Разбор полетов: три урока поражения

Вот часто спрашивают: могло ли в Украине быть иначе? Отвечаю: могло. Но только в двух случаях: если бы прежняя власть изменила свою политику и не подпитывала отношение к себе тотальной ненавистью. Из-за жадности и наступательной наглости отдельных ее представителей. Из-за непомерно разросшейся коррупции. Из-за тупости и недальновидности чиновников самого высокого уровня. Из-за чудовищного непрофессионализма руководителей всех уровней, подобранных по принципу либо удовлетворения амбиций олигархов, либо личной преданности. Власть ничего менять не хотела. Значит, не могло…
Второй спасительный случай: если бы режим Януковича смог выстроить более-менее ровные отношения и с Западом, и с США, и с Россией, а не метался между ними, как в песне российской группы «ХЗ» («Х…й знает»): «Велика старуха Русь/ От конца до края,/ Я, наверно, обосрусь,/ Место выбирая».

Вот режим и обделался. По полной. Он метался в поисках наиболее прибыльной для себе интеграции. И не хотел замечать, что, отдаляясь от России и якобы евроинтегрируясь, он все равно идет навстречу перевороту, который готовился и США, и Европой на 2015 год. Путч увенчался успехом на год раньше. В пику России. Но это свидетельствует не столько о силе путчистов, сколько о тотальной слабости свергнутого прогнившего насквозь, изъеденного изнутри режима. После поражения в 2004 году он закономерно пришел к поражению в 2014-м, ибо оказался даже хуже французских Бурбонов, о которых говорили в начале XIX века: «Ничего не поняли и ничему не научились»…

И вот что характерно: даже жесткое силовое подавление протестов в зародыше только отдалило бы путч, но без изменения подходов к управлению страной, экономикой и жизнью общества не убило бы на корню желание его совершить. Мобилизационная модель экономки, при которой все проблемы страны перекладывают на все население по принципу «с каждого по копейке – государству полный бюджет», а отдельная, очень узкая прослойка (олигархи) жирует, из этого бюджета черпая, неизменно порождает всеобщие зависть и ненависть. А зависть и ненависть – это, как известно, сильные чувства, способные мимикрировать, но не уходить навсегда. В этом плане они даже сильнее, чем любовь. А о любви речь вообще не шла…

Мобилизационная модель экономки, при которой все проблемы страны перекладывают на все население по принципу «с каждого по копейке – государству полный бюджет», а отдельная, очень узкая прослойка (олигархи) жирует, из этого бюджета черпая, неизменно порождает всеобщие зависть и ненависть. А зависть и ненависть – это, как известно, сильные чувства, способные мимикрировать, но не уходить навсегда. В этом плане они даже сильнее, чем любовь

А сейчас спрашивают еще и о том, могли или не могли участники движения «Стоп цензуре» после победы путчистов не призывать к люстрации своих коллег по журналистскому цеху (для меня лично «стопцензурщики» – коллеги по цеху только формально, я не считаю их журналистами вообще, и по уму, и по роду деятельности) и к введению жесткой цензуры и фактически запрета на профессию. А вот тут ответ однозначный: не могли. И вовсе не потому, что «стопцензурщики» тоже жидко обделались, показав свое истинное лицо и подставив своих хозяев и спонсоров. Это чистая подстава-саморазоблачение: люди, которые оприходовали столько денег якобы на борьбу с цензурой режима Януковича, обогатились на этом, на самом деле, оказывается, лишь служили информсопровождением готовящегося и осуществляемого ползучего госпереворота. И как только он увенчался успехом, «борцы с цензурой» сами выступили мстителями и главными цензорами.

И понятно же, что если грантодатели из Европы и США не одернут своих зарвавшихся и обгадивших саму идею существования бесцензурных СМИ холуев, то станет очевидно, что именно такие «борцы» в Украине и нужны. Не свобода слова и мнений, не носители другой точки зрения, а тотальное единомыслие и именно цензоры, затыкающие рот несогласным. Как говорится, ура, приплыли. Но Запад молчит. И его журналистские организации, на гранты борющиеся за права журналистов, – тоже. Потому что, похоже, Западу именно такие «борцы» и нужны в стране, которую они определили как подконтрольный полигон для своих геополитических игрищ. На таком полигоне плюрализм не нужен вовсе, он только мешает, будоражит умы «рабов»…

И тут вскрываются еще три урока путча, касающиеся поведения тех, кто от власти и от ее противников в нем участвовал по обе стороны баррикад. Первый: однозначно власть защищали и с властью боролись люди с гипертрофированным компенсационным мотиватором. Тем, кому хотелось всего и сразу, и быстро. Власть осуществляли те, кому «повезло» и кто уже дорвался и грабил по-черному. А с нею боролись те, кто из «никого» хотел очень быстро стать «всем». Помните из пролетарского гимна: «Кто был никем, тот станет всем»? Вот это оно самое и есть. Оно сидит в каждом из нас. Бередит душу несбыточными надеждами на то, что в какой-то из дней придет удача (наследство, выигрыш в лотерею, находка на улице), и все резко изменится без тяжелого, каждодневного, кропотливого труда. Ну кому этого не хочется? Всем хочется. Но одни работают, а другие тупо и лениво ждут удачу.

В перевороте нашем нет никакой другой идеи, кроме захвата власти и компенсации за собственные «утраты» у вновь обретенного «корыта». А значит, гениев в ней заменили политтехнологи, организаторы и спонсоры, романтиков (их на майдане тоже было какое-то количество) попользовали, а в фанатиков и негодяев превратили всех, кто штурмовал правительственный квартал и кто в нем, в конце концов, обосновался

И страшно озлобляются на все и на всех за то, что она, удача, не приходит. Что денег нет. Что у кого-то жена красивее и дача получше, квартира побольше и зарплата пощедрее. Что кто-то талантливее и удачливее. Зависть это страшно сильный, но разрушительный двигатель. И это психология жизни, а не чьи-то выдумки.

Стремление к быстрой компенсации за собственные неудачи, но за чужой счет – вот главный двигатель масс в любой революции и в любом путче, к которому подключен народ. Революции задумывают гении, осуществляют фанатики (романтики), а их плодами пользуются негодяи (проходимцы, мерзавцы). Так сказали то ли Отто фон Бисмарк, то ли Томас Карлейль, то ли оба они пришли к такой мысли параллельно. Но это не важно. Важно то, что к нынешнему украинскому путчу это выражение не имеет никакого отношения. В перевороте нашем нет никакой другой идеи, кроме захвата власти и компенсации за собственные «утраты» у вновь обретенного «корыта». А значит, гениев в ней заменили политтехнологи, организаторы и спонсоры, романтиков (их на майдане тоже было какое-то количество) попользовали, а в фанатиков и негодяев превратили всех, кто штурмовал правительственный квартал и кто в нем, в конце концов, обосновался.

Не буду останавливаться на специально обученных и подготовленных боевиках – пусть ими занимаются те, кому нужно. Или те, кто должен (если такие еще в Украине остались). Поговорим о другой, как говаривала Юлия Тимошенко, «биомассе», которая сопутствовала боевикам и составила ударную силу так называемого «евромайдана». Бомжи, городские безработные, сельские жители, потерявшие всякие ориентиры, занятие и надежду, раздраженная интеллигенция, вечно недовольная как своим статусом, так и любой властью, студенты, учащиеся школ, колледжей и ПТУ, которым в будущем мало что светит. Я, например, вижу эти стройные ряды недовольных или, как придумали в России, «рассерженных» горожан-киевлян: дети и внуки пэтэушников, вырванные из села с потерянным навсегда «садком вышнэвым коло хаты», получившие высшее образование и статус (журналистов, экономистов, юристов, инженеров, менеджеров и т. д. и т. п.), но так и не ставшие статусными и обеспеченными людьми-гражданами своей страны. Более того, при указанном олигархически-мобилизационном управлении Украиной потерявшие даже надежду на то, что в будущем что-то изменится к лучшему. Путч вдруг стал для них такой внезапной надеждой что-то изменить…

«Победители» уже заразились «неверием бывших». Они тоже уже уверены, что пришли навсегда, а значит, лежбища нужно обустраивать по первому разряду. Так, как им подсказывает их представление о роскоши, уюте и комфорте. А где они могли этому научиться? Правильно: на экскурсиях по «Межигорью». В поисках золотого унитаза…

Второй: от этого желания компенсировать своею прежнюю неудовлетворенность все эти эксцессы с захватами «победителями» частных имений и жилищ властьимущих и показом того, как те жили. «Побежденные», конечно же, краев в личном обогащении уже не видели. Они гребли все, что под руку попадалось, и устраивали в своих поместьях действительно кичево-«патрицианские» родовые эрзац-«гнезда». С бассейнами, павлинами, раритетными автомобилями, собственными портретами работы модных авторов (типа Сергея Пояркова), вертолетными площадками, собственными пляжами и катерами.

Но:

а) вершиной борьбы с такими излишествами стали поиски «золотого унитаза Януковича» в его загородной резиденции «Межигорье». Это плебейство и жлобство навыворот в чистом виде, вызванное элементарным не только популизмом технологии (вызвать понимание нищей толпы и ее ненависть к режиму: «у-у-у-у, гады, на нашем жируют»), но еще и завистью. И вечным желанием холопа подсмотреть в замочную скважину, как баре-хозяева едят, трахаются и, пардон, ходят в туалет. Мерзкое желание, но очень продуктивное для разжигания «революционных» настроений;

б) если бы начали сравнивать имения тех, кого сейчас «раскуркуливают», и тех, кто идет им на смену, то большой разницы не нашли бы. И – тем более!!! – не найдут через год, когда «победители» дорвутся до «кормушки» и малеха у нее почавкают на свой карман. Все или есть, или будет так же. Как говаривал некто Виктор Ющенко, дорываясь до власти, президенту же не в собачьей будке жить…

Третий: проблема «бывших», извините за невольную тавтологию, была в том, что они не хотели верить в неизбежное наказание за такое отношение к себе, к стране и к людям. Им говорили: «в гробу карманов нет», «на тот свет (вариант – в эмиграцию) все не унесешь», «можешь не добежать до аэропорта», «все с собой не унесешь, когда придут под двери с вилами» и т. д. и т. п. «Бывшие» не верили. И сейчас по их покоям водят экскурсии пускающих слюнки от зависти и вожделения толп. А самые шустрые «полевые командиры» уже тащат их имущество в свои «гнезда».

И знаете почему? Потому что «победители» уже заразились «неверием бывших». Они тоже уже уверены, что пришли навсегда, а значит, лежбища нужно обустраивать по первому разряду. Так, как им подсказывает их представление о роскоши, уюте и комфорте. А где они могли этому научиться? Правильно: на экскурсиях по «Межигорью». В поисках золотого унитаза…

…Поэтому когда сегодня по стране катится новейшая «экспроприация экспроприировавших», мне хочется напомнить еще одну песенку все той же группы «ХЗ»:

Не стреляй, комиссар, подожди,
Опусти раскаленный маузер.
Пусть кровавые льются дожди,
Не спеши, скушай твикс, сделай паузу…

А известный российский журналист с украинским корнями Сергей Доренко по этому поводу как-то рассуждал на радио «Эхо Москвы»:

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам