ExxonMobil goes home?

Подписание соглашения с консорциумом компаний во главе с ExxonMobil о работах на Скифском участке Черноморского шельфа отложено до февраля. Официально. На самом деле – на неопределенное время. До окончания революции. ExxonMobil, конечно, рисковые ребята, но вкладывать инвестиции в страну, где нет правительства, захватывают региональные органы власти и ходят по улицам с «коктейлями Молотова» под мышкой – это уже слишком. Оппозиционеры могут порадоваться: это же они говорили, что сланцевый газ – экологическая смерть Украины. Теперь ExxonMobil будет «вредить» в России: после встречи с Сечиным всерьез заговорили, что контракт века достанется «Роснефти».
ExxonMobil не первая и даже не вторая из транснациональных энергетических компаний, которые пришли разведать наши сланцевые запасы. Первой была Shell, которая установила в Первомайском районе Харьковской области, возле села Веселое свою вышку и выплатила 50 тыс. грн. аренды хозяйке земельного пая, оказавшегося в зоне бурения скважины. После чего вокруг вышки начался ажиотаж представителей оппозиционной общественности, перекочевавших от больницы, где второй год лечит спину Юлия Владимировна, в поселок, чью экологию «насилуют».

Протестовали до тех пор, пока Shell не ввела в эксплуатацию уличное освещение поселка, которого тут не было отродясь и не планировалось в ближайшие тысячу лет. Тогда ей простили и гидроразрыв, и хранение отработанной жидкости, и все другие вопросы, еще недавно казавшиеся неразрешимыми.

На Западной Украине столь сговорчивыми не были, и конкуренту Shell – компании Chevron – пришлось тяжко. На ее пути встали областные советы Ивано-Франковской и Львовской областей, «населенные» депутатами от «Свободы». Они героически обороняли Олесское месторождение от западных инвестиций, причем даже цифра в $25 млрд. общих капиталовложений, которые компания якобы намерена инвестировать в разработку и добычу газа сланцевых пород, не растопила сердца депутатов.

Chevron пришлось изрядно попотеть, чтобы добиться лояльности настоящих патриотов: иностранцы пообещали, что профинансируют в Ивано-Франковском университете нефти и газа подготовку специалистов по добыче сланцевого газа. А для экологического мониторинга во время добычи сланцевого газа на Олесской площади дали грант в 10 млн. грн. Правда, на этом торг не был завершен.

В этом плане сделка с ExxonMobil должна была стать самой щедрой для Украины. Сразу после подписания контракта наша страна получала мгновенный бонус в $325 млн. А общие инвестиции в Скифский газоносный участок на Черноморском шельфе (площадью 16,7 тыс. км кв.) оценивались на уровне $10-12 млрд.

Сделка с ExxonMobil должна была стать самой щедрой для Украины. Сразу после подписания контракта наша страна получала мгновенный бонус в $325 млн. А общие инвестиции в Скифский газоносный участок на Черноморском шельфе (площадью 16,7 тыс. км кв.) оценивались на уровне $10-12 млрд.

Тендер прошел еще в 2012 году. Подписать договор о разделе продукции стороны намеревались в ноябре 2013 года. Но из-за начавшихся массовых антиправительственных выступлений в Киеве дату подписания перенесли на январь 2014 года. Однако в январе ничего не закончилось, а стало только хуже. И теперь новая дата – февраль. Уверенности в том, что это таки произойдет, нашей стороне придает тот факт, что президент ExxonMobil Exploration Стивен Гринли и директор по геологоразведке в Евразийском регионе Кевин Бидл были 23 января в Киеве и встречались лично с Виктором Януковичем.

Однако это же самое обстоятельство может, напротив, стать поводом для сомнений в перспективах подписания контракта. Очень похоже на то, что руководители ExxonMobil решили лично отправиться на «смотрины» и выбрать потенциальных партнеров для своей долгосрочной сланцевой программы.

Ибо в тот же день еще более высокий руководитель в транснациональном гиганте – глава ExxonMobil Рекс Тиллерсон находился в Москве и встречался с другом президента Владимира Путина, главой "Роснефти" Игорем Сечиным. Они обсуждали строительство завода по производству сжиженного газа на Сахалине, вопросы разработки месторождения "Северное Чайво", обеспечение работ по арктическому шельфу, сотрудничество в добыче трудноизвлекаемых запасов нефти, а также (внимание!) участие "Роснефти" в совместных зарубежных проектах в области разведки и добычи.

В 2011 году "Роснефть" подписала соглашение о сотрудничестве с ExxonMobil по разработке Восточно-Приновоземельских блоков в Карском море, а также Туапсинского прогиба в Черном море. Американская корпорация получила в проектах по 33,33%. В феврале прошлого года компании объявили о своем намерении дополнительно включить в область совместной деятельности семь новых участков недр в российской части Арктики – Чукотском море, море Лаптевых и Карском море. Кроме того, компании сотрудничают в реализации проекта опытной добычи запасов трудноизвлекаемой нефти в Западной Сибири.

О сланцевом газе в России речь пока не идет, несмотря на то, что она занимает второе место в мире по его запасам. Россияне демонстративно отвергают любые предложения о работах, связанных с этим модным направлением. С одной стороны, сказывается соперничество с Америкой, с другой – в России еще достаточно нефти и газа, надо добыть их, а не лезть в новые затратные энергопроекты.

И в этом плане они предлагают ExxonMobil традиционный нефтяной бизнес в Западной Сибири. Еще 15 июня 2012 года ExxonMobil подписала на этот счет долгосрочное соглашение с «Роснефтью». И одновременно прекратила бурение в Польше, назвав поиски там сланцевого газа неэффективными.

По словам вице-премьера польского правительства Вальдемара Павляка, решение транснациональной компании было связано с развитием ее бизнеса в России: «ExxonMobil развивает свой бизнес в России, и было бы странным, если бы она сильно напрягалась в усилиях получить сланцевый газ здесь, в Польше», – заявил г-н Павляк репортерам.

Конечно, не факт, что российское направление вступило в противоречие с проектами компании в Польше. Точно так же это не повод отказаться от украинского шельфа. Хотя, с другой стороны, после того, как наши отношения с Москвой улучшились и цена на газ была снижена, актуальность «сланцевой лихорадки» резко поубавилась. И это ясно и нам, и потенциальным инвесторам. Может, поэтому они присылают в Украину на переговоры на самом высоком уровне не первое лицо, а в Москву для встречи с руководителем госкомпании (даже не премьером) едет глава ExxonMobil.

Впрочем, прежде чем обижаться на ExxonMobil, нужно вспомнить, сколько палок в колеса черноморскому проекту было вставлено с момента возникновения самой идеи. К тому же точной оценки реальных запасов сланцевого газа в Украине нет. Как мы уже писали, есть несколько достаточно спорных и субъективных исследований. В то же время контакты с Россией переходят в стадию практической реализации. Поэтому Рекс Тиллерсон приехал в Москву не просто пожать руку Игорю Сечину, а поговорить об общем деле. В Украине у них пока дел нет. Нет даже окончательно подписанного проекта. Зато есть баррикады, нестабильность и полная неясность, чего ждать от завтрашнего дня. В таких условия контракты на миллиарды долларов заключают только идиоты. А в ExxonMobil идиотов нет.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам