Гуд бай, Россия? А кредит?!

Украина, словно аквабайк, совершает головокружительные виражи в своей внешней политике. Еще недавно мы подсчитывали экономию от скидки на газ, предоставленной Россией, и радовались ее финансовой помощи. Сегодня российское направление заморожено. В стенах Кабмина словосочетание «Таможенный союз» стало табу. Все ждут подписания Соглашения об ассоциации с ЕС и двух миллиардов финансовой помощи: в долларах от американцев и в евро – от Евросоюза. Последнее еврокомиссар по вопросам бюджета Януш Левандовски обещал предоставить Украине уже в марте. Без каких бы то ни было обязательств…
Скорость, с которой мы переходим от состояния стратегического партнерства с нашим соседом к состоянию полувойны, не может не шокировать. Как и следовало ожидать, болевой точкой стал Крым. А официальной брошенной перчаткой – обвинение со стороны нашего Министерства внутренних дел в адрес Российской Федерации в вооруженном вторжении на полуостров.

Следуя моде последнего времени, историческое заявление глава МВД Арсен Аваков сделал на своей страничке в Facebook. Министерство иностранных дел России тут же ответило ему на своей страничке в «Твиттере», что продолжит отстаивать на международной арене права своих соотечественников. Так они и переписывались – в социальных сетях. Еще бы эсэмсками начали перекидываться.

Но, несмотря на напряжение, невозможно не почувствовать в ситуации определенный шарж. «Аэропорт Симферополь… Около 1.30 ночи в здание аэропорта прибыли на нескольких грузовиках 119 военных с автоматическим оружием в камуфляже без опознавательных знаков, – пишет наш министр. – Вошли в здание аэропорта, разместились в помещении ресторана. Не скрывают своей принадлежности к вооруженным силам Российской Федерации. На вопросы украинских сотрудников МВД "вы военные и не имеете права тут находиться" – отвечают коротко: не имеем инструкций вести с вами переговоры».

Представьте себе ситуацию: зашли какие-то военные в ресторан, сидят, переговоры не ведут. У наших, разумеется, сдают нервы. Но, если окинуть взглядом страну, понимаешь, что эти посетители ресторана точно копируют поведение «самообороны». Которая сейчас тоже заходит в рестораны и там сидит.

Представьте себе ситуацию: зашли какие-то военные в ресторан, сидят, переговоры не ведут. У наших, разумеется, сдают нервы. Но, если окинуть взглядом страну, понимаешь, что эти посетители ресторана точно копируют поведение «самообороны». Которая сейчас тоже заходит в рестораны и там сидит

А еще бесцеремонно захватывает офисы, в том числе и средств массовой информации, устраивает свои штабы и блокпосты, там где ей захочется. А под настроение громит частную собственность – с факелами и мародерством. Эти, в Крыму, хоть ничего не взяли…

Но вернемся к экономике (в надежде, что ситуация в Крыму рассосется сама). Дело в том, что у нового министра финансов Александра Шлапака тоже есть странички в социальной сети. И он уже успел заявить, что "безусловно, мы с Россией также будем вести переговоры по поводу продолжения кредитной линии. Возможно, даже на следующей неделе попробуем поговорить с россиянами, для того чтобы уже новое правительство смогло услышать, возможно, какие-то претензии, возможно, требования российской стороны по поводу того, чего бы они желали получить для продолжения нашего сотрудничества". Прикольно-то как! И это не единственный парадокс.

Пока фракция «Справедливая Россия» инициирует поправки в закон "О порядке принятия в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ", чтобы упростить не только выдачу российских паспортов украинцам, но и порядок присоединения к России новых субъектов федерации, российская таможня совершенно лояльно пропускает украинские грузы.

В разгар противостояния на майдане Министерство доходов и сборов Украины (теперь ликвидированное) и Федеральная таможенная служба РФ подписали план на 2014 год по укреплению сотрудничества. План предполагает постепенный отход от введенного 28 января 2014 года усиленного режима контроля в отношении украинских товаров, с их полной выгрузкой при досмотре и отправкой грузовиков на территорию складов временного хранения. В результате чего срок прохождения таможни увеличился до 15 рабочих дней. И введение совместного контроля грузов в некоторых пунктах пропуска. Например, в "Куйбышево-Дьяково" и "Плетеневка-Шебекино".

Но все это может утратить смысл, если возить будет нечего. В прошлом году, когда россияне устроили нашим экспортерам, как те это называли, «профилактическую торговую войну» и «таможенный террор», товарооборот резко упал. Если в 2012 году на долю России пришлось более 30% украинского внешнеторгового оборота на сумму $51,4 млрд., то по итогам 2013 года отмечено существенное – на 12,3% – падение объемов взаимных поставок, до $39,6 млрд.

Любопытно, что одновременно с этим у россиян выросли объемы торговли с Германией на 2,2%, до $75 млрд. и с Италией – на 17,8%, до $53,9 млрд. Поживилась на нашем «горе» и Беларусь: судя по всему, она полностью заменит Украину в сегменте поставок продовольствия на российский рынок. В 2013 году Беларусь уже стала вторым после США импортером мяса птицы в Россию. Для сравнения: если Штаты поставляют 124,8 тыс. тонн, Минск – вдвое меньше – 60,4 тыс., то на долю Украины пришлось лишь 25 тыс. тонн.

Социальные выплаты до выборов и курс гривны будут удерживаться за счет кредита МВФ. А дальше все зависит от ситуации. Товарооборот с Россией же, по всей видимости, упадет еще процентов на 20, если не на треть. И пока мы сумеем компенсировать эти потери другими направлениями, придется пожить скромно, затянув пояса потуже

То же самое по свинине, которую с 3 февраля мы отказались сертифицировать для российского рынка. Причем это был шаг на опережение: Россельхознадзор в лице Сергея Данкверта готовился заявить на следующее утро, что Россия и Таможенный союз вводят временные ограничения на поставки продукции повышенного риска из Украины, так как не исключают снижения уровня контроля его безопасности.

Теперь поставки увеличили поляки и белорусы. Минсельхоз РФ совместно с экспертами уже заявил в прессе, что рынок ничуть не пострадает: цены у новых поставщиков ниже, качество лучше.

Помимо продовольствия, ключевой статьей украинского экспорта в РФ традиционно были металлы, изделия из металлов, машины, оборудование, химическая продукция, минеральные продукты и т.д. На них приходилось около $14 млрд. в год. Сейчас идет массовое перезаключение договоров между контрагентами, и, как говорят в деловых кругах, очень многие договора пересматриваются и расторгаются.

Одна из причин – проблемы с поставками. Наладить бесперебойные поставки в условиях, когда дороги перекрыты активными гражданами, практически невозможно. Последний яркий пример: россияне отказалась от украинских пеллет, потому что несколько составов с ними были остановлены и разгружены (!) некой региональной «самообороной» под лозунгом «Не дамо знищити наші ліси!». При этом ни аргументы, что пеллеты делаются из опилок, ни попытка договорится на «коммерческой» основе ничего не дали. Патриоты стояли на своем…

Наконец, не стоит забывать, что помимо собственно торговли, подписанный в декабре на государственном уровне протокол содержит, в частности, дорожную карту по развитию самолетостроения, судостроения и строительству транспортного перехода через Керченский пролив. Похоже, теперь эти проекты также будут свернуты.

Взамен мы как бы получаем режим наибольшего благоприятствования со стороны Европейского Союза. Но, как говорят в деловых кругах, это лишь дипломатический термин. Весь вопрос – в подписанных контрактах. Пока на дорогах стоят народные блокпосты, объем торговли и количество заключенных сделок не вырастут. К тому же еврочиновники не могут заставить евробизнесменов отказаться, скажем, от закупок пасты в Италии и перейти на наши макароны, чтобы помочь украинским производителям материально.

Поэтому финансовую помощь в 1 млрд. евро на восстановление экономики мы получим. Американцы дадут свой миллиард. И на этом, судя по всему, все пока закончится. Ожидаемого нашествия западных инвесторов в украинский бизнес не будет. Крупные европейские банки продают свои дочерние структуры, многие западные компании сворачивают работу и сокращают персонал. Все ждут, что мы тут успокоимся и как-то выкарабкаемся сами.

Социальные выплаты до выборов и курс гривны будут удерживаться за счет кредита МВФ. А дальше все зависит от ситуации. Товарооборот с Россией же, по всей видимости, упадет еще процентов на 20, если не на треть. И пока мы сумеем компенсировать эти потери другими направлениями, придется пожить скромно, затянув пояса потуже.

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам