Цена «Свободы» сланцевого газа

Вчерашний день был посвящен «сланцевой лихорадке». Премьер Николай Азаров встречался с представителями ExxonMobil, а министр энергетики и угля Эдуард Ставицкий сообщил, что уже 20 сентября Ивано-Франковский облсовет даст возможность Chevron начать работы. Тем временем Shell день и ночь охраняет первую в Украине буровую вышку в селе Веселое от активистов «Батькивщины», переместившихся сюда от ворот больницы Тимошенко. Выдаивание сланцевых инвесторов, похоже, становится национальным видом спорта, и особо преуспевает в нем оппозиция…
Заранее предвкушаю злобные комментарии от национально-свидомых и экологически озабоченных сограждан, которые еще недавно так же бурно исходили словесным поносом на тему газовой удавки России на нашей шее.

Кстати, за удавку – отдельное спасибо, ибо без повышения цен на газ до мирового уровня и выше (будем предельно честны в этом вопросе) не удалось бы раскулачить отечественное олигархическое кодло и заставить его вложить немного денег в модернизацию скупленной за бесценок металлургической промышленности. Но вернемся к сланцевому газу.

Я не специалист в этом вопросе и не претендую на экспертное мнение. Могу сказать лишь одно: Америка за счет добычи сланца сумела выйти на первое место в мире по газодобыче. И это очевидно доказывает: у сланца, кто бы что сейчас ни говорил, есть будущее. И с каждым годом технологии его добычи будут совершенствоваться.

Конечно, нельзя сравнивать Соединенные Штаты и Украину, где и пласты залегания находятся на разном уровне, и плотность населения кардинально отличается, и степень дебилизма по отношению к бизнесу вообще не сравнима.

Есть, безусловно, определенный риск испортить экологию. Хотя, с другой стороны – неужели наша экология еще может быть чем-то испорчена? Можно подумать, что мы живем в райском саду. А заводские «коптильни» и терриконы окружающей среде не вредят? А урановые рудники? А полигоны отходов? Да, в конце концов, весь тот промышленно-бытовой «срач», в котором десятилетиями живут целые регионы, разве он делает воздух и землю чище?

Есть, безусловно, определенный риск испортить экологию. Хотя, с другой стороны – неужели наша экология еще может быть чем-то испорчена? Можно подумать, что мы живем в райском саду. А заводские «коптильни» и терриконы окружающей среде не вредят? А урановые рудники? А полигоны отходов?

Но ребят из «Свободы» и «Батькивщины», которые удивительным образом оказались в авангарде антисланцевой кампании, это глобально не беспокоит. Их тревожит гидроразрыв. Причем так сильно тревожит, что, подышав выхлопными газами, подкрепившись продуктами с антибиотиками и полирнувшись напитками категории «Белочка», «Мороша» или «Плакучая ива», они дружно выходят наперерез многомиллиардным западным инвестициям. Выходят, как водится, не с пустыми руками, а с коробками из-под ксерокса, куда можно складывать компромиссы. Желательно новыми купюрами.

Причем вот парадокс: на поприще борьбы против сланцевого порабощения родины удивительным образом совпадают интересы оппозиционных сил, временно высвободившихся из акций «Вставай, Украина!», и местных чиновников, которые как бы представляют действующую власть.

После того, как в Первомайском районе Харьковской области возле села Веселое компания Shell установила первую вышку и выплатила 50 тыс. грн. аренды хозяйке земельного пая, оказавшегося в зоне бурения скважины, в местной организации «Батькивщины» утратили покой.

Ажиотаж вокруг больницы, где второй год лечит спину жертва антинародного режима ЮВТ, совершенно стих. Никто там с плакатами не стоит. Юлины соратники дружно переместились в Веселое и (пардон за тавтологию) устраивают там веселую жизнь транснациональному инвестору. Рассказывают крестьянам ужастики, перекрывают подходы к объекту, даже фильм смонтировали о том, как сланцевый «дракон» пожирает хижину американского дяди Тома.

Поначалу удивляло: почему ни местная власть, ни милиция не препятствуют по-настоящему буйным гражданам третировать зарубежного инвестора? Вроде бы государственного уровня вопрос. Должны его охранять. Но когда 7 июня 2013 года в селе Веселом на средства, выделенные международной нефтегазодобывающей компанией Shell, торжественно ввели в эксплуатацию уличное освещение, которого тут не было отродясь и не планировалось в ближайшие тысячу лет, вопросы отпали сами собой. В том числе и вопросы о химическом составе смеси для гидроразрыва и хранении отработанной жидкости, которые так сильно беспокоили активистов оппозиционных сил.

Но если на востоке Украины вопросы решаются посредством фонарного столба, то на западе все гораздо сложнее. Ведь там территория настоящих патриотов. Тех, кто искренне ненавидит Россию вместе с Путиным, газом и трубой.

Когда стихли праздничные речи и рукоплескания по поводу подписания рамочных соглашений, в бой вступили передовые отряды бандеровского ополчения. К несчастью для Chevron, оказалось, что украинское законодательство требует обязательного согласования проектов по добыче сланцевого газа с местными советами

Казалось бы, эти добрые люди в вышиванках должны на руках носить шановных янки, которые на острие своих буровых установок несут нам освобождение от газпромовского ига. Но не тут-то было. Проблемы Shell в Харьковской области кажутся детской забавой по сравнению с теми препятствиями, которые воздвигли на пути корпорации Chevron областные советы Ивано-Франковской и Львовской областей, «населенные» депутатами от «Свободы».

Когда стихли праздничные речи и рукоплескания по поводу подписания рамочных соглашений, в бой вступили передовые отряды бандеровского ополчения. К несчастью для Chevron, оказалось, что украинское законодательство требует обязательного согласования проектов по добыче сланцевого газа с местными советами. А Олесское месторождение, которое облюбовала эта компания, расположено как раз на территории Львовской и Ивано-Франковской областей.

Как же они повеселились, эти области! Какие сложные «танцы на столе» пришлось исполнять американцам, чтобы ублажить национально-свидомую публику. Я не буду описывать, на какие обещания развели Chevron оба совета, с великим пафосом отклонившие проект договора. Напомню, что Ивано-Франковский облсовет принял отрицательное решение 20 августа, а Львовский немного раньше.

Замечу лишь, что на финальной стадии садо-мазо-переговоров советник министра экологии и природных ресурсов Украины Владимир Игнащенко озвучил (видимо, по согласованию с америкосами) цифру в $25 млрд., которую компания якобы намерена инвестировать в разработку и добычу газа сланцевых пород на Олесской площади.

«Объем инвестиций – $25 млрд. – это на порядок больше, чем привлекли Львовщина и Ивано-Франковщина иностранных инвестиций более чем за 20 лет независимости страны. В зависимости от сценария, это ежегодная добыча – порядка 8-10 млрд. куб. м газа в год», – сказал он.

Игнащенко также отметил, что в результате реализации проекта будет создано несколько тысяч новых рабочих мест, будет развиваться дорожное строительство, а местные бюджеты могут получать дополнительно от 500-700 млн. грн. ежегодных поступлений.

Кроме того, было сообщено, что Chevron профинансирует в Ивано-Франковском университете нефти и газа подготовку специалистов по добыче сланцевого газа. А для экологического мониторинга во время добычи сланцевого газа на Олесской площади уже выделен грант в размере 10 млн. грн., на средства которого на конкурсной основе могут претендовать государственные экологические институты Львовской и Ивано-Франковской областей.

Forbes побеседовал с региональным представителем Chevron в Украине Питером Кларком и, среди остальных вопросов, задал такой: «Что может заставить Chevron отказаться от проекта?». Кларк назвал три причины: если на месторождении не будет газа, если к началу добычи его цена резко упадет, и если условия для ведения бизнеса будут неблагоприятными

Конечно, обещать – не значит жениться. Но, судя по всему, торг состоялся. Во всяком случае, на вчерашнем брифинге министр энергетики и угольной промышленности Украины Эдуард Ставицкий уверенно заявил, что надеется на принятие 20 сентября Ивано-Франковским облсоветом согласованного решения по сотрудничеству с Chevron.

«На 20 число текущего месяца запланирована сессия Ивано-Франковского областного совета. Позавчера проведено согласованное совещание, вышли на проект решения, которое, считаю, будет принято на сессии областного совета. На этом заседании мы согласовали вопрос, а это было более чем 30 вопросов, которые поставлены депутатами областного совета Ивано-Франковской области, которые были учтены и включены в соглашения между компанией Chevron и правительством нашего государства», – заявил министр. По его словам, во Львовском областном совете тоже ведется работа, и Минэнерго рассчитывает, что на ближайшей сессии также будет рассмотрен этот вопрос.

Не знаю, связаны ли эти успехи с тем, что бывший посол США в Украине Джон Теффт пригласил лидера "Свободы" Олега Тягныбока на прием в посольство по случаю своего отъезда. И что посольство опровергло информации о запрете въезда Тягныбока в США. Правда, сделало это в тонкой дипломатической форме. Но то, что «Свобода», похоже, дает отмашку своим штыкам по противодействию янки, получив за это не мелкие подачки, а глобальные уступки, вполне допустимо.

Непонятно другое – неужто ценность украинских сланцевых месторождений настолько высока, что три богатыря мирового нефтегазового бизнеса – ExxonMobil, Chevron и Shell – готовы на коленках ползать, только чтобы их пустили сюда? Ответ прозвучит неожиданно: вся интрига в том, что никто не знает, сколько у нас на самом деле газа.

Да, именно так. Дело в том, что точной оценки реальных запасов Украины нет. Есть несколько достаточно спорных и субъективных исследований. В 2011 году называли цифру, которая не вызвала ажиотажа. Но в прошлом году были проведены новые исследования экспертов из Управления энергетической информации США (EIA). Они якобы показали, что запасы сланцевого газа в Украине по объемам уступают только двум европейским странам – Франции (3,8 трлн. куб. м) и Польше (4,2 трлн. куб. м).

То есть фактически корпорации раздают обещания и вкладывают какие-то деньги за возможность знать правду. Если она их разочарует, они без сожаления покинут наш негостеприимный для инвесторов край. И активистам от оппозиции придется искать себе новую нишу для протестов.

P.S. Forbes побеседовал с региональным представителем Chevron в Украине Питером Кларком и, среди остальных вопросов, задал такой: «Что может заставить Chevron отказаться от проекта?». Кларк назвал три причины: если на месторождении не будет газа, если к началу добычи его цена резко упадет, и если условия для ведения бизнеса будут неблагоприятными.

Я не фанат сланцевого газа, но технология гидроразрывов, которую называют в качестве главной угрозы для экологии, как пояснили нам специалисты – совершенно не «эксклюзив» сланцевой добычи. В Украине она впервые была применена еще в 1954 году при добыче метана из угольных пластов. И периодически используется в России для добычи традиционных углеводородов. Это так, к слову…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам