Москва слезам не верит

Эту уникальную фотографию я сделала вечером, накануне вчерашней пресс-конференции Владимира Путина, сняв фасад исторического дома, где жили генсеки Брежнев и Андропов. Украинский тризуб практически в сердце российской столицы. Не акция протеста, не намек на тесные экономические связи, не предложение о помощи. Просто… лавка обмена валют. Пожалуй, Москва – единственное место за границей, где гривну признают конвертируемой…

Добраться из Киева в Москву труднее, чем выбраться назад. На подъезде к аэропортам «Борисполь» и «Жуляны» блокпосты и фейс-контроль. Учтивый «самооборонец», по виду из революционных студентов, просит паспорт и сверяет мою фамилию со списком на IPad. Не найдя ее в перечне «невыездных», пропускает такси к международному терминалу.

Но добраться до стойки регистрации – только начало большого пути от Киева до Москвы. Чтобы попасть на борт самолета, нужно пройти несколько стадий дополнительного контроля. Один на входе в «стерильную зону», другой – на выходе. Рамки, металлоискатели, личный досмотр, неприкрытое любопытство к толщине кошелька. Идет неофициальная охота за беглецами, вывозящими наличность. Мои несколько купюр стражей безопасности не впечатлили. Но почему-то долгое совещание вызвало удостоверение журналиста.

Если бы рейс не задержали, был бы шанс опоздать на посадку. Но… шел один из первых дней противостояния по Крыму. По новостям говорили о возможности закрытия воздушного пространства между Россией и Украиной. Мамы с детьми и девицы модельного вида с пакетами киевских бутиков (тут все дешевле, чем в Москве, особенно по части «подделок от кутюр») начали поднимать панику, что отменят даже гражданские рейсы, и мы не улетим.

Но мы улетели. С приличной задержкой по времени, с извинениями экипажа, что «причиной был двойной досмотр самолета» (кто и где досматривал, я не поняла), и почти пустым салоном. Деловых пассажиров в нем практически не было.

Зато мое внимание привлекали несколько крупных мужчин с военной выправкой, которые зашли по одному, но сели вместе. Уже в Москве я поняла, что это офицеры спецназа, из числа тех 70 с лишним человек, которым сейчас дают российские паспорта, чтобы спасти от мести победителей. Другого шанса выжить у них нет. Охота идет нешуточная, все данные «убийц» находятся в открытом доступе, у каждого дома уже побывали «незваные гости».

Я не судья этим людям и тому, как именно они выполняли приказ. Не знаю, было ли в их руках огнестрельное оружие и есть ли на совести хоть одна смерть. Но то, что история «поручика Голицына и корнета Оболенского» повторяется – это однозначно. Правда, тогда царские офицеры бежали в Европу, в России-то были большевики. А сейчас бегут в Россию

Я не судья этим людям и тому, как именно они выполняли приказ. Не знаю, было ли в их руках огнестрельное оружие и есть ли на совести хоть одна смерть. Но то, что история «поручика Голицына и корнета Оболенского» повторяется – это однозначно. Правда, тогда царские офицеры бежали в Европу, в России-то были большевики. А сейчас бегут в Россию. Но это так, лирика.

На практике происходящее в Украине из Москвы видится несколько по-иному. Россия, и в особенности Москва намного менее политизированы, чем Киев. Здесь каждый делает свое дело, и никто не влезает в чужую компетенцию. Армия полностью профессиональна и четко выполняет те задачи, которые ей поставили. Путин управляет государством. Другими словами, принимает стратегические решения. Это никто не оспаривает.

Интеллигенция его критикует. Это ее амплуа, своего рода дань моде, которая тоже принята по умолчанию. Официальные телеканалы ведут пропаганду. Да, риторика несколько истеричная. Но точно такая же, как была у американцев по Ираку. Очевидно, что все пиар-кампании такого рода строятся по одному образцу.

Население просто живет повседневной жизнью и не собирается с нами воевать. Никакие граждане не осаждают военкоматы с требованием отправить их в Крым помогать русским братьям. Отношение к украинцам по-прежнему хорошее, потому что мы – славяне, а от неславян Москва сильно устала.

Главное, что никто не вмешивает народ в разборки политиков. Никто не запрещает русскому балету приезжать в Киев, в то время как новоиспеченный министр Дмитрий Булатов уже взял на себя смелость объявить бойкот Паралимпийским играм. Это возмутило не только украинских спортсменов-инвалидов, многие из которых всю жизнь шли к Олимпиаде, но и российских.

Не включены в «крымский конфликт» и бизнесмены. Да, российские деловые круги напряжены. И не потому, что не знают, как им жить без нашего угля или свинины. Кстати, сало в ГУМе итальянское, из Калабрии и достаточно вкусное, а вологодский фермерский творог, которым кормят спортсменов перед соревнованиями, вообще фантастического качества и не идет ни в какое сравнение даже с нашим базарным. Так что насчет «пищевой зависимости» России от Украины – это старый миф, который мы выдумали и сами в него поверили.

Зависимость России от Украины совсем в другом. В территориальной близости. В транзитных транспортных коридорах. В маршрутах поставки нефти и газа на Запад. В расходах, которые могут возникнуть в результате «патроната» Крыма. И в убытках от экономических санкций Запада.

Например, здесь очень боятся, что из-за конфликта с американцами возникнет дефицит долларов и снять валютные вклады «в оригинале» будет невозможно. А рубль девальвируется, в нем хранить сбережения невыгодно.

Капиталы любят тишину и боятся войны. Даже ее тени. Поэтому, когда 1 марта комитеты Совета Федерации по обороне и международным делам одобрили обращение президента об использовании Вооруженных сил РФ на украинской территории, произошло снижение котировок акций «Газпрома» на 12%.

Капиталы любят тишину и боятся войны. Даже ее тени. Поэтому, когда 1 марта комитеты Совета Федерации по обороне и международным делам одобрили обращение президента об использовании Вооруженных сил РФ на украинской территории, произошло снижение котировок акций «Газпрома» на 12%

Но уже 4 марта, после объявления новости о завершении учений войск Западного военного округа возле украинской границы, российский фондовый рынок показал уверенный рост. Причем всех основных фондовых индексов. А рубль начал укрепляться по отношению к доллару и евро.

Судя по всему, в Кремле понимают, что биржа очень тонко реагирует на все происходящие процессы. Поэтому приказ о завершении учений Владимир Путин отдал за несколько минут до начала торгов. И сразу индекс ММВБ прибавил 1,76%, достигнув 1311,46 пункта, а индекс РТС вырос на 1,37%, до 1130,37 пункта. К обеду биржи продолжили свой рывок в попытке отыграть падение накануне. Вечером индекс ММВБ вышел на отметку 1362,83 пункта (5.74%), а индекс РТС вырос на 6,54%, до 1187,97 пункта.

Не подействовали на деловой климат заявления премьер-министра Новой Зеландии Джона Ки, что его страна приостанавливает переговоры с Россией по свободной торговле, и аналогичные Австралии. И даже новость, что США заморозили любые переговоры с Россией по вопросам торговли и инвестиций.

«Контакты идут на уровне субъектов хозяйствования. Прямого запрета Госдепа работать с российскими фирмами, как это было, скажем с иранскими, нет. Поэтому я завтра лечу в Нью-Йорк, на заседание совета директоров», – сказал мой московский знакомый, сотрудник транснациональной инвестиционной компании.

Уверенности в том, что все будет о’кей, российским деловым кругам и населению придает еще один фактор, которого лишена Украина. Путин пока ни разу не проиграл. В итоге. Ни по Грузии, ни по Сирии, ни по газопроводам – «Южному» и «Северному потоку», которые некоторые считали несбыточными проектами вроде нашего NLG-терминала имени Каськива. Ни, в конце концов, по Олимпиаде в Сочи, где российская сборная, вопреки неудачному старту, выполнила все поставленные задачи и стала лидером. Путин сказал – Путин сделал. ВВП сказал, что повода для войны нет, значит – нет.

Кто-то скажет, что глупо оценивать происходящее в Крыму, глядя из Москвы. Возможно. Но, находясь здесь, я абсолютно четко ощущаю, что никакой войны на самом деле нет. А есть война информационных кампаний, которая должна закончиться разделом зон влияния Запада и России на Украину. Запад будет опекать прозападную часть Украины, Россия – пророссийскую.

Крым проведет референдум, повторив прецедент Косово, но останется в составе Украины: сильно автономным и почти независимым. Россия возьмет его на содержание, для чего нужен мост через Керченский пролив. Зачем ей сдался полуостров? Все-таки база для флота. И, как говорят в Москве, вовсе не бутафорская, как кажется на первый взгляд, когда путешествуешь на туристической лодочке меж старых кораблей в порту. Если бы в Крым вошла «самооборона» майдана, стоянке флота пришел бы конец. А когда возникла «зеркальная» по своей сути «самооборона» Крыма, ситуация радикально изменилась.

Вопрос о возврате власти Виктору Януковичу тут никто не ставит. О чем было сказано на пресс-конференции в Ново-Огарево (ее, кстати, транслировали по телевизору даже в фаст-фудах). Но и о том, чтобы считать новую власть легитимной, никто не задумывается тем более

Вопрос о возврате власти Виктору Януковичу тут никто не ставит. О чем было сказано на пресс-конференции в Ново-Огарево (ее, кстати, транслировали по телевизору даже в фаст-фудах). Но и о том, чтобы считать новую власть легитимной, никто не задумывается тем более.

Россия рассчитывает на переговорный торг с другими сверхдержавами, аналогичный тому, что она успешно провела по Сирии, добившись отказа американцев от военной интервенции в обмен на уничтожение легендарного химического оружия. По Украине предметом торга будет судьба Крыма, а способом решения проблемы – достижение согласия по постепенной федерализации нашей страны.

Кстати, Запад, похоже, устал наблюдать конфликт геополитического выбора между западом и востоком страны и склоняется к принятию федерализации. Газета Wall Street Journal 3 марта написала, что немецкое правительство уже говорило нам подумать об этом. Помощник канцлера Германии Штеффен Зайберт сообщил изданию, что Берлин выступает за создание “контактной группы”, которая бы включала Украину, Россию и другие страны и Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе или Совет Европы, которые, по его мнению, должны иметь “большой опыт в решениях по федерализации”.

В Москве говорят, что это результат лоббистской работы бывшего канцлера ФРГ Герхарда Шредера, который блестяще отрабатывает свои кремлевские гонорары, доказывая на Западе, что основные ошибки в ходе крымского кризиса были допущены не Россией, а… Европой.

Его тезис о том, что Европейский Союз расколол Украину, поставив вопрос ребром – либо ассоциация с ЕС, либо Таможенный Союз с Россией, сейчас приобретает все больше сторонников среди политических обозревателей Запада. Нам бы таких лоббистов! Явным признаком сомнений Запада в том, что он прав, стала недавняя статья на главной странице сайта газеты Washington Post под красноречивым заголовком: «Кто мы такие, чтобы судить Россию?».

«Чтобы было понятно – я поддерживаю легитимное украинское правительство, а не неоимпериалистический режим в России, – пишет автор колонки. – Однако США, если честно, имеют очень ограниченные основания для того, чтобы настаивать на территориальной целостности суверенных государств. Перед Ираком был Афганистан, война в Персидском заливе, Панама, Гренада. И пока мы критикуем Москву за возмутительную агрессию, мы оставляем за собой право направлять смертоносные боеголовки в Пакистан, Йемен, Сомали и еще непонятно куда.

Ничто из этого не дает российскому президенту право отрезать Крым от остальной Украины и фактически вернуть исторический полуостров в состав Российской империи. Однако сложно основывать американские возражения на принципах – даже если путинские заявления о том, что русское население в Крыму находится под угрозой, окажутся столь же пустыми, как утверждения администрации Буша о наличии у Саддама Хусейна оружия массового поражения».

Эта статья – явный признак того, что кризис скоро рассосется и Россия с Западом договорится. Украину, судя по всему, спрашивать не будут. Ибо мяч, которым играют футболисты, не спрашивают, где ему нравится летать и как он предпочитает, чтобы по нему били. Увы, это удел всех слабых стран, оказавшихся в центре геополитической игры.

Неудивительно, что ни один украинский министр (из новеньких) не смог дозвониться до своего российского коллеги. И даже опытные представители истеблишмента, пытающиеся играть роль посредников, не могут ничего добиться. Они появляются в Москве регулярно. Останавливаются в бывшей гостинице «Украина», с видом на российский дом правительства (кстати, тут якобы видели и бывшего главу государства). Но их не принимают.

По слухам, в отеле появлялась даже Юлия Тимошенко. Говорят, пыталась восстановить старые связи, растопить жестокие сердца местных бюрократов своим болезненным состоянием. Но как пришла, так и ушла. Москва слезам не верит…

Источник: Версии
54321
(Всего 0, Балл 0 из 5)
Facebook
LinkedIn
Twitter
Telegram
WhatsApp

При полном или частичном использовании материалов сайта, ссылка на «Версии.com» обязательна.

Всі інформаційні повідомлення, що розміщені на цьому сайті із посиланням на агентство «Інтерфакс-Україна», не підлягають подальшому відтворенню та/чи розповсюдженню в будь-якій формі, інакше як з письмового дозволу агентства «Інтерфакс-Україна

Напишите нам