Украина–Россия: трудности перевода

День 15 октября планировался как переломный день на пути Украины в ЕС. Ожидалось, что будет сообщено о «телепортации» Леди Ю в «Шарите» и выдаче нам поощрительного приза в виде досрочных гарантий подписания соглашения в Вильнюсе. Но ничего такого не произошло. Мандат Кокса-Квасьневского продлили. Новый евросигнал назначили на 18 ноября. Тем временем в Калуге встречались премьеры и правительства России и Украины. Поговорили душевно. Подписали документы. Но ощущение, что мы друг друга не понимаем, осталось. Примерно с такими же чувствами я выходила из переполненного зала кинотеатра после просмотра фильма «Сталинград».
Волна из «Сталинграда»

Говорят, чтобы понять россиян в нынешний исторический момент, нужно посмотреть «Сталинград». Сначала я отнеслась к этому постулату скептически. Но когда прочитала, что фильм стал самым кассовым (!) за всю историю российского кино и за первые четыре дня собрал $18 млн. (притом, что авторы изначально рассчитывали максимум на $20 млн. за весь период проката), пошла смотреть. Зал был забит до отказа, преимущественно молодежью и подростками до 14 лет. Никто не ушел. И никто не смеялся, хотя некоторые режиссерские ходы лично у меня вызывали глубокий скепсис.

Мои друзья из Москвы говорят, что у них ажиотаж покруче. На премьеру ходят в патриотических «тужурках», большими компаниями. Неодобрительно относятся к присутствию в зрительном зале «банабаков». «Забивают» на разгромные рецензии, которые периодически появляются в российской прессе (в нашей чаще). И что поразительно – почти всем, с кем я говорила, фильм нравится. Вне зависимости от возраста и художественных предпочтений. От политических взглядов и материального положения.

У меня есть подруга детства, которая не пропустила ни одного митинга на Болотной площади. Она научный сотрудник и по московским меркам живет достаточно бедно. Честно скажу, что с трепетом ожидала ее возмущенных восклицаний в Facebook. Но вечером пришло на удивление краткое сообщение: «Я плакала…». Почти то же самое говорил ее политический оппонент – знакомый московский бизнесмен, близкий к власти: «Наверное, так и нужно показывать нашу войну, чтобы на эти фильмы ходили подростки».

Впервые у меня не хватило смелости признаться, что я не плакала. И пару раз даже рассмеялась. Уж очень карикатурным выглядел русский мальчик-предатель, постоянно выскакивающий перед немецкими солдатами с воплем «Хайль, Гитлер!». Слишком сказочными – выныривающие из серой компьютерной мглы «кружевные» развалины сталинградских домов. Да и простые русские солдаты, случайно оказавшиеся в полуразрушенном доме на оккупированной немцами территории, передвигались театрально, тыча во все стороны автоматами – ну, точь-в-точь американские рейнджеры.

Говорят, чтобы понять россиян в нынешний исторический момент, нужно посмотреть «Сталинград». Сначала я отнеслась к этому постулату скептически. Но когда прочитала, что фильм стал самым кассовым (!) за всю историю российского кино и за первые четыре дня собрал $18 млн. (притом, что авторы изначально рассчитывали максимум на $20 млн. за весь период проката), пошла смотреть

Однако то, что может раздражать критиков или забавлять нас, живущих в другой стране и своем собственном измерении, совершенно не смущает россиян. Они прощают светскому мажору Бондарчуку и белоснежный пуш-ап героини (о чем не написал только ленивый), и многочисленные исторические ляпы, и слишком тщательно вылизанную 3D-картинку. И все только по одной причине – он поймал психологическую волну и дал россиянам именно ту формулу смысла их жизни, которая им нужна.

«Сталинград» – это зеркало русской души по состоянию на октябрь 2013 года. Все, что вы хотели знать, но стеснялись спросить, он прямо и четко объяснил. Россия – это страна-победитель. Никто другой не приложил к победе адекватного количества усилий. Каждая победа оплачена нечеловеческими страданиями. Миссия России – страдать и своими страданиями искупать грехи человечества.

Конечно, к «истории любви на фоне грандиозной битвы», как охарактеризовали свою картину авторы, это отношения не имеет. Семья Бондарчуков, несколько десятилетий назад поселившаяся в советском кино, всегда отличалась тем, что четко понимала, какой кинопродукт в какой исторический период нужен обществу. В то время, когда Бондарчук-отец снимал «Судьбу человека», был социальный заказ на реабилитацию бывших военнопленных. Сейчас, когда его сын и внук сделали крутое патриотическое кино, есть потребность еще раз напомнить себе: мы – победители, и мы – уникальные. Кстати, этим же аутотренингом занимались и американцы посредством «Перл Харбор» и «Спасти рядового Райана». Но у русских вышло масштабнее.

Почему возник спрос на такое кино и что творится в загадочной русской душе, чего мы не знаем, когда идем к ним на переговоры? Чтобы нащупать ответ на этот вопрос, мне пришлось перелопатить два десятка российских сайтов, форумов, подергать российских друзей в социальных сетях.

Оказалось, все достаточно просто. Россия сейчас переживает некую разновидность постпобедной депрессии, которую можно сравнить с послеродовой. Нечто схожее испытывали и герои Великой отечественной, и солдаты, вернувшиеся к мирной жизни из Афганистана. Как будто все прекрасно: солнышко светит, пули не свистят, война закончена, живи и радуйся. Но радоваться не выходит.

Штука в том, что Россия тоже закончила свой военный период. Она победила в войне на Кавказе. И не суть важно, какой ценой и сколько приходится платить за лояльность Чечни и содержание «режима Кадырова» сейчас. Факт есть факт: российской контроль над мятежной территорией установлен. Грузин победили и вовсе моментально. Да, были убитые, ослепшие, раненые (включая главнокомандующего). На войне, как на войне. Но Южная Осетия свободна. И снова факт победы налицо.

Штука в том, что Россия тоже закончила свой военный период. Она победила в войне на Кавказе. И не суть важно, какой ценой и сколько приходится платить за лояльность Чечни и содержание «режима Кадырова» сейчас. Факт есть факт: российской контроль над мятежной территорией установлен

Более того, судя по всему, без выстрелов и бомбежек Россия выиграла войну в Сирии. Или за Сирию. Заметим, что с момента пресловутой газовой атаки прошло немало времени. И, по идее, американцы должны были там уже давно обосноваться и устраивать «иракское дежавю». Но… дипломатические усилия Кремля оказались настолько эффективными, что войны ПОКА нет. Хотя еще недавно в такой исход не поверил бы никто.

При всем этом настроение у российского обывателя препаршивое. Он победитель, но что имеет с победы? Экономическое благополучие, построенное на высоких нефтяных и газовых ценах, начинает «проседать» вместе с падением этих самых цен. Оказавшись в заложниках у собственного выбора – сырьевой модели поступательного развития, Россия загнала себя в стагнационный туннель.

Третий квартал подряд ВВП падает. Минэкономразвития прогнозирует по итогам 2013 года увеличение максимум на 1,5-1,6% вместо официального прогноза в 1,8%. И то лишь в самом лучшем случае. Сейчас рост ВВП является почти нулевым, о чем сообщил замминистра экономразвития Андрей Клепач на заседании бюджетного комитета Госдумы. И это притом, что после дефолта 1998 года ежегодный реальный рост ВВП вплоть до 2009 года достигал 6-8%.

Перспективы не особо радужные. Цены на нефть в среднесрочной перспективе будут снижаться. Согласно официальному прогнозу российских властей, в ближайшие три года не стоит ждать больше $100 за баррель. А это означает, что ничего хорошего российской экономике не светит. Нет, она вовсе не колосс на глиняных ногах и вполне конкурентоспособна, но прежнего развития не будет. И такого, как был еще недавно, уровня жизни тоже не будет. А это веский повод испытывать тоску, которая выливается то в оппозиционные митинги на Болотной, то в погромы «черных» в Бирюлево.

Когда на душе тоска, нужно искать виновных. Интеллигенция поверила оппозиции, что это Путин. Простой народ считает, что все беды – от инородцев. Первые идут на Болотную площадь, вторые – громят овощебазу в Бирюлево.

Прозорливый и четко улавливающий конъюнктуру Бондарчук учел и этот момент: в его картине нет ни узбеков, ни украинцев, ни безобидных чукчей, как в старых советских фильмах. Никакого интернационализма. Все время на экране простые русские парни, которые делают грубую мужскую работу на войне: убивают врагов, защищают родину, спасают девушку.

Простая наука – услышать друг друга

В то время, когда по российским экранам победоносно шествует «Сталинград», в скромном, но вполне современно отремонтированном городе Калуге, где собирают LCD-телевизоры «Самсунг» и катаются на лыжах прямо с крыш гостиниц (такая у них крутая трасса проложена), состоялось 10-е заседание комитета по экономическому сотрудничеству российско-украинской межгосударственной комиссии.

Еще до переговоров Азаров заявил, что делегация Украины на встрече в Калуге намерена договориться о создании "дорожной карты" по развитию промышленной кооперации между двумя странами. А также обсудить реализацию совместных проектов в атомном машиностроении, космической отрасли и авиастроении

На встречу приехали правительства двух стран почти в полном составе. Николай Азаров и Дмитрий Медведев имели вдосталь времени пообщаться наедине и даже вместе сходить в церковь.

Было сообщено немало приятных новостей. Так, 21 октября, наконец-то, начнется проверка украинских кондитерских фабрик корпорации "Рошен" инспекторами Роспотребнадзора. Дмитрий Медведев заверил, что в России пока не обсуждается вопрос о введении виз для граждан Украины, о чем вещал ранее советник президента Сергей Глазьев. Более того, в следующем году столицы двух государств соединит скоростной поезд, который будет доезжать из Москвы в Киев и обратно за 7 часов.

Еще до переговоров Азаров заявил, что делегация Украины на встрече в Калуге намерена договориться о создании "дорожной карты" по развитию промышленной кооперации между двумя странами. А также обсудить реализацию совместных проектов в атомном машиностроении, космической отрасли и авиастроении. На своей странице в Facebook украинский премьер написал, что основной задачей Киева на заседании будет попытка сохранить торгово-экономические связи со странами Таможенного союза.

Как и планировалось – поговорили. И даже публично подписали соглашение в области космоса. Что же касается строительства завода по производству ядерного топлива, которое давно планировалось начать, то россияне готовы кредитовать, но с условием ратификации «нулевого варианта». А мы никак не соберемся это сделать, еще с 1994 года.

И все же, когда российские телеканалы транслировали пресс-конференцию Азарова и Медведева, и меня, и моих политически подкованных друзей не покидало ощущение, что, поговорив, мы друг друга не услышали.

Главная мысль, которую в очередной раз пытался втолковать Николай Янович, что мы никуда от России не уходим. И выбора между Европой и Россией не делаем. Подписание ассоциации не мешает нам работать с Таможенным союзом, адаптироваться к его регламентам, продолжать проекты, начатые ранее.

Но его вновь и вновь спрашивали, как мы выживем при падении ВВП, при закрытых границах и введенных пошлинах. В вопросах российских журналистов прямо звучало: вы с нами или против нас? Если вы подписываете ассоциацию, то предаете нашу дружбу.

Впрочем, после «Сталинграда» это нежелание слышать становится более понятным. И даже, если в Вильнюсе 28-29 ноября ничего подписано не будет, наш диалог с Россией еще долго будет напоминать разговор оскорбленного мужа с женой, застуканной на адюльтере. «Комплекс победителей», порождаемый им патриотический пафос в сочетании с экономическим спадом и связанной с этим неопределенностью создают такую психологическую «подушку», сквозь которую никакие наши аргументы не пробиваются. Тем более, если и сами мы в них до конца не уверены.

Как это ни парадоксально звучит, но фактическое повышение жизненного уровня населения за последние годы есть результат не столько роста национальной экономики и повышения ее эффективности, сколько следствие ревальвации рубля. И эта данность не могла не отразиться на внутриполитической ситуации в России

Вместо послесловия

Статья губернатора Белгородской области Евгения Савченко о ситуации в национальной экономике была опубликована на портале «Однако» в июле 2013 года. Но с того времени она стала еще более актуальной. На мой взгляд, это лучший материал о том, почему экономика России переживает сложные времена. Предлагаю некоторые выдержки из этой публикации без комментариев.

Сейчас в России сложился классический, сырьевой (неоколониальный) тип экономики, основными характерными чертами которого являются:

1. растущий экспорт сырьевых товаров – нефти, газа, металла, железорудного сырья, угля, леса, зерна, рыбы;

2. потеря конкурентоспособности национальной экономики;

3. доминирование на потребительском рынке импортных товаров и услуг;

4. нарушение баланса интересов и рост противоречий между национальными товаропроизводителями и национальными потребителями; доминирование при этом интересов потребителей.

Относительная экономическая стабильность последних лет объясняется исключительно благоприятной экономической конъюнктурой на экспортные товары и сырье.

Вступление в ВТО юридически закрепляет сырьевой экономический статус-кво страны в глобальной экономике.

Таким образом, состояние национальной экономики России в большой степени определяется действием внешних факторов. В этих условиях малейшие внешние изменения в экономике, в каком бы регионе мира они ни происходили, всегда будут отражаться не только на экономической, но и, естественно, на социальной и внутриполитической ситуации в России.

Механизм потери конкурентоспособности экономики России за последние 10-13 лет оказался банально простым и, с точки зрения экономической, парадоксальным. Парадоксальность заключается в том, что внутренняя инфляция последние 13 лет неуклонно укрепляла валютный курс рубля, т.е. привела к его удорожанию по отношению к доллару в 4 раза. Поскольку средняя ежегодная инфляция за последние 13 лет составила примерно 12%, то легко посчитать, что за неполные 13 лет она составила 400%. Но, поскольку официальный курс доллара США и в 2000 году и в 2013 году равен примерно 30 рублям, т.е. оставался неизменным, то это привело при внутренней инфляции 400% к росту затрат на производство одного и того же товара (при неизменной технологии производства) в 4 раза не только в рублях, но и в долларах США.

Это означает только одно – конкурентоспособность российской экономики за 13 лет снизилась по отношению к мировой в 4 раза (за небольшим минусом, связанным с инфляцией доллара США). Так, если в 2000 году затраты на производство условной единицы продукции в России были в твердой валюте в 1,5-2 раза ниже, чем на производство аналогичной продукции в западных странах, то в начале 2013 года они стали в 1,5-2 раза выше. Итог очевиден: российская экономика за данный исторический период прошла путь от устойчивой конкурентоспособности к полной ее потере.

Как это ни парадоксально звучит, но фактическое повышение жизненного уровня населения за последние годы есть результат не столько роста национальной экономики и повышения ее эффективности, сколько следствие ревальвации рубля. И эта данность не могла не отразиться на внутриполитической ситуации в России, поскольку создалось огромное противоречие между интересами национальных потребителей и интересами национальных товаропроизводителей и вылилось в массовые народные волнения в 2011-2012 годах.

Условно говоря, Болотная площадь явно отражает интересы национальных потребителей, которые и есть продукт макроэкономической политики России последних лет, получившие относительно больше других от курса на удорожание рубля. Поклонная же площадь в большинстве своем отражает интересы национальных товаропроизводителей, которые лучше чувствуют пульс реального сектора экономики, производящего реальную добавленную стоимость. И они, как никто другой, ощущают на себе замедление этого пульса, не до конца понимая фундаментальные причины происходящего.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам