Гривна падает «от безделья»

Гривна слишком мужественно терпела все тяготы революционного периода: в любой другой стране национальная валюта давно бы обвалилась в разы. И только в последнее время стало очевидным ее ослабление. Вчерашние торги закрылись на рекордной отметке в 8,6 грн./долл. Сегодня НБУ начал сбивать «пламя», продавая доллар по 8,40 грн. Парадокс в том, что гривна падает не столько из-за «войны» или паники, сколько из-за того, что ее напечатали слишком много. Банки буквально завалены гривнами, таких огромных остатков на корсчетах не помнят давно. Возник парадокс «свежей капусты», хорошо знакомый аграриям: чем больше урожай, тем ниже цены…

В обменных пунктах сегодня курс доллара и евро подрос. Если вчера просили 8,4-8,5 грн./долл., то сейчас меньше 8,6 грн./долл. найти трудно. Это результат вчерашних торгов, когда межбанковский валютный рынок закрылся ростом доллара до 8,6 грн./долл., а в процессе торгов доходил до 8,7 грн./долл. Сегодня Национальный банк, как и обещал, пришел на торги с долларом и начал сбивать курс гривны.

Открытие межбанка было, как говорят специалисты, деликатным: операторы выставили умеренные котировки – 8,50-8,60 грн./долл. После появления НБУ они еще больше упали – до 8,46 грн./долл. Однако обменные киоски не успели отреагировать на это сегодня и, возможно, отреагируют завтра.

Впрочем, бороться за каждую копейку Национальному банку все труднее: валютных резервов почти не осталось. В декабре прошлого года на интервенции ушло $900 млн. В январе потратили меньше, но и собрать удалось всего ничего: из-за новогодних праздников упала продажа валютной выручки предприятиями. Возник дефицит доллара на межбанковском рынке, который был бы критическим, если бы не кредит России.

Правда, не все $3 млрд., которые перечислила нам Москва, легли на счет НБУ. Почти половина – $1,3 млрд. – ушла на погашение долгов еще в декабре. В том числе за счет российской помощи погасили российский же банковский кредит, который мы получили раньше от Внешэкономбанка и постоянно пролонгировали, не имея возможности выплатить целиком.

Так что происходит с курсом гривны? И что будет дальше? На первый взгляд, вывод напрашивается сам: революция, паника, народ жаждет долларов. Но практика опровергает эту теорию. Никакого оттока депозитов, как это обычно бывает в кризис, в этот раз не наблюдается

Тем не менее, аналитики оптимистично говорят, что за счет российских денег валютные резервы Национального банка могут вырасти до $22,4 млрд. Но не сейчас, а на конец 2014 года. А до конца года нужно еще дожить…

Так что происходит с курсом гривны? И что будет дальше? На первый взгляд, вывод напрашивается сам: революция, паника, народ жаждет долларов. Но практика опровергает эту теорию. Никакого оттока депозитов, как это обычно бывает в кризис, в этот раз не наблюдается.

По итогам 2013 года объем банковских депозитов вырос на 17,3% – до 666,1 млрд. грн. Остатки на депозитных счетах физических лиц в национальной валюте выросли почти на 70 млрд. грн. (или на 36%). Более того – перед Новым годом, когда Майдан уже отметил второй месяц стояния, депозиты продолжали прибывать.

Банкиры поясняют, что это связано с разными праздничными акциями, проводимыми финучреждениями. В то время как одна часть населения стояла на митингах, а другая паковала вещи для поездок на курорты, была третья категория, изучавшая предложения банков. Как правило, говорят знающие люди, это пенсионеры с повышенными пенсиями (есть у нас несколько заслуженных категорий, который получают по 3-4 тыс. грн. в месяц и выше), госслужащие, получившие премиальные, мамы с детьми, у которых образовался небольшой избыток денег при получении первой разовой выплаты на рождение ребенка. Многие из них склонны «прокрутить» деньги в коротком периоде, чтобы дать им возможность заработать. Как сказала мне мамочка новорожденного пупса: «Все равно на праздники ничего не купишь, детским ассортиментом мы запаслись, кроватку-коляску отдали друзья, у которых ребенок подрос, от них же получили много детских вещей, молоко, к счастью, свое, грудное, почему бы не положить деньги в банк?».

Руководствуясь такой логикой и, не обращая внимания на революцию, многие украинцы перед Новым годом сходили в банк. Где им приветливо предложили широкий спектр краткосрочных «праздничных» депозитов со ставками на 2-5% годовых выше стандартных предложений. Например, знакомая мамочка разместила свои деньги под 25% годовых. Вернуть их обратно она надеется уже в ближайшее время – срок депозита истекает в феврале.

Чего нам стоит ожидать в ближайшее время? Судя по всему, небольшой плановой девальвации, поскольку удерживать курс в нынешних условиях нерационально. Как ни парадоксально, но девальвация – это известный способ активизировать экспортеров и отпугнуть импортеров

И вот тут мы возвращаемся к сути нашего повествования – судьбе курса гривны. Именно благодаря энтузиазму граждан, а также традиции на праздничные депозитные акции (которые, если мыслить логически, банкам не нужны, но трудно отказаться от продукта, который предлагают все, это своего рода «вирус») буквально за две недели остатки гривны на корсчетах отечественной банковской системы выросли на 8 млрд. грн. – до 31,9 млрд. грн.

Помню, еще несколько лет назад мы писали о том, что денег в системе нет и объем остатков снижается до опасной черты – 15 млрд. грн. (а было однажды и 12 млр. грн.). Тогда это было для банков самой основной проблемой. И они буквально умоляли Нацбанк: больше пару (т. е. гривны). Наконец, НБУ напечатал гривну, причем в таком количестве, что, как говорится, хоть заешься. А тут еще граждане поднесли. И стало у нас этого «гуталину» видимо-невидимо. И упал курс гривны (что совершенно логично при избытке товара) ниже плинтуса.

Теперь специалисты заговорили о том, что Нацбанку стоило бы изъять немного лишней денежной массы из оборота. Экономист «Укрсоцбанка» Тантели Ратувухери отмечает, что для нормальной работы банковской системы нужно в среднем 25 млрд. грн. А когда около 30 млрд. грн. – это уже «занадто». К тому же, кроме денег граждан, в банки зашли еще и деньги от самого Нацбанка: недавно он выкупил очередной тираж облигаций и влил еще 2,5 млрд. грн. А теперь вынужден продавать доллары, чтобы «связать» им же выпущенную гривну и не дать ей упасть в цене в несколько раз, как это бывает с овощами в сезон.

В то же время бизнесмены из реального сектора говорят об еще одном парадоксе: рост остатков на корсчетах в условиях падения экономики говорит только об избыточной ликвидности в банковской системе. Банкам некуда девать деньги. Бизнес не берет дорогих кредитов. Потребители тоже. Движухи в стране нет. Все замерло в ожидании завершения революции. И это одна из причин того, что гривна падает. От безделья.

Чего нам стоит ожидать в ближайшее время? Судя по всему, небольшой плановой девальвации, поскольку удерживать курс в нынешних условиях нерационально. Как ни парадоксально, но девальвация – это известный способ активизировать экспортеров и отпугнуть импортеров.

С другой стороны, экспорт зависит не столько от курса, сколько от конъюнктуры на внешних рынках. А импорт – от ранее заключенных контрактов и ситуации в стране. Его уже и так отпугивает все у нас происходящее.

Если и дальше реальный сектор будет находиться в формате «мертві бджоли не гудуть», то и гривне некуда будет деваться, кроме корсчетов банков. Там она будет потихоньку терять свои позиции и дальше, если Нацбанк не согласится с доводами «убрать лишний тираж». Если же согласится, то курс вернется на 8,35 грн./долл…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам