Металлургия: кто не прячет прибыль, тот не пьет шампанское

Несколько дней назад Всемирная ассоциация производителей стали обнародовала очередной статистический отчет, согласно которому наши металлурги пока удерживаются на десятой ступени мирового рейтинга. При этом отрасль продолжает демонстрировать отрицательную рентабельность и отсутствие валютной выручки, половину которой экспортеры обязаны продавать Нацбанку. И никакие меры по борьбе с оффшорами не могут изменить ситуацию, несмотря на старания налоговиков…
Как сообщает УНИАН со ссылкой на бюллетень World Steel Association, по итогам десяти месяцев 2013 года Украина сохранила десятую строчку в рейтинге производителей стали с показателем 27,630 млн. тонн. Но, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года, выпуск металла в стране в январе-октябре сократился на 0,04%, в октябре – на 7,5% и составил 1,3 млн. тонн.

Еще печальнее финансовые результаты работы отрасли, о которых сообщает уже отечественная ассоциация «Металлургпром». За 9 месяцев (октябрь еще не посчитали) текущего года отрицательная рентабельность реализованной продукции составила минус 8,3% против минус 7,9% за аналогичный период 2012 года. Чистый доход (выручка) предприятий уменьшился на 10,2% (на 12 млрд. грн.) и составил 106,1 млрд. грн. Убытки металлургической отрасли за отчетный период сократились на 6% и составили 9,6 млрд. грн. Но для тех, кто «в теме», это не большой повод радоваться. Дело в том, что по итогам 2012 года убытки металлургов выросли на фантастический показатель в 330% (или в 3,3 раза) по сравнению с 2011 годом и составили 13,7 млрд. грн. В то время как в 2011 году было лишь 4,2 млрд. грн.

Официальная версия такого результата – низкий уровень спроса и цен на металлопродукцию и высокая цена на газ, железорудное сырье и металлолом, что автоматически отражается на себестоимости. Есть и другое объяснение: именно в конце 2011 года запустил недавно отстроенные мощности Китай, который второй год подряд лидирует в рейтинге мировых производителей стали с показателем 780 млн. тонн в год или 65,1 млн. тонн в месяц. Подчеркиваю – мы столько выплавляем почти за 10 месяцев.

Но произвести – это одно, продать – другое. Китай умудряется сбывать почти весь объем продукции, произведенной их металлургической отраслью. И фактически является конкурентом как наших, так и европейских заводов, в зависимости от сегментов. Мы европейцам не конкуренты, поскольку в ЕС выпускают в основном высококачественные элитные сорта и виды продукции. Отечественное производство специализируются на полуфабрикатах из нелегированной стали и плоском прокате из той же нелегированной стали без покрытия. Другими словами – на том, что попроще и подешевле.

Безусловно, экспорт сырья – менее прибыльная штука, чем продажа готовой продукции. Но в условиях Украины говорить о прибыли от экспорта вообще не приходится, поскольку она формируется совсем по другим принципам, чем в остальных странах. В наших условиях формула «доход минус себестоимость» не работает

Китайцам было важно захватить и укрепиться в более прибыльных – высокоценовых сегментах, поэтому нишу, занятую нашими металлургами, он длительное время игнорировал. Но сейчас начинает массово сбрасывать на рынок металл, аналогичный тому, что производят Украина и Россия. Учитывая «крупнооптовость» китайских поставок, русским крайне сложно конкурировать с Поднебесной. И максимум, что они могут сделать, – защитить свой внутренний рынок от нашествия китайских экспортеров. Но и это у россиян получается плохо: за три квартала текущего года доля китайского импорта металлургической продукции выросла на 9%, что увеличило поставки металлопроката до 1,49 млн. тонн на сумму в $2,1 млрд. Такие данные были приведены в аналитической справке издания «Металл-эксперт».

Украина не в состоянии сделать ни того, ни другого: она не может противостоять Китаю внутри страны и эффективно бороться с ним на мировых рынках. В результате китайцы просто давят наше внутреннее производство на украинской же территории. К тому же в августе закончились антидемпинговые пошлины на китайский металл, которые действовали с 2008 года. Официальной статистики по китайскому импорту стали в Украину мы так и не увидели. Но, по словам экспертов, «сыны Мао Цзэдуна» пробираются на наш рынок разными тропами, в том числе и традиционным маршрутом – через Россию. «Нас спасает только низкая покупательная способность и то, что у них сейчас сложная ситуация в отрасли, идет реструктуризация производств, разморозка ранее остановленных строек, им не до нас. Пока…», – говорит представитель металлотрейдерской компании.

Про его словам, если китайцы вытеснят нас с привычных рынков сбыта, и, прежде всего, из Европы, которая якобы ждет нас с распростертыми объятиями на пороге «дворца бракосочетаний» в Вильнюсе, то у страны останется единственный «экспортный шанс»: перейти на продажу сырья. Пока европейцы хорошо берут у нас железную руду и железорудные концентраты (примерно 17 млн. тонн в год на сумму в $1,6 млрд.). Это полезные ископаемые, а их у нас не отнимешь.

Безусловно, экспорт сырья – менее прибыльная штука, чем продажа готовой продукции. Но в условиях Украины говорить о прибыли от экспорта вообще не приходится, поскольку она формируется совсем по другим принципам, чем в остальных странах. В наших условиях формула «доход минус себестоимость» не работает. Ибо то, что остается в результате – а это и есть валютная выручка – подлежит не только налогообложению, но и обязательной продаже Нацбанку. А это делает металлотрейдерский бизнес убыточным априори, ибо наша сталь продается с одним условием – жесткого и не всегда гласного демпинга. Кто не демпингует, тот не пьет шампанское.

Поэтому еще в начале прошлого года Нацбанк вместе с Государственной налоговой службой, которую тогда возглавлял нынешний министр доходов и сборов Александр Клименко, озвучили амбициозную цель «побороть отток средств в оффшоры». Было объявлено, что анализ грузовых таможенных деклараций показал: 187,9 млрд. грн. – это общий объем непрямого экспорта. Через третьи лица (посредников) поставляется 52,4% экспортированных из Украины товаров. Из них 13,8% проходит через оффшорные зоны. Только в металлургии удельный вес операций с использованием третьих лиц превышает 75% от общих объемов поставок черных металлов. «Через посредников в этой сфер прошло 64,7 млрд. грн.», – сказал тогда Клименко. И пообещал, что оффшорный змей скоро будет обезглавлен.

Собственно, его энтузиазмом и можно объяснить шокирующий показатель: рост убытков металлургической отрасли в 2012 году в 3,3 раза. Говорят, если за кротом кто-то гонится, он еще глубже закапывается в землю. Так и наши доблестные экспортеры – как только власть начала щупать их за жабры, сразу закапались так глубоко, что можно было подумать – отрасль умерла.

Нет, она не умерла, а просто ушла в тень. И даже оффшорная катастрофа на Кипре не заставила наших сталеваров выбраться из убежища. К тому же сидеть в «схроне» их «стимулировал» и Национальный банк, который 19 ноября 2012 года ввел обязательную продажу 50% валюты и параллельно с этим уменьшил сроки расчета по внешнеэкономическим контрактам со 180 до 90 дней. 17 мая 2013 года регулятор продлил действие этих норм еще на полгода – до 19 ноября 3013-го. А на днях – до 17 мая 2014-го. Как вы уже, наверное, догадались, до этого времени металлурги демонстрировать прибыль не будут. Вне зависимости от того, что в действительности происходит на мировом рынке…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам