назначил первого секретаря Ульяновского обкома партии Геннадия Колбина, никогда доселе не рабоавшего в этой республике, казахская молодежь восстала. И впервые показала, где раки зимуют. Пришлось вводить войска, стрелять по людям, чтобы Колбин три года посидел в заветном кресле…

Это события получили название Желтоксан. Красивое и таинственное название, как все восточное. Но означает всего лишь название месяца – декабрь…

И в Алматы действительно сосредоточена основная часть казахстанской ( а не только казахской этнически) научной, культурной, творческой интеллигенции, которая всегда фрондирует по отношению к любой власти. В Алматы – Академия наук, многие научно-исследовательские институты и центры, театры то да се. Но к Назарбаеву эти слухи о его боязни чьей-то оппозиционности как-то не совсем вяжутся. Во-первых, Назарбаев, будучи главой правительства Казахской ССР, хоть и успокаивал в декабре 1986 года разбушевавшуюся молодежь, но, по предположению многих политологов, сам был причастен к организации выступления. Ему Колбин тоже был нужен, как казахской лошади компьютерная мышка…

Во-вторых, памятник Жеолтоксану – как напоминание зарвавшимся властям – именно при Назарбаеве поставил на главное площади Алматы, непосредственно вблизи президентского дворца и монументы независимости.

В-третьих, — и это, как мне кажется, самое главное! – Назарбаев в отличие от многих постсоветских «незалежных керманичей» гордится своей страной и делает много, если не все для ее процветания. И гордится он своим Алматы. Во всяком случае, именно в этом городе на монументе независимости впервые появился памятник «золотому человеку» — или как сказано в описании памятника, «правителю, который, стоя, управляет крылатым барсом и символизирует твердую государственную власть на казахстанской земле».

От этого «золотого человека» якобы и вдет свою родословную Нурсултан Абишевич. Это нужно в Средней Азии, где по неписанным законам безусловное право на верховную власть имеют только чингизиды – потомки Чингизхана. А Назарбаев – выходец из племени «шапрашты» Старшего жуза (всего жузов, традиционных исторически-культурных родо-племенных объединений, в Казахстане три, есть еще Младший и Средний). А шапрашты считаются «нечистыми», то есть сильно разбавленными «китаезированными». Вот и пришлось родословную облагораживать и удлинять в былинно-эпическую глубь. Благо специалисты, благодаря Аллаху, нашлись…

Во всяком случае буквально на днях, посетив международный турнир по боевому самбо в Сочи, Назарбаев дежурно восхитился подготовкой России к зимней Олимпиаде-2014 и заявил: «В 17-м году мы будем проводить Универсиаду, подали заявку на проведение зимних Олимпийских Игр в Алмты. Я надеюсь, и мы будем делать все, чтобы доказать, что наша Алматы победила и в 2022-м году, так же, как сегодня, я лично в качестве президента хочу вручить всем призы и пригласить хочу на это мероприятие Владимира Владимировича Путина».

И для Олимпиады в Алматы уже сейчас многое есть. Например, спорткомплекс «Медео», построенный еще в 1972 году в одноименном ущелье в 15 км от города. «Медео» даже называли «фабрикой рекордов», так как за 33 года на льду высокогорного катка было установлено 126 мировых рекордов. Как гласит «Википедия», уникальная особенность катка, расположенного на высоте 1700 м, в разреженном воздухе и высоком качестве льда, обеспечивающимся чистой горной водой без примеси солей. Кроме того, Медео — каток с самой большой в мире площадью ледового покрытия. Выше спорткомплекса расположены селезащитная плотина и горнолыжный комплекс «Чимбулак». В 90-е годы XX века спорткомплекс «Медео» был местом проведения международного музыкального фестиваля «Голос Азии» («Азия Дауысы»). Кроме «медео», есть и другие спортивные сооружения, построенные в последнее время и соответствующие всем международным стандартам — лыжно-биатлонная трасса, горнолыжный курорт Чимбулак, конькобежный дворец.

…А еще у Казахстана времен Назарбаева есть, кроме здоровых амбиций, еще и время, и много средств, которые можно вложить и в процветание, и в прославление своей страны по-всякому. В том числе, и на спортивных аренах. И, может быть, Алматы повезет вернуть к себе всемирное внимание.

Причем вот что удивительно: зная особые сантименты президента к новой столице Астане и, видимо, желая ему годить, еще в март текущего года министр туризма и спорта республики Темирхан Досмухамбетов заявил, что Казахстан готов провести Олимпийские игры в 2022 году при условии, что будут задействованы два города: Астана и Алматы. Но Назарбаев, похоже, унял своего резвого подчиненного и принял решение – только Алматы, и никаких гвоздей…

…И жителям Алматы, если они хотят или не хотят Олимпиаду, остается только помолиться за свои желания или в мечети, или в Вознесенском кафедральном соборе — уникальном сооружении из голубой тяньшаньской ели, построенном, как утверждают фанаты, без единого гвоздя…

Фото Владимира Скачко

var max_id = 10;
var default_id = 1;

$(‘.jqm’).html($(‘#gal-div’).html());
$(‘.jqm’).addClass(‘gallery gal-big galWindow’);
$(‘#gal-div’).remove();

$(‘#gallery-‘ + default_id).addClass(‘active’);
$(‘#current_id’).val(default_id);

$(‘#photo-new’).hide();
$(‘#ajax-loader’).hide();
$(‘.gallery_load’).click(function() {

var id = $(this).attr(‘id’).split(‘-‘);
$(‘#current_id’).val(id[1]);
$(‘#ajax-loader’).show();
$(‘#photo-new’).attr(‘src’, $(this).attr(‘href’));
$(‘#photo-new’).attr(‘alt’, $(this).attr(‘title’));

return false;
});

$(‘#photo-new’).load(function() {

$(‘#photo-show’).fadeOut(«slow», function() {

$(‘#photo-src’).attr(‘src’, $(‘#photo-new’).attr(‘src’));
$(‘#photo-title’).html($(‘#photo-new’).attr(‘alt’));

$(‘#photo-new’).removeAttr(‘src’);
$(‘#photo-show’).fadeIn(«slow»);

$(‘a.active’).removeClass(‘active’);
$(‘#gallery-‘ + $(‘#current_id’).val()).addClass(‘active’);
$(‘#gallery-big-‘ + $(‘#current_id’).val()).addClass(‘active’);
$(‘#photo-big-src’).attr(‘src’, $(‘#gallery-big-‘ + $(‘#current_id’).val()).attr(‘href’));
$(‘#ajax-loader’).hide();
});
});

$(‘#gallery-next’).click(function() {

$(‘#ajax-loader’).show();
var new_id = parseInt($(‘#current_id’).val()) + 1;
if ($(‘#gallery-‘ + new_id).length == 0) new_id = 1;
$(‘#current_id’).val(new_id);
$(‘#photo-new’).attr(‘src’, $(‘#gallery-‘ + new_id).attr(‘href’));
$(‘#photo-new’).attr(‘alt’, $(‘#gallery-‘ + new_id).attr(‘title’));

return false;
});

54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам