Почему Майдан не Таксим, а Тахрир?

Интересная, на мой взгляд, статья вышла на днях в журнале «Огонек». Она называется «10 бунтующих площадей» и посвящена местам, где громче всего заявил о себе голос улицы. В обзоре отсутствуют оба Майдана в Киеве 2004 и 2013 гг., площадь Свободы в Тбилиси, где в 2003-м победил Саакашвили, нет стамбульского Таксима и Болотной площади в Москве. Может, потому что они и так известны, может, потому что, вне зависимости от исхода протестов, заканчивались в итоге поражением. В любом случае, статью стоит прочитать и прокомментировать…

Бунтарский рейтинг «Огонька»

Университетская площадь, Румыния (Бухарест), 1990 год. Революция 1989-го свергла румынского диктатора Чаушеску, но не успокоила тех, кто научился сражаться за свободу на площадях. Накануне первых послереволюционных выборов рядом с Бухарестским университетом собрались тысячи людей, требуя не допустить избрания коммунистов. Университетская площадь была объявлена "зоной, свободной от неокоммунизма". Акция, названная "Голаниадой" (от golani – "хулиганы"), продолжалась 52 дня. На выборах, впрочем, экс-коммунисты выиграли, а митингующих разогнали с помощью подоспевших шахтеров.

Площадь Николы Пашича, Югославия (Белград), 2000 год. Многолетняя борьба движения "Отпор" против авторитарного режима Милошевича закончилась 5 октября 2000-го: митингующие заняли площадь перед парламентом, а вечером следующего дня президент, не получив поддержки армии, подал в отставку. Впрочем, демонстранты "захватили" улицу уже к середине 1990-х, устраивая массовые мирные акции: раздачу цветов стражам порядка, дискотеки перед кордонами полиции, "прогулки" по бульварам и проспектам, издевательские "флешмобы" по вступлению в правящую соцпартию и т.п.

Площадь Ала-Тоо, Киргизия (Бишкек), 2005 год. Парламентские выборы 2005 года стали толчком к выступлениям по всей стране. Волнения начались на юге, вскоре оппозиция, перекрыв важнейшую магистраль Ош – Бишкек, дошла до столицы. 24 марта объединенные силы недовольных (более 30 тысяч человек, часть – на конях) захватывают главную площадь и свергают власть – следующая ночь проходит в погромах и поджогах Бишкека. Президентом страны вместо Аскара Акаева становится южанин Курманбек Бакиев. Но и его тем же методом свергнут в 2010 году.

После победы оппозиции в Сербии американские технологи перебросили свои силы в Грузию. К слову, именно в эти дни как-то незаметно прошел юбилей так называемой «революции роз»: она началась 2 ноября 2003 года. Основной мотив революции – фальсификации парламентских выборов. Главный итог: Эдуард Шеварднадзе сложил полномочия

Площадь Ратчапрасонг, Таиланд (Бангкок), 2008 год. После очередного военного переворота пришедшее к власти правительство Самака Сунтхаверета столкнулось с массовыми акциями гражданского неповиновения. Организатором акций была партия "Народный союз за демократию". Протестующие одевались в желтое (цвет монархии) в противовес "краснорубашечному" правительству. После отставки Сунтхаверета, однако, страну охватили волнения "красных", в 2010 году они разбили оппозиционный городок на площади Ратчапрасонг. Митинги "красных" и "желтых" продолжаются в Таиланде по сей день, распугивая туристов.

Площадь Тахрир, Египет (Каир), 2011 год. "Арабская весна" пришла в Египет в январе 2011 года, когда более 15 тысяч недовольных политикой Хосни Мубарака заняли площадь Тахрир, требуя немедленных либеральных реформ. Уже через неделю количество митингующих возросло до 50 тысяч. Но постепенно самой заметной силой протеста стали "Братья-мусульмане": обойдя демократов, они утвердили своего лидера Мурси на месте свергнутого Мубарака. В 2013-м, однако, и он был свергнут коалицией либералов и военных на том же Тахрире.

Площадь Пуэрта-дель-Соль, Испания (Мадрид), 2011 год. В мае 2011-го на главную площадь Мадрида вышли indignados – "возмущенные". Они не ассоциировали себя с какой-либо партией, выдвигая в первую очередь социально-экономические требования: ликвидация катастрофической безработицы среди молодежи и борьба с коррупцией. Их поддержали "возмущенные" в Барселоне, Севилье, Малаге. Многие решили не расходиться до досрочных выборов в парламент 20 мая и устроили на площадях палаточные городки. Плодами движения на выборах воспользовались правые, но призрак "возмущения" пошел гулять по Европе.

Площадь Габима, Израиль (Тель-Авив), 2011 год. 25-летняя жительница Тель-Авива Дафни Лиф, протестуя против дорогой аренды жилья, разбила палатку на площади Габима и через Facebook пригласила всех желающих присоединиться к ее акции. На бульварах и площадях крупнейших израильских городов образовались палаточные поселения: требовали снижения налогов и цен на основные товары. В конце июля на улицы столицы вышло более 60 тысяч человек, певцы и политики выступали на массовом митинге. Протесты и "гуляния" продолжались до сентября и с тех пор периодически возобновляются.

«Оранжевая революция» была полной технологической копией «революции роз». Такая же причина – недоверие к результатам выборов. Такие же требования – перевыборы, передача власти оппозиции. И победа была похожа, как две капли воды. С той лишь разницей, что Виктор Ющенко пробыл президентом не два срока, как Саакашвили, а один

Площадь Рамлила-Мейдан, Индия (Нью-Дели), 2011 год. Сразу несколько политиков Индии и примкнувших к ним йогов в 2011-м включились в борьбу с коррупцией методом "голодных войн". Первым стал известный оппозиционер Анна Хазаре: собрав десятки тысяч сторонников на площади Рамлила, он объявил голодовку, требуя комплексного закона о борьбе с коррупцией, правительство пошло навстречу. Менее удачно закончилась публичная голодовка гуру Свами Рамдева, боровшегося за возврат "всех грязных денег". Палаточный городок его сторонников (на той же площади) разогнала полиция, протесты, однако, продолжились.

Зукотти-парк, США (Нью-Йорк), 2011 год. Участники акции "Захвати Уолл-стрит", выступавшие против сверхприбылей финансовых корпораций, на три месяца обосновались в Зукотти-парке, устроив там импровизированный лагерь. Оттуда, по словам организаторов, осуществлялась координация движения "оккупантов" в других городах и странах. Однако в ноябре налаженный быт протестующих (вокруг парка уже начали возникать кафе и магазины) нарушила полиция, проведя массовые задержания. Повторная попытка захватить парк в марте не увенчалась успехом, однако сам Зукотти-парк надолго стал символом.

Площадь Маршала Флориану, Бразилия (Рио-де-Жанейро), 2013 год.
Протесты в Бразилии начались еще в июне, поводом стало увеличение стоимости проезда на общественном транспорте и огромные траты на ЧМ по футболу-2014. С тех пор список требований митингующих и их состав неоднократно менялся. 15 октября, в День учителя, по всей стране прошли массовые протесты преподавателей, поддержанные другими профсоюзами. В Рио-де-Жанейро учителя оккупировали мэрию города, поселившись в палатках на площади Маршала Флориану. Цель длительной забастовки (началась еще в августе) и жизни в палатках – заставить власть пойти на диалог.

Майдан: от грузинского до египетского

Не знаю, почему обозреватель Ольга Филина обошла вниманием несколько других восстаний. Но они стоят того, чтобы вспомнить их хронологию. Хотя бы потому, что как минимум две площади можно поставить в один логический ряд: Майдан-2004 был «братом-близнецом» тбилисского, Майдан-2013 – «пиратская копия» каирского.

После победы оппозиции в Сербии американские технологи перебросили свои силы в Грузию. К слову, именно в эти дни как-то незаметно прошел юбилей так называемой «революции роз»: она началась 2 ноября 2003 года. Основной мотив революции – фальсификации парламентских выборов. Главный итог: Эдуард Шеварднадзе сложил полномочия, и руководство страной перешло к оппозиционерам во главе с Михаилом Саакашвили.

Но главное отличие Майдана от Таксима в том, что турки не допустили партийной окраски своего протеста. Таксим не превратился в «утопический свободный город» типа Пуэрта-дель-Соль или парка Гези, где категорически запрещались любые элементы политической символики. Но и не стал даже близко бенефисом для политической оппозиции, как у нас

Совсем недавно Грузия подвела последние итоги той революции: в этом году, 10 лет спустя после торжества демократии, Саакашвили и с командой утратил последние рычаги власти. После парламентских и президентских выборов у него не осталось ничего. Похоже, что и особой благодарности демократическому лидеру страна не испытывает, хотя совсем недавно Грузию ставили нам в пример за успешную реформу МВД, борьбу с коррупцией и преступностью, освоение американских инвестиций. Саакашвили пришел победителем, ушел проигравшим. После войны с Россией Грузия утратила часть своей территории.

«Оранжевая революция» была полной технологической копией «революции роз». Такая же причина – недоверие к результатам выборов. Такие же требования – перевыборы, передача власти оппозиции. И победа была похожа, как две капли воды. С той лишь разницей, что Виктор Ющенко пробыл президентом не два срока, как Саакашвили, а один. Но ушли они оба по одному сценарию – бесславно и, судя по всему, навсегда.

Нынешний Майдан не похож ни на «революцию роз», ни на «оранжевую революцию», ни даже на студенческое восстание в Стамбуле, на площади Таксим. Его основное отличие от первых двух восстаний в отсутствии четких требований к власти и понимания цели «стояния». А от бунта на Таксиме мы отличаемся партийной окраской уличных протестов.

Турецкая молодежь знала, чего хотела: сохранить парк, памятник Ататюрку и свои социальные свободы от ползущей исламизации. В частности, они требовали отменить уроки Корана, запрет на поцелуи в общественных местах, прекратить «религиозное давление» на студентов и школьников. Это конкретно, ясно и понятно. Наши детишки хотят в Евросоюз. Мило, трогательно, но очень расплывчато.

Дальше – больше. Турецкие молодежные активисты были четко структурированы, организованы и подкованы идеологически. Протест действовал как единый слаженный механизм. Полиция пустила газ – у протестующих тут же появились противогазы. Полиция применила силу – в тот же час заработал полевой госпиталь, группы эвакуации раненых и студенческие бригады скорой помощи.

Не было никаких «тушек», «титушек», «провокаторов», «неустановленных лиц в спортивных костюмах», «нациков-камикадзе» и праздношатающейся молодежи, для которой прогуливать занятия – это развлечение. Таксим точно не был развлечением – масштабы боевых столкновений у нас и у них несравнимы: по итогам противостояния в Стамбуле насчитали 43 тыс. (!) раненых и двух убитых (официально). То, что у нас однажды ночью произошло на Банковой, Таксим переживал через день.

Но главное отличие Майдана от Таксима в том, что турки не допустили партийной окраски своего протеста. Таксим не превратился в «утопический свободный город» типа Пуэрта-дель-Соль или парка Гези, где категорически запрещались любые элементы политической символики. Но и не стал даже близко бенефисом для политической оппозиции, как у нас. Представителей сочувствующих партий допускали на общих основаниях в ряды протестующих, но при условии, чтобы они не мешали остальным и не занимались пропагандой. Тем более речь не шла о том, что партийные боссы возьмут инициативу в свои руки и начнут командовать парадом, как это случилось у нас. Поэтому Майдан не Таксим. Майдан – каирский Тахрир.

Восстание против Мубарака по своему духу и сути действительно очень похоже на то, что происходит сейчас у нас. Такая же неструктурированность действий, отсутствие четкого списка требований, наличие неуправляемых радикалов, управляемых непонятно кем боевиков и, главное, тотальная политическая «загаженность» процесса.

Вопреки расхожему мнению о неких «народных» активистах в социальных сетях, бунт на Тахрире был изначально инициирован не общественниками, а партийцами. Если быть совершенно точными – либеральной политической группировкой «6 апреля», которая поддерживала связи с элитами США и организаторами «цветных революций». Но затем либералов оттеснили исламисты. И собравшиеся толпы народа попали под влияние исламских клерикалов, и на завершающей стадии протестов в Египте на площади всецело доминировали уже не студенты с гаджетами, а религиозные бородачи-мачо, истерически орущие «Аллах Акбар!». Точно так же, как у нас: проевропейская молодежь незаметно растворилась в толпах свезенных с Западной Украины «нациков». В итоге, и у нас, и у них люди стали для политических лидеров «пушечным мясом».

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам