Плавающим курсом идете, товарищи

Сегодня, 12 февраля, правительство заслушает на своем заседании доклад главы Нацбанка Игоря Соркина о ситуации на валютном рынке. Хотя, в принципе, говорить особо не о чем. После того, как 7 февраля НБУ, наконец, отказался от практики стабильного курса гривны и стал устанавливать его ежедневно, на основе котировок межбанка, доллар колебался незначительно. Да и заметного роста цен на данный момент не произошло. Более актуальной темой является ситуация с золотовалютными резервами, которых по состоянию на февраль осталось всего $17,8 млрд.
Есть один универсальный анекдот, который идеально объясняет и суть нашего национального менталитета, и особенности стратегии государственного управления. Я постоянно его вспоминаю, как только у нас происходит что-то значимое.

После кораблекрушения на остров с туземцами выбросило троих пассажиров: американца, француза и украинца. Привели их к вождю племени, а тот говорит: «Можем дать вам лодку до берега, но нужно выполнить одно из трех условий: или платите 100 баксов, или съедаете ведро лука, или всем племенем мы вас имеем». Американец заплатил 100 баксов, получил лодку и уплыл. Француз был толерантен, как все европейцы, и предпочел веселую оргию. Украинец сначала ел лук: полведра съел, больше не может. Плюнул, говорит: «Ладно е…те». Полплемени его отымело, он не выдержал, достал 100 баксов, получил лодку и уплыл».

Спросите, причем тут курс гривны и золотовалютные резервы? Как причем. Несколько лет упорного удержания гривны на одном уровне привели к тому, что золотовалютные резервы Украины сократились с $31,8 млрд. на конец декабря 2011 года до $17,805 млрд. на начало февраля 2013-го. Причем последний раз они рекордно шарахнули вниз в январе этого года: за один только месяц снизились на 12,8% (!). Это $2,611 млрд.

Трудно представить, что еще месяц назад у нас было свыше $20 млрд., а сейчас уже меньше $18 млрд. Хотя почему трудно? Майдан, как и мавр, сделал свое дело: в стране, где и так экономика была в капитальном загоне, все встало. «Мертві бджоли не гудуть». Возникает вопрос, откуда при таких делах взяться валюте в резервах? Все логично.

Трудно представить, что еще месяц назад у нас было свыше $20 млрд., а сейчас уже меньше $18 млрд. Хотя почему трудно? Майдан, как и мавр, сделал свое дело: в стране, где и так экономика была в капитальном загоне, все встало. «Мертві бджоли не гудуть». Возникает вопрос, откуда при таких делах взяться валюте в резервах? Все логично

Вообще, нужно сказать, что публика, исполняющая на Майдане «дикие танцы» за евроинтеграцию и против России, не учитывает один простой и непреложный факт. При всех офигительных позитивах европейского выбора именно сокращение товарооборота с нашим восточным соседом окончательно добило торговый и платежный баланс. Потому что только в Россию мы еще могли что-то продавать в более-менее крупных объемах. Другие страны к нашему экспорту, за исключением зерновых и металла, совершенно равнодушны.

Так получилось, что, научившись импортировать любые товары и создав внутри страны пространство полного изобилия (такого огромного ассортимента, как в наших торговых центрах, и особенно продуктовых, нет ни в московских, ни в западноевропейских супермаркетах, – автор), мы не полностью запустили производство.

Ну, есть у нас немного пищевой промышленности, зараженной «вирусом» использования в производстве всякой дешевой дряни, типа пальмового масла или соевого концентрата. Есть капля легпрома и химпрома, которые выпускают носки, гигиенические прокладки и стройматериалы по лицензиям транснациональных корпораций. Но это все потребляется на внутреннем рынке. За границей украинских товаров почти нет. А хваленых продуктов не найдешь нигде, кроме египетских пляжных магазинов. Даже в Москве полно белорусских творожков и йогуртов, море европейских и российских, но нашего «Яготинского» днем с огнем не сыщешь. То же самое касается кондитерских изделий, хлеба, мяса (тут наш конкурент – Польша) и даже овощей.

При таких делах вообще удивительно, что мы еще кое-как выживаем и не впали в более глубокий кризис. Понятно, что Нацбанк формально не влияет на дефицит внешней торговли. Хотя с практической точки зрения зафиксированный на одной точке курс гривны способствовал ухудшению торгового баланса, поскольку был выгоден импортерам (делал импорт дешевле) и не давал демпинговать экспортерам. А кроме демпинга, другой эффективной маркетинговой стратегии мы изобрести не можем.

Поэтому и независимые экономисты, и МВФ уже давно твердили, что курс нужно отпускать. Но Нацбанк не решался. Боялся, что оставленная без жесткого «поводка» гривна «шандарахнет в бездну», к примеру, до уровня 12 грн/$, и некоторым должностным лицам за этот эксперимент не поздоровится.

$1,7 млрд. – сумма, в которую обошлись Национальному банку только январские интервенции в поддержку курса гривны (в 1,8 раза больше по сравнению с интервенциями в декабре 2013 года и в 5,9 раза больше в годовом выражении по сравнению с январем 2013 года) – это деньги, в прямом смысле слова выброшенные на ветер

В итоге несколько лет наши государственные финансисты мужественно занимались искусственным удержанием стабильной гривны. Ради этой высокой цели более чем в два раза были сокращены золотовалютные резервы Украины. И вот, когда их, по сути, не осталось, а Россия с предоставлением следующего транша кредита «доброй воли» не спешит, ибо неясно, кому давать (кто возглавит правительство), пришлось «заплатить деньги и получить лодку».

Уже сейчас слышу возмущенные голоса отдельных должностных лиц, которые с пеной у рта доказывают, насколько правильным в той, прошлой, ситуации было убийство золотовалютных резервов ради удержания курса гривны. Наперед знаю все их аргументы: стоит упасть гривне, как подорожает бензин (он у нас импортный), лекарства, нестабильность отпугнет инвесторов.

Но, во-первых, бензин и лекарства и так дорожали беспардонно. А, во-вторых, какие у нас могут быть инвесторы? Что им тут делать? Инвесторы приходят деньги зарабатывать. А Украина в этом плане располагает лишь одной прибыльной отраслью: ритейлом. Но там все уже и так занято. Поэтому иностранные сети, потоптавшись по рынку, ушли восвояси.

Короче говоря, $1,7 млрд. – сумма, в которую обошлись Национальному банку только январские интервенции в поддержку курса гривны (в 1,8 раза больше по сравнению с интервенциями в декабре 2013 года и в 5,9 раза больше в годовом выражении по сравнению с январем 2013 года) – это деньги, в прямом смысле слова выброшенные на ветер.

И тот факт, что доллар на межбанке на вчерашних торгах установился на уровне 8,55 за грн., развеивает все страшные опасения: нет стремительного падения национальной валюты. Колебания происходят в пределах 5-7%. Это существенно не влияет на цены. В том числе и на стоимость квартир.

По словам риелторов, главным фактором спроса на рынке недвижимости была и остается уверенность людей в своем завтрашнем дне. Только когда они знают, что будут жить в Украине, работать, зарабатывать, рожать и растить детей, они задумываются о покупке новой квартиры. Если нет, то деньги, собранные на жилье, откладывают на черный день, под «эвакуационный» запас. А сами потенциальные покупатели начинают думать, как бы свалить отсюда. И соответственно ищут крышу над головой за пределами страны. Посему курс гривны на их планы совершенно не влияет.

Что касается депозитов, то, по мнению исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, гривневые вклады продолжают оставаться прибыльными. Средние проценты в банках выше, чем курсовые потери. Устенко подсчитал, что даже при курсе 10,3 грн./$, проценты по вкладам покрывают снижение курса гривны. Но в Нацбанке надеются, что такого сильного падения в ближайшее время не будет. Эксперты с этим тоже согласны.

Кстати, глядя на Украину, решился отпустить свою тенге и Национальный банк Казахстана. На днях он принял решение отказаться от поддержания обменного курса тенге на стабильном уровне, снизить объемы валютных интервенций и сократить вмешательство в процесс формирования обменного курса тенге.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам