Фукуяма, Гадамер, Рикер: теория украинского смысла

Фукуяма, Гадамер, Рикер: теория украинского смысла

К сожалению, мало кто обращает внимание на абсурдность происходящего. Просто приведу один пример: сессионный зал Рады, выступление с места председателя всей оппозиции (разумеется, фиктивного) Арсения Яценюка. Слегка поблескивая двухдневной щетиной, Арсений страстно советует Николаю Яновичу не бояться России, занимать последовательную позицию (дескать, мы с тобой, дорогой товарищ) в торговых войнах, смело брать кредиты МВФ, ЕБРР, да вообще все, что дают, а там разберемся и пофиг инфляция и рост тарифов ЖКХ, поскольку главное – это исторический, цивилизационный выбор.

Идем дальше. Верный голос Госдепа США «Украинская правда» устами ее таджика вовсю мочит Виталия Кличко. Дескать, не гражданин он вовсе Украины, вид на жительство в Германии, падло, имеет. Вот его трехэтажный домик, вот документики. Я просто не успеваю среагировать. Это же моя, сука, работа, разоблачать тупого боксера, который испытывает сильнейший стресс от перенапряжения мышц головного мозга! Но, как оказалось, напрягаться не надо. Достаточно предоставить слово оппозиционным изданиям, которые лихо укатывают кандидата в президенты. А новость с «УП» в мгновение ока разгоняется одновременно провластными и оппозиционными конторами, специализирующимися в сфере пиара.

В Интернет-пространстве мощно рубятся три провластные группировки, каждая из которых сотрудничает с тремя оппозиционными силами. Причем без всяких там экивоков и стыдливых оговорок. Одно дело делаем, в Европу идем. Перестройка, ускорение, гласность. Еще немного ускоримся перед саммитом в Вильнюсе и увидим свою голую задницу. Шутка, появившаяся во времена горбачевской «перестройки», актуальна и сейчас. Провластную фракцию запирают в помещении и предлагают встать тем, кто против евроинтеграции. Удачная шутка. Частных проявлений общей тенденции до фига, в результате грань между оппозицией и властью становится весьма условной.

В таких условиях необходимо воспользоваться инструментарием либо из области психиатрии, либо из сферы герменевтики. Мои познания в исследовании шизоидных явлений сводятся лишь к психоанализу навязчивых состояний Юлии Владимировны и некоторых представителей секты «белого братства». Зато с герменевтикой дела обстоят немного получше. Как говорил наш препод, знать, подонки вы этакие, вовсе не значит понимать. Что толку с того, что ты знаешь, что вселенная, сука, расширяется? Ты можешь понять, как это, бля, происходит? В мире всего пять человек, которые могут сказать что-то стоящее, и ты явно не принадлежишь к их числу.

В общем, первичные принципы герменевтики в меня вбили намертво. Как устав караульной службы. Хотя нет. Устав более глубоко имплантировали. Так вот, тот же Гадамер, описывая, как ни странно, ситуацию, сложившуюся в местном, то есть нашем насквозь европейском политикуме, очень уместно вспоминает греков. Еще до долгового кризиса и фашистских требований европейской тройки вернуть бабло либо всех уволить к такой-то бабушке, греки придумали интересное, причем абсолютно не матерное слово – atopon.

Еще Платон, помнится, говорил, что философия начинается с ахуения. Или удивления? Вот происходит нечто, ты удивляешься (ахуеваешь) и начинаешь задумываться: почему так? Или – что с ним не так? Может быть, мы все ошибочно трактуем слова, употребляемые нашими политиками в бессознательном состоянии?

Его смысл сводится к следующему: допустим, происходит нечто, что абсолютно не укладывается в схемы наших ожиданий и поэтому озадачивает. Ну кто ожидал от Администрации президента соития с оппозицией? Вот это и озадачивает. Наиболее близкое по смыслу понятие, не греческое – это пестец. Но atopon, согласитесь, звучит интереснее. И он, сука, наступил. Поэтому самое время начать философствовать.

Еще Платон, помнится, говорил, что философия начинается с ахуения. Или удивления? Вот происходит нечто, ты удивляешься (ахуеваешь) и начинаешь задумываться: почему так? Или – что с ним не так? Может быть, мы все ошибочно трактуем слова, употребляемые нашими политиками в бессознательном состоянии? Еще Гуссерль (а он был знатный перчилло в области герменевтики) очень четко доказал: значение слова не имеет ничего общего с психическими образами, возникающими у нас при его произнесении. Вот вы услышали слово «евроинтеграция». Или «цивилизационный выбор». У вас появляется образ – «много бабла, всем хорошо», «полный песец, надо покупать соль и спички». На самом деле, все не так. Только понять это можно лишь либо укурившись вусмерть, либо осознав значение, которое вкладывают в данные абстрактные понятия представители истеблишмента. В результате теряется смысл. Опять процитируем того же Гадамера, ныне, к сожалению, покойного: «целое надлежит понимать на основании отдельного, а отдельное – на основании целого. В обоих случаях перед нами круг. Части определяются целым и в свою очередь определяют целое: благодаря этому эксплицитно понятным становится то предвосхищение смысла, которым разумелось целое». Если выражаться попроще, даже в ущерб истинному смыслу, то получится выражение почти по Жванецкому: «круг размокнут в виде прямой, на обоих концах которой мы с вами и восседаем». Современная украинская политика запуталась в смыслах. Они настолько противоречат друг другу, что получается демократический авторитарный режим, который с готовностью берут в ЕС из чувства противоречия РФ. В конце концов, вспомним Албанию – родину легендарного олбанского языка. Она может уже в декабре стать членом ЕС, несмотря на весьма своеобразную специализацию: торговля человеческими органами, крышевание европейской проституции, контроль над европейским наркотрафиком и другими интересными вещами. Это и есть «круг понимания». Языковая риторика наших лидеров (всех) в процессе европейской интеграции приобретает отчужденный (в соответствии с развитием кантовской «вещи в себе») смысл, который описывается не в структурно-лингвистических изысканиях Гадамера, а в психологии бессознательного по Рикеру. Да, господа, это факт. И не надо спорить. Гадамеру не по зубам проанализировать все вопросы, связанные с украинским евроинтеграционным комплексом. Хоть режьте, но буду упрямо стоять на своем. И не надо мне компостировать мозг Френсисом, мля, Фукуямой, который порет откровенную херню в своих публичных лекциях. Лет двадцать назад, когда он опубликовал свою интересную херню под названием «Конец истории и последний пидорас», его идеи еще можно было воспринимать. Но теперь, когда этот гей рассказывает о неизбежности европейского выбора Украины, он вступает сам с собой в логическое противоречие. Какое может быть европейское развитие по Фукуяме, если он страстно проповедовал идею окончания идеологических, религиозных и геополитических противостояний? Дескать, все закончилось с появлением высшей либеральной формы правительства на западе. Все, теперь наступил новый век. А вот вам хер! Все только начинается. И только такие задроты, как Арсений, могут конспектировать лекцию философского лузера. Короче, Рикер рулит, Фукуяма отстой.