Дождь как национальная угроза

У наших аграриев, как известно, две проблемы: большой урожай и малый. Большой негде хранить; малый не дает заработать на экспорте, потому что власть, как правило, вводит ограничения на экспорт. В этом году ожидали рекордного урожая и ломали голову, что с ним делать. Но проблема решилась сама: дожди привели к сокращению сроков уборки и невозможности проводить посевную. В итоге кушать гиперурожай нам придется не год, а два. Главное, чтобы долежал, ибо качество (и так не блестящее) из-за непогоды ухудшилось…
Еще совсем недавно мы писали о том, что гигантский урожай «раздавит» Украину. Ассоциация фермеров и частных землевладельцев с ужасом констатировала, что «стихийное нашествие» почти 60 млн. тонн не самого качественного продукта может причинить убытки до 16 млрд. грн. И в первую очередь пострадают мелкие и средние крестьянские хозяйства.

Прошло две недели, и теперь агросектор терзает новая беда: неблагоприятные погодные условия (дожди, ураганы и вся эта осенняя «хрень») могут вылиться для аграриев в потери в размере более 6 млрд. грн. Что неудивительно: обильный урожай просто невозможно собрать под перманентным проливным дождем. Самое обидное, что это касается не столько зерновых культур, сколько высокорентабельных кукурузы и подсолнечника.

По информации Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ), до 23 сентября 2013 года было обмолочено всего 2 млн. га посевов подсолнечника, что составляет только 40% от плановых площадей. Таким образом, сокращение темпов уборки по сравнению с прошлым годом составило 36%. Также аграрии могут не успеть обработать и рекордную площадь под кукурузой (4,9 млн. га) из-за сократившихся на 65% сроков осенне-полевых работ. В итоге, каждая десятая тонна подсолнечника и кукурузы будет потеряна из-за дождей.

Аналитики УКАБ опасаются, что значительная часть несобранной кукурузы останется на зиму на полях. И, судя по всему, к этому идет. В июле заместитель министра аграрной политики и продовольствия Александр Сень озвучивал цифру свыше 20 млн. тонн кукурузы (при благоприятных условиях – до 22 млн. тонн) и около 8 млн. тонн подсолнечника.

По информации Украинского клуба аграрного бизнеса (УКАБ), до 23 сентября 2013 года было обмолочено всего 2 млн. га посевов подсолнечника, что составляет только 40% от плановых площадей. Таким образом, сокращение темпов уборки по сравнению с прошлым годом составило 36%

В то же время, по данным УКАБ, на 20 сентября было собрано только 1,96 млн. тонн кукурузы и 3,33 млн. тонн подсолнечника. Вопрос: что мы будем поставлять в Китай по пресловутому кукурузному контракту, если дела пойдут так и дальше?

К тому же подлые дожди подпортили качество продукции. Как объяснили специалисты, чрезмерное увлажнение некоторых частей семени может вызвать активизацию биохимических процессов, что нежелательно при хранении семян. Другими словами, урожай невозможно правильно высушить и сохранить, он страдает от грибковых заболеваний. К тому же высокая влажность при прочих равных условиях свидетельствует о более низком содержании сухого вещества и, следовательно, о более низком выходе жира. На прошлой неделе уже появился комментарий Украинского гидрометцентра о возможном ухудшении качества несобранного урожая подсолнечника, сои и кукурузы.

От дождей страдает качество и зерновых культур. В частности, пшеницы. Нам и так почти никогда не удавалось собирать большие урожаи высокосортного зерна, вследствие чего за Украиной закрепилось реноме «страны большого комбикорма». А в этом году ситуация просто чудовищная: зерна огромное количество, но почти все оно фуражное.

Если в прошлом году аналитики оценивали долю кормовой пшеницы в общем валовом сборе на уровне 30-35%, то в текущем сезоне ожидается, что этот показатель может значительно повыситься. В южных областях, в которых как раз и наблюдались обильные дожди в период сбора урожая, доля фуражной пшеницы достигает 60%. И это официально, по нашим не самым строгим стандартам. По европейским стандартам, к которым мы так стремимся, до 85% нашего зерна оценивается как кормовое, или некондиционного качества. Скажем, для производства «породистых» итальянских макарон оно не подходит.

Еще одна беда, которая проистекает из погодных условий, это то, что от дождя не только страдает уборочная и портится качество зерна, но и невозможно проводить посевную. Аналитики прогнозируют, что замедление темпов сбора яровых культур может в свою очередь задержать посев озимых, а это грозит потерей до 35% поздних посевов. Последние данные показывают, что озимых на зерно посеяно всего 1,5 млн. га (18% от запланированных площадей). Таким образом, темпы посева замедлились на 61% относительно прошлого года. Если при этом оправдаются прогнозы насчет беспрецедентно холодной зимы, то 30% озимых могут не дожить до весны.

Теперь уже очевидно, что в будущем году нас ждет ситуация, обратная нынешней: вместо гигантского урожая будет явный неурожай. Посему собранное в этом году зерно может послужить надежным запасом на следующий год. Но возникает все та же извечная проблема – негде его хранить

С одной стороны, нет худа без добра. Накануне «дождевой полосы» селяне буквально рыдали из-за того, что цены на урожай (ввиду его избытка) резко падают. УКАБ констатировал, что по состоянию на июль зерновые подешевели на 24,1% на мировом рынке и почти на треть – на внутреннем; цена масличных сократилась на 26%.

Теперь уже очевидно, что в будущем году нас ждет ситуация, обратная нынешней: вместо гигантского урожая будет явный неурожай. Посему собранное в этом году зерно может послужить надежным запасом на следующий год. Но возникает все та же извечная проблема – негде его хранить. Новых современных элеваторов, сохраняющих качество зернового сырья даже при длительном хранении, на всех не хватает. Как правило, они принадлежат агрохолдингам, которые чужих туда не пускают. А если и пускают, то весьма недешево. А на старых элеваторах залитое дождем зерно может не долежать и до весны.

Отдельная тема – это картофель. С началом дождей его стали меньше собирать, поэтому прошел слух, что картофель сильно подорожает. Как отметил вице-президент Украинской ассоциации производителей картофеля Сергей Рыбалко, к настоящему времени в стране убрано менее половины площадей картофеля. В итоге его объемы могут упасть почти на треть, до 14-15 млн. тонн, соответственно и цена вырастет. В то же время на последнем Кабмине называли другую цифру – до 20 млн. тонн. Что означает – хватит всем. Где же правда?

Правда, как обычно, посредине, но цифры верны и те, и другие. На самом деле урожай в Украине в среднем вырастает до 18-20 млн. тонн картошки. Из них треть идет на посевной материал, столько же съедает население, остаток достается скоту или просто сгнивает на полях. На следующий год все повторяется.

В 2013-м по объемам ничего особенно не изменилось. Но, по словам Рыбалко, много картофеля поражено фитофторозом, что не позволяет хранить его длительное время. И более того – часть придется утилизировать. Остаток, как обычно, пойдет на посев и скоту. Можно, конечно, наверстать снижение объемов за счет сокращения потерь в полях, но, во-первых, дождь этому мешает, а, во-вторых, мы тщательнее работать не умеем.

Еще одна проблема, связанная с тем же фитофторозом, что большая часть картошки будет представлять собой таблицу Менделеева. Поскольку, чтобы предохранить от заражения, ее заливают всякого рода химией в непомерном количестве.

В целом же, дождь, конечно, не оставит нас голодными: сельхозпродукции будет навалом, пусть и не самого высокого качества. Цены на нее, скорее всего, не вырастут и не упадут в общем, но будут колебаться по разным товарным группам. Ближайшего удешевления следует ожидать, когда прекратятся ливни. В то же время суровая зима и снежные заносы могут вызвать повышение цен просто потому, что доставлять продукцию в супермаркеты и на оптовые рынки станет сложнее. Конъюнктура, однако…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам