Приказное правосудие

Неплохое, надо признать, мероприятие провели 18 сентября сего года Главное управление пресс-службы и коммуникаций Администрации президента, Межведомственная группа по анализу состояния соблюдения законодательства о свободе слова и защите прав журналистов (есть у них там уже более двух лет такая «отмазочная» структурка для «своих» и на вынос, для «забугра», чтобы верили в демократичность) и агентство «Укринформ». Называлось оно «Международный семинар-тренинг «Открытый разговор: безопасность журналиста». Рассказывали о том, как выжить, когда есть угрозы.
Вполне вменяемые и профессиональные эксперты и журналисты-спецы из Украины, России, Грузии, Германии и Великобритании, работавшие в «горячих точках», на войнах и на массовых публичных мероприятиях, что называется, «с кровью», делились своим практическим опытом. И такая, скажу вам, адреналиновая ностальгия накатила. Так захотелось куда-то от этого затхлого украинского болота, в котором вершит свои и чужие судьбы мелкотравчатая босота, возомнившая себя «элитой». Туда, где ты один на один с опасностью, а работа твоя приобретает не только смысл, но и особую ценность. Пусть сомнительную с точки зрения здравого смысла (типа «умный в гору не пойдет…»), но настоящую. И стоящую.

Мне сразу вспомнился Тарас «Терри» Процюк, убитый американскими «освободителями» в Ираке в 2003 году. Он и в Украине всегда находил, где «развеяться»: резвящихся дураков здесь всегда хватает. Но даже перед поездкой на ту войну он говорил, что, мол, скучно ему здесь, страсти и драйва мало, а без адреналина все тело болит. И это теперь навсегда останется перед глазами: дуло танка с перепуганными насмерть американцами, которое разворачивается, приподнимается, ищет снимающего его журналиста с камерой, обманно бликующей, как оптика снайпера, и стреляет… Терри, получается, снял свою смерть. Но ценой своей жизни и показал, как страшна война, какими бы красивыми словами она ни оправдывалась. А та война к тому же вообще была бессмысленной и насквозь лживой…

А на семинаре-треннинге эксперты говорили о главном: а) ни один репортаж, возможная слава и деньги после него не стоят жизни журналиста; б) журналист всегда должен помнить, что его задача – выполнить редакционное задание и донести до людей информацию, а это возможно лишь тогда, когда он останется живым; в) журналист, даже выполняя суперзадание, всегда должен оставаться человеком.

Терри, получается, снял свою смерть. Но ценой своей жизни и показал, как страшна война, какими бы красивыми словами она ни оправдывалась. А та война к тому же вообще была бессмысленной и насквозь лживой…

Фотокорреспондент «Assоciated Press» Ефрем Лукацкий, в частности, рассказал, как на войне в Чечне группа «звездных» фотографов с мировым именем, лауреатов Пулитцеровской премии и участников всех возможных мировых фотовыставок и т. д. и т. п. в своем более-менее безопасном укрытии снимала войну и увидела, как чеченская женщина вышла с ведром к реке по воду. А снайпер, видимо, развлекаясь, выстрелил ей в голову. И «звезды», забыв об опасности и о том, что это можно снять, бросились выносить эту женщину из-под огня. Рискуя разделить ее участь. Только один не бросился, а начал это снимать. И даже переслал фото в свою редакцию. А оттуда ему сообщили, что он уволен. Со словами «Почему ты ЭТО СНИМАЛ, А НЕ ПОМОГАЛ женщине?». «Я навсегда запомнил этот случай…», – вспоминал Ефрем…

Вот как журналисту выжить и сделать свою работу, и рассказывали на том семинаре под «крышей» АП. Но не в этом дело. Когда начали обсуждать права журналиста в конфликтных ситуациях (задержание, арест, допрос, обыск, изъятие информационных материалов), ответственность недоброжелателей за препятствование журналистской деятельности, невольно всплыло и другое, так сказать, тайное предназначение этого полезного и, еще раз подчеркиваю, нужного мероприятия. Кроме чисто практических советов и тренинга, власть еще и хотела понравиться. Не всем журналистам, а тем, кто ее, власть, критикует и типа борется за свободу слова и права журналистов. Вот и на этом семинаре они сработали в стиле судебной развязки с «крывавым побыттям» и «пэрэшкоджанням», которым якобы подверглись 18 мая сего года Ольга Сницарчук и муж ее Содель.

Уже и суд не смог доказать, что все эти мнимые преступления имели место быть, а только ни за что ни про что – по взаимной договоренности сторон, одну из которых («боевиков») вынудили согласиться шантажом, – присудил трем «избивателям» условные тюремные сроки. Уже и сама Сницарчук призналась перед телекамерами, что ее никто не бил, а это все выдумал журналист Макс Равреба. А люди, которые замутили эту поганку во власти и в среде так называемых «чэсных» журналистов и оппозиционных общественных активистов, все продолжают твердить об «избиении» и «бездеятельности» злобной и непрофессиональной украинской милиции, которая якобы «пасывна» и «самоусуваеться».

Сначала об этом говорил модератор, ведущий одного из быдло-шоу, посвященных свободе слова. Он все хотел выяснить у экспертов, как так получается, что в других странах журналистам удается наладить более-менее партнерские отношения с правоохранителями, а вот в Украине этого нет и милиция только тем и занимается, что днем и ночью лупит журналистов.

То, что и скандал с «непорочным избиением» «СС-супругов», и демонстративное судилище над «титушками» – это согласованная акция «чэсных», а политтехнологов из Администрации президента, невольно подтвердила и адвокат, которая рассказывала о правовых аспектах работы масс-медиа

И под «репрессии антинародного режима» самым удивительным образом попадают исключительно «чэсни». И сам этот «чэсный борец» демонстративно и слышать не хотел экспертов, которые прямо говорили, что милиция и спецслужбы в Украине – не самые плохие по отношению к масс-медиа и журналистам. И «борца» можно понять. Он зациклен на задаче – обвинять ментов. А эти слова экспертов, получается, портили общую картинку «зажима свободы слова», нарисованную грантоедами, чтобы получить гранты. Как всегда, гнусно было на это смотреть…

А потом то, что и скандал с «непорочным избиением» «СС-супругов», и демонстративное судилище над «титушками» – это согласованная акция «чэсных», а политтехнологов из Администрации президента, невольно подтвердила и адвокат, которая рассказывала о правовых аспектах работы масс-медиа. Адвокат рассказала, что согласно закону Украины об информации журналист только тогда занимается профдеятельностью, если, как минимум, имеет при себе удостоверение журналиста. А иметь и предъявлять такой бейдж журналист просто обязан во время работы. Иначе все его крики о том, что он журналист, сродни слову «член» на сарае, где спрятаны дрова. С таким же успехом можно выдавать себя за наследного принца племени зулусов. Кричать о себе можно все, что угодно, но кто в это поверит?

Вот я и задал вопрос: мол, за что осудили трех «титушек», если сама Сницарчук призналась, что ее не били, а в суде было установлено, что на акцию журналистка пошла без журналистского бейджа, а значит и никак не могла доказать, что занимается «профессиональной деятельностью», которой якобы и «пэрэшкоджалы»? «Так они же признали свою вину и извинились. Стороны так договорились, и они имеют на это полное право», – ответила адвокат. То есть все четко и строго. Как у приснопамятного Андрея Януарьевича Вышинского, который затевал «великий террор» против «врагов народа» и «вредителей» по нехитрому юридическому принципу «признание – царица доказательств». Раз признался или человека вынудили под пытками или шантажом признаться, значит ничего и доказывать не надо.

Так поступили с тремя «титушками». Никто никого не бил, не хулиганил, но парням пригрозили реальными тюремными сроками, и они не только признали то, чего не совершали, но даже извинились. За это же! И в этом была главная задача засланного и активированного АП «агента влияния», которая якобы и координировала защиту Вадима Титушко и Ко. На самом же деле ей, этому «агенту», надо было вдолбить в головы парней, что если они не признаются, то их точно посадят. Дамочка-защитница с этим пречудесно справилась.

Власть не может не понимать, что даже такими методами она все равно не заслужит любовь и признание этих «чэсных» и прочих грантоедов. Им за нелюбовь к власти платят, доплачивают и приплачивают

Теперь остается только додавить четвертого – Андрея Ярошенко, суд над которым начнется завтра, 20 сентября, и дело будет сделано. Вот будет потеха, если Андрей получит реальный срок за то, чего не делал. Более того, за то, что признала сама якобы «пострадавшая» Сницарчук – никто ее «крываво» не бил. Но в Украине даже не избирательное правосудие, а приказное: как прикажут, так и судят. И осуждают. Закон – как дышло, куда повернул, туда и вышло…

Но, в принципе, понятно и то, зачем это нужно организаторам подобной грязи. Им важно показать, что в Украине борются за свободу слова, а во главе этой борьбы стоят президент Виктор Янукович и его доблестная Администрация. Это кость, брошенная, во-первых, внутренней ни на что путное больше не способной эрзац-оппозиции, которая даже такой неправый суд записывает как свою победу. Во-вторых, европейцам, которые так чувствительны к тематике зажима свободы слова. «У нас зажим бывает, но мы доблестно, неукоснительно и безжалостно боремся с зажимщиками», – как бы сказала всему миру АП, засудив невиновных. Лес рубят – щепки летят…

И есть во всем этом еще два немаловажных обстоятельства. Первое: власть не может не понимать, что даже такими методами она все равно не заслужит любовь и признание этих «чэсных» и прочих грантоедов. Им за нелюбовь к власти платят, доплачивают и приплачивают. Янукович может даже Нобелевскую премию получить за что-нибудь, а эти все равно будут рассказывать, как на него венок упал или перед ним дверь «символично» закрылась, а он Ахматову с Ахметовым перепутал. Если платят за плевки, то они и будут плеваться. И европейцев Янукович ни в чем не убедит, так как его уже давно списали в утиль, но он еще должен Украину к ЕС приблизить и рынки открыть, а потом его тихо (или громко) сковырнут…

Второе: во власти уже, похоже, начинают понимать, что любви они не дождутся, и потому занимаются скрытой, но неукоснительной унификацией и информации, и общественного мнения. Власть тихой сапой подгребает под себя или устанавливает свой контроль над телеканалами и радио, над печатными и Интернет-СМИ. А параллельно проводит многие «отмывочные» мероприятия типа упомянутого выше семинара-тренинга и пускает пыль в глаза всевозможным борцам.

И итог подобного развития, например, СМИ тоже очевиден и печален. Вскоре может так статься, что в Украине останутся медиа, которые либо критикуют, либо хвалят власть. Потому что и за то, и за другое платят по особому тарифу или откручивают головы, закрывают СМИ, шугают журналистов т. д. И не останется СМИ, которые давали бы неискаженную и неискривленную картинку жизни. Как говорится, за одно боролись, а на другое напоролись. И никто безопасность журналистам не обеспечит, если в них камни будут бросать с двух сторон.

И сделать с этим что-либо, защитить свои права, честь, достоинство в суде тоже будет нельзя – правосудие-то приказное. Но даже оппозиция, как видим, его не критикует, если оно выносит неправедные приговоры в ее пользу…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам